КультураНовости

Квартет – школа мастерства

Одним из самых востребованных творческих коллективов столичной филармонии считается Государственный струнный квартет имени Г. Жубановой. О том, каким образом казахстанский камерно-инструментальный ансамбль, объединивший признанных мастеров исполнительского искусства, приобщает публику к шедеврам мировой музыкальной культуры, рассказал заслуженный деятель РК, художественный руководитель Государственного струнного квартета имени Г. Жубановой, виолончелист Ернар МЫНТАЕВ.

– Ернар, история квартета началась в 1988 году в стенах республиканской специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени А. Жубанова. В сегодняшнем составе камерно-инструментального ансамбля играет уже четвертое поколение музыкантов. В чем заключается секрет долголетия и стабильности вашего творческого коллектива?

– Мы очень ответственно относимся к тому, что наш коллектив носит имя великой дочери казахского народа, композитора
Г. Жубановой, так как она опекала участников квартета во время обучения в школе и Алматинской консерватории имени Курмангазы, считая, что мы в будущем сможем достойно представлять камерное искусство Казахстана. Однажды она услышала наше концертное выступление и с первой встречи отнеслась к нам с особой теплотой. Она бесконечно верила в большое будущее нашего ансамбля.

Наверное, именно это послужило стимулом для дальнейшего совершенствования исполнительского мастерства. Будучи студентами Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, мы продолжили квартетную деятельность. По личной просьбе Газизы Ахметовны Жубановой директор филармонии имени Жамбыла Мухтар УТЕУОВ взял нас под свое крыло. Обеспокоившись дальнейшей судьбой участников коллектива, она сказала ему: «Мухтаржан, сохрани этот квартет, потом сложно будет собрать такой хороший состав музыкантов». За подписью тогдашнего министра культуры РК Талгата МАМАШЕВА мы получили статус государственного струнного квартета. Постановлением Правительства нам присвоили имя композитора Г. Жубановой. Для нас большая честь носить имя великой дочери казахского народа. Везде, где бы мы не выступали, исполняем ее произведения, ставшие коронными номерами. Так удачно сложилась судьба, что затем был первый концертный тур по европейским городам. А в 1998 году заместитель акима Астаны композитор Толеген МУХАМЕДЖАНОВ пригласил квартет в столичную филармонию. За 32 года репертуар квартета пополнился шедеврами мировой классической музыки и произведениями казахстанских композиторов. Коллектив является лауреатом многих престижных международных конкурсов и фестивалей. Мы выступали вместе с прославленными отечественными и зарубежными музыкантами: Гаухар МУРЗАБЕКОВА, Айман МУСАХОДЖАЕВА, Жания АУБАКИРОВА, Райнер ШМИДТ и Государственный квартет имени А.П. Бородина. – Какими качествами должен обладать музыкант, чтобы стать участником квартета?

– Квартетный жанр считается элитарным, поэтому он предъявляет к инструменталистам высокие профессиональные требования. Естественно, что музыканты в прямом смысле слова должны пройти тест на психологическую совместимость, так как очень сложно найти исполнителей, готовых стать командой единомышленников, понимающих друг друга с полуслова. За 32 года существования коллектива мне приходилось неоднократно реанимировать квартет. За это время по определенным причинам состав коллектива менялся трижды. Каждая замена в квартете очень болезненна, мы прошли через эти непростые испытания. Иногда с приходом новых участников коллектива приходилось все начинать с нуля. Процесс адаптации очень специфический, могут уйти не то что годы, а целые десятилетия. Ансамблевая игра стала огромной школой мастерства для каждого музыканта. Отрадно, что в последние десять лет состав квартета стабилизировался. У наших музыкантов Айдара ТОКТАЛИЕВА, Алексея ЛЕБЕДЕВА, Бекзата САЙЛАУБАЙУЛЫ сформировался собственный стиль, отличающийся высоким исполнительским мастерством, виртуозной техникой игры, красотой звука и ансамблевой культурой.

– Что отличает ваш коллектив от других камерно-инструментальных ансамблей?

– Благодаря нашим преподавателям мы получили очень хорошее музыкальное образование, поэтому в качестве ориентира ставим высшую планку. Долгое время наставником Государственного струнного квартета имени Г. Жубановой был создатель Государственного квартета имени А.П. Бородина Валентин БЕРЛИНСКИЙ. В свое время мы обучались у участника австрийского квартета «Хаген» профессора Райнера Шмидта. Когда слушаешь топовые квартеты, то стараешься соответствовать заявленному высокому уровню исполнения произведений. Думаю, наши выступления отличает некий синтез русско-советской и европейской школы с казахской природой. В связи с этим западные слушатели отмечают самобытное звучание классических произведений квартетного жанра. Если ты выходишь на сцену, то должен выкладываться на сто процентов и донести глубину произведения, чтобы меломаны получили эстетическое удовольствие.

– Какие достижения вы считаете самыми значимыми в карьере?

– Главными достижениями квартета можно назвать то, что участники коллектива стали лауреатами Международного конкурса струнных квартетов имени Д. Шостаковича в Москве, престижных международных конкурсов в Осаке (Япония), Бордо (Франция).

Такие марафоны выдерживает не каждый квартет. Когда мы обучались в Высшей школе музыки королевы Испании Софии, после победы в международном конкурсе в Японии наш коллектив признали лучшим квартетом 2005 года. Мы гордимся, что у квартета есть контракт со швейцарской звукозаписывающей компанией, специализирующейся на камерной музыке. Не каждый музыкант удостаивается такой чести. В этом плане нам крупно повезло.

– Вы выступали на лучших мировых концертных площадках. Что вам больше всего запомнилось из гастрольной жизни?

– Воспоминаний о гастрольной жизни много. В свое время музыканты квартета обучались по программе «Болашак», закончили магистратуру в Базельской академии музыки в Швейцарии. Несколько лет мы жили, учились и концертировали в Швейцарии. Когда ты гастролируешь, учишься, то одновременно совмещаешь приятное с полезным. В рамках гастрольного турне по городам США в течение месяца у нас был плотный график. Ежедневные выступления на крупных американских концертных площадках оставили яркие страницы в истории нашего квартета.

– Как вы считаете, стоит ли экспериментировать с традиционным форматом академических концертов?

– Участники квартета имени Г. Жубановой практикуют музыкальные эксперименты, когда на вечерах камерной музыки неожиданно звучат традиционные казахские народные инструменты. Публика тепло приветствует такие творческие начинания, происходит синтез классического струнного квартета с домброй, кылкобызом, шанкобызом, жетыгеном. Казахский кюй в обработке для струнного квартета вместе с народными инструментами приобретает особое звучание. Мы стараемся составлять концертные программы такого рода, так как по духу нам близка музыка казахстанских композиторов.

– Какие проекты вы планируете реализовать в наступившем году после возобновления концертной деятельности?

– В прошлом году мировая общественность отметила 250-летний юбилей великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. К сожалению, из-за пандемии музыкантам не удалось по достоинству отметить этот праздник. Но наш коллектив исполнил для своих слушателей 16 струнных квартетов Бетховена. Хотя мы играли эти произведения много раз, но, возвращаясь к его творчеству, постоянно находим новые грани в квартетах. В наступившем году планируем исполнить цикл из шести квартетов, приуроченный к 140-летию венгерского композитора Бела Бартока. Также астанчан ожидают премьеры струнных квартетов казахстанских композиторов Алиби АДБИНУРОВА, Артыка ТОКСАНБАЕВА. Надеемся, что после окончания карантина возобновим все отмененные концерты и начнем выезжать на гастроли.

Метки

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть