
21 августа, в день завершения хаджа к святым местам в Мекку и Медину, мусульманский мир отметит великий праздник жертвоприношения Курбан байрам.
О его истоках, традициях, обрядах, глубоко уходящих в историю исламской религии, «Вечерней Астане» рассказал член Ассамблеи народа Казахстана, главный имам столичной мечети «Ырыскелді қажы» Яхияхаджи ИСМАИЛОВ.
В августе 2018 года наступил последний месяц 149 года по хиджре мусульманского календаря — зуль-хиджа. Название месяца происходит от арабского глагола «совершать паломничество». В эти дни в священной Мекке и Медине собираются более трех миллионов паломников со всех концов планеты, чтобы совершить хадж к великим святыням своей религии и тем самым выполнить одну из важнейших обязанностей мусульманина, установленных Аллахом.
Истоки
Происхождение праздника Курбан айт непосредственно связано с длительной и трудной историей движения человечества по пути признания единого Бога, пророков.
Одним из таких избранников был пророк Ибрахим. Когда у него родился сын Исмаил, пророк Ибрахим увидел во сне, что приносит в жертву собственного сына. Но в тот момент, когда пророк вознес нож над сыном, его остановил Всевышний и послал для жертвы овцу. В этом жесте Создателя заключен глубочайший нравственный смысл — запрет лишать человека жизни, запрет на убийство. Через несколько лет после этого события пророку Ибрахиму и его повзрослевшему сыну Всевышний поручил восстановить разрушенную первую мечеть Кааба в Мекке и возвестить людям о хадже, то есть обязанности паломничества к своей мечети, построенной на земле для поклонения Всевышнему.
Жертвоприношение
В дни хаджа миллионы людей прибывают в священную Мекку. Но в тысячи раз больше тех, кто в силу разных причин остается дома. И это не должно их огорчать. Аллах возлагает на людей те обязанности, которые они в состоянии выполнять. Хадж в обязательном порядке должны совершать люди, имеющие соответствующие материальные возможности и хорошее здоровье.
Вместо немощного хадж по шариату может совершить от его имени другой человек.
Жертвоприношение также обязательно для имеющих средства. Ислам требует от мусульманина, прежде всего, веры и богобоязненности, совершения добрых дел в повседневной жизни.
В священном Коране о жертвоприношении говорится: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до него богобоязненность ваша». Таким образом, важным является не сам факт жертвоприношения, а то, как человек ведет себя в повседневной жизни, строит свои отношения с членами семьи, окружающими людьми.
Жертвоприношение приносится на десятый день месяца зуль-хиджа, то есть в первый день Курбан айта. В течение трех дней каждый паломник, каждый человек, имеющий достаток, приносит в жертву барашка, корову или верблюда.
Обряд паломничества
Хадж и совершаемые в ходе паломничества обряды неизменны на протяжении многих веков.
Хадж совершают мусульмане, приехавшие из различных концов земного шара, говорящие на разных языках. Принадлежащие к разным сословиям, они могут резко отличаться по степени богатства, положения в обществе, быть повелителями народов и простыми тружениками.
Но хадж уравнивает их — паломники надевают совершенно одинаковые для всех одеяния, в белые покрывала облачаются мужчины, женщины участвуют в хадже в своем обычном одеянии.
В девятый день месяца зуль-хиджа, в день Арафы, за день до айта, огромные толпы паломников пешком с пением молитв направляются к горе Арафат, что в нескольких километрах от Мекки. Стояние на горе Арафат — главная процедура в обряде паломничества, оно начинается с полудня. На ночлег паломники выезжают к местности Муздалифа в долине Мина, и каждый собирает камешки, чтобы бросить их в три каменные колонны, символизирующие черные силы.
После жертвоприношения паломники едут в Мекку в мечеть аль-харам, где совершают семикратный обход вокруг Каабы, а также между холмами Сафа и Марва, пьют воду из священного источника Зам-Зам.
После этого хадж считается законченным и можно разъехаться. Но почти все паломники следуют в Медину, здесь находятся мечеть пророка и его гробница. К Медине ведут 420 километров отличного шоссе. Ее называют городом пророка. В Медине были заложены основы мусульманского государства, она же стала его первой столицей.
Празднование Курбан айта начнется 21 августа 2018 года с праздничного айт намаза (начало в 7.00) во всех 9 мечетях столицы.
До 23 августа пройдут обряды жертвоприношения. На сегодняшний день в городе Астане определены основные места организованного проведения ритуальных мероприятий (жертвоприношений):
Район «Байқоңыр»:
1) ТОО «Нурбереке-555», шоссе Алаш, 30 (за рынком «Көк базар»);
2) ИП Есжанова А., «Жайлау», шоссе Алаш, ул. Ц313;
3) КХ «Шаушен», а/д Астана — Павлодар, 9 км;
4) крестьянское хозяйство «Темеш», а/д Астана — Софиевка, 7 км.
Район «Сарыарка»:
универсальный рынок «Улжан» (бывш. рынок «Саянур»).
район «Есиль»:
рынок «Алтын-Таға», возле поселка Косшы.
Район «Алматы»:
ТД «Метро» (трасса Астана — Караганда).
Также в дни проведения праздника Курбан айт для информирования населения о местах забоя скота и по другим актуальным вопросам будет работать круглосуточный Call-center 2288.
Правила жертвоприношения во время Курбан айта
Животное, которое приносится в жертву в Курбан айт, должно быть здоровым. Козам и овцам должно быть не меньше года, быкам, коровам, буйволам — не меньше двух лет, верблюдам — не меньше пяти лет.
Жертвоприношение могут совершить несколько людей совместно. Овцу или козу приносит в жертву один человек (одна семья), корову, быка или верблюда принести в жертву может один человек/ одна семья/ семь человек или семь семей, объединившись.
Мясо жертвенного животного делится на три части. Одна часть раздается родственникам, соседям; вторая часть — бедным и нуждающимся людям; третья часть дается своей семье, детям. Можно также полностью раздать мясо бедным, нуждающимся людям.
Украшение веры
Слово «хадж» по шариату имеет еще одно значение — цель.
Тех мусульман, которые остаются дома в дни паломничества, мы призываем поставить цель: предпраздничные и праздничные дни использовать для того, чтобы держать мысленный ответ за свои деяния перед Аллахом, исправить допущенные ошибки, совершить как можно больше добрых дел, освободиться от дурных привычек.
В эти дни необходимо с особым усердием ухаживать за родителями, оказывать моральную и материальную поддержку тем, кто нуждается. И, естественно, праздничные дни должны способствовать украшению веры, углублению религиозных знаний, аккуратному соблюдению предписаний своей религии. В день большого праздника ислама мусульмане посещают мечеть. Там верующие совершают праздничную молитву, раздают садака — милостыню. В течение трех дней навещают родных, друзей, родителей, детям дарят подарки, дают деньги — айттық.
Айт намаз
21 августа, в первый из трех дней Курбан айта во всех мечетях Астаны одновременно в 7 утра прозвучит праздничная молитва — айт намаз. После этого в течение трех праздничных дней мусульмане приносят благочестивые жертвоприношения, поздравляют друг друга с айтом, ходят в гости, забывают все ссоры и обиды.
В эти благословенные дни я прошу у Аллаха мира и благоденствия всем казахстанцам, мира в наших душах. Желаю, чтобы дни этого светлого праздника принесли в ваши дома счастье, душевный покой. Здоровья вам и вашим близким!
Шолпан АКБАЛАЕВА