КультураНовости

Легенда казахского танца

В следующем году в республике отметят 110-летний юбилей первой профессиональной казахской танцовщицы Шары ЖИЕНКУЛОВОЙ, которая покоряла всех своим незаурядным талантом и подняла национальное хореографическое мастерство на небывалую высоту.

Невороятной красотой, грацией и пластикой Шары Жиенкуловой восхищались далеко за пределами Казахстана. Именно она совершила культурную революцию, так как придумала движения, которые составили основу казахской национальной хореографии.
Первая профессиональная казахская танцовщица, педагог, народная артистка КазССР, лауреат Государственной премии КазССР Шара Жиенкулова родилась 18 августа 1912 года в Алматы. Она была четырнадцатым ребенком в семье Баймолды Жиенкулова, купца первой гильдии из Верного (Алматы).

Главным педагогом и наставником для Шары оказался опытный балетмейстер театра, бывший солист Большого театра и партнер всемирно известной балерины Анны Павловой Александр Александров. Он дал Шаре хорошую основу классического танца и все время обращал внимание на необходимость национального характера в искусстве. Результатом их совместной работы явился «Таттимбет», который до сих пор считается одним из лучших казахских танцев.

В 1929-1930 годах Шара училась на историческом факультете КазПИ, затем работала в Казахском драматическом театре. Ее первой ролью стала Пулиш по пьесе Б.Майлина «Майдан» («Битва»), также исполняла партии Енлик, Карагоз («Енлик – Кебек», «Карагоз» М. Ауэзова). После работала в музыкально-драматическом театре (ныне Казахский театр оперы и балета). В нем исполняла народные танцы в музыкальной драме «Айман – Шолпан» Ауэзова, в операх «Кыз Жибек», «Жалбыр» и «Ер Таргын» Брусиловского. Шара Жиенкулова танцевала партию Мамыр в первом казахском национальном балете «Калкаман – Мамыр». Она отличалась удивительной грацией, но особенно необычными были рисунок рук, говорящие движения пальцев, головы. Эту выразительность полюбили кинематографисты. Талантливая танцовщица сыграла роль Балым в фильме «Амангельды». Более 20 лет Шара Жиенкулова работала в Казахской филармонии, была руководителем ансамбля песни и танца КазССР. В 1966 году она стала директором Алматинского хореографического училища. Много ездила по республике, изучая быт, традиции и обычаи разных регионов. В результате этих поездок появились танцы «Таттимбет», «Айжан кыз», «Кара жорга», «Кырык кыз».

– Однозначно, у нас сформировалась школа казахского танца, начиная от творчества Шары Жиенкуловой. Когда открылось народное отделение Алматинского хореографического училища имени А. Селезнева, она создала методику преподавания дисциплины «Казахский танец». Была гениальной исполнительницей и на генном уровне прочувствовала пластику. В свое время она танцевала на сцене алматинского оперного театра, перешла в филармонию, преподавала, писала книги и посвятила свою жизнь изучению национальной хореографии. Благодаря ей у нас есть труд «экзерсис у станка в казахском танце». Сегодня мы называем ее казахской Вагановой. Ее ученицы Кайникамал Алимжанова, Айгуль Татти, Ботагоз Байжуманова, Камаш Карабалинова, Нурсулу Тапалова, Гайникамал Бейсенова, Гульжан Сапакова внесли большой вклад как выдающиеся исполнительницы. Они развивали те темы, которые заложила Шара апай. Позже мы узнали о ее последователях, профессиональных артистах балета, балетмейстерах Даурене Абирове, Минтае Тлеубаеве, Булате Аюханове, Жанате Байдаралине. Каждый из них для своего времени сделал революционные вещи, чтобы казахский танец начал играть новыми гранями. Долгие годы шли поиски в плане нового подхода. Те элементы, которые когда-то нам оставила Шара Жиенкулова, развивались, соединялись, так появился целый комплекс движений. О том, что уровень казахского танца значительно возрос по всем параметрам, говорила Ольга Всеволодская-Голушкевич, которая стала одним из первых исследователей казахского народного танца, как ученый подошла к изучению танцевальных элементов в сотрудничестве с этнографом Узбекали Джанибековым. Сегодня эти научные исследования систематизировались, появились книги по дисциплине «Казахский танец», – говорит заслуженная артистка Казахстана, кандидат искусствоведения, руководитель лаборатории казахского танца Казахской национальной академии хореографии, профессор Тойган ИЗИМ.

Казахская Ваганова ушла из жизни 21 мая 1991 года.
К слову, в столице как дань памяти великой танцовщице одна из улиц носит имя Шары Жиенкуловой.

Статьи по Теме

Back to top button