Лейтмотивы Марфуги Бектемировой
Ее поэзия ярко индивидуальна, очень женственна, полна лиризма. Если выделить основные образы, то это степь, луна, путь, горы и природная стихия. Система сквозных образов рождает оригинальную интерпретацию лейтмотивов.
Было бы ошибочно думать, что Марфуга писала только о любви, красотах родной природы, земли. Немало у нее произведений, продолжающих сложную тему, впервые затронутую Абаем, – о противоречивости национального характера. Тема противоречий и блужданий народа, впервые поднятая Абаем и не решенная доселе, очень важная и актуальная сегодня, смело поднимается в поэзии Марфуги Бектемировой, поэтому ее стихи далеко не просто нежная и полная печали и любви лирика, а достаточно смелая и сильная социальная поэзия, вопрошающая и мятежная.
Внутренний мир поэтессы хрупок и чист, успокоение ей дарит природа, которую она тонко чувствует, и это роднит ее поэзию с традициями казахских жырау и акынов, в этом проявляется сугубо национальная стихия ее поэзии, тенгрианско-суфийское преклонение перед природой, дарующее очищение души, катарсис в сложном мире испытаний и разочарований. Как и в давние времена жырау, автор сравнивает себя с жеребенком, сиротливым ягненком, а размышляя о дарах судьбы, отмечает, что высший дар – это Слово, с которым тесно связана ее жизнь и которое она ни на что не может променять.
Великолепны пейзажные анимистические метафоры: «Зеренда, гуляка, ловелас» в цикле стихов о Боровом, «пляшет ветер, обернутый в шелка», «испуганные звезды». Образы запоминаются и пленяют читателя, окутывая волной тайны очарования и печального созерцания природы, едва уловимыми красками, которые открываются лишь поэтической душе.
Один из сквозных лейтмотивов – тема поэзии и поэтического долга. У Марфуги Бектемировой поэзия – «царица, госпожа». «Вымыта слезами и на вкус горька, ты моя царица, радость и тоска», – восклицает она в стихе, озаглавленном «Поэзия»:
«В одиночку Блуждают поэты
По горам.
На краях крутизны».
В целом поэзия Марфуги Бектемировой – это произведения, в которых доминируют ноты грусти и печали, но светлой и возвышенной, и потому медитативность здесь главный обертон, придающий всему ее творчеству элегическую печаль. Для поэтессы дар письма – великий дар, придающий особый смысл жизни. Она чувствует свою глубокую внутреннюю связь с поэзией Абая, Магжана, Беимбета. Стихотворение «Последние дни в тюрьме» имеет подзаголовок «Прощание Беимбета Майлина». Это творение поэтессы необычное и незабываемое, можно назвать маленькой поэмой, она избирает необычный прием – исповедальность прощального письма-послания:
«Черные, черные,
Черные дни,
Цвет этот
Все мои дни заслонил».
Тональность, ритмика передают состояние крайнего напряжения и аффекта и в то же время огромной воли и силы духа человека, осознающего несправедливость казни. Будто воплотившись в дух Беимбета Майлина, поэтесса обращается к степи, отождествляя ее с матерью. В следующей строфе поэт взывает к народу, тоскуя лишь об участи казахов. Он верит, что жизнь поэта была не напрасной. Пантеистично, в духе тенгрианства он знает, что его дух растворится в степи, в горных ущельях и ковылях, чтобы вновь возродиться духом свободы и истины.
Лаконично, но очень глубоко и трагично поэтесса пишет о Желтоксане, который для нее неразрывно связан с темой города, от которого веет холодом:
«Город хмур, на асфальте туман,
Бродит призрак по пролитой крови».
Здесь прослеживаются мотивы разочарования, когда город уже не чудо, а «грозное надбровие» и «черный день». Мотивы экзистенциального одиночества, ранимости души соседствуют с образами стойкости и веры в лучшее завтра. Образы внезапного ливня, размытых дорог, исчезнувшего ориентира, торжество лжи и пик всего – образ кинжала в теле обескровленной мечты. Успокоение, как обычно, дарует природа и рождается удивительный образ «сини неба в черном небе».
Один из излюбленных приемов автора – прием диалога со своим собеседником – другом, понимающим, иногда осуждающим:
«Не суди меня, нахмурив брови…».
Но постоянным собеседником лирической героине была она сама:
«Не горюй, не плачь ночами, продержись,
Знаю: чист душою ты, коварна жизнь».
Поэзия Марфуги Бектемировой исповедальна, прием повторов и рефренов усиливает это до крайних пределов, порой доводя строки до стиля магии заклинаний.
Жизнь поэта неотделима от страданий и исканий народа, и потому Марфуга Бектемирова пытается понять истоки народных бедствий, обращаясь к аруахам, собственной душе и разуму, находя успокоение в мольбе об удаче и о счастье для своего народа. Мотив таинства жизни, бытия, смерти и рождения тесно связан с таинствами природного мироздания, и потому здесь возникают образы незримого колдуна, летаргического сновидения, бесконечного хоровода стихий природного и космического мироздания.
В поэзии возможен диалог с далекими и будущими эпохами, поэту подвластны языки животных и птиц, и потому читатель узнает, каково это, быть ливнем и цветком и о чем думал старый конь, «река времени которого пересохла». Марфуга Бектемирова находит необычные сравнения и метафоры, создающие необычный художественный мир, полный таинств и волшебства озарений.
Время и пространство ее натурфилософской поэзии бесконечно, в единой спирали движутся жизнь и небытие. В пейзажной лирике есть поразительно сюжетные, запоминающиеся образы: «сосны-женщины», уподобленные часовым, «камни-овцы», прячущиеся от холода к берегам, «ветер-хозяин», тянущийся к садам и молодым ивам, завершает картину аксакал-сосна, шепотом подсказывающий, что пришла осень.
Природа дарует успокоение, здесь нет лжи, вражды, зла, печали и бед, и потому в лоне природы рождаются мечты и грезы и Жеке-батыр оживает, рассказывая очередную легенду.
Ритмика поэтических строк завораживает песенностью, лаконичные образы запоминаются, многие стихи подобны молитве, мольбе о благоденствии народа, судьба которого неразрывно связана с непростой участью поэта.
Жизнь подобна сну под небосводом, и потому не нужно сокрушаться, «лучше зашить рану на сердце, улыбаясь миру», вторит сама себе поэтесса на разные лады в сложные периоды своей жизни. Эти строки близки читателю многих поколений, в том числе и современной молодежи, и потому можно утверждать, что поэзия Марфуги – современная, вечная и нужная многим людям, верящим в белый парус мечты.
Асима ИШАНОВА, доктор филологических наук, профессор ЕНУ имени Л. Гумилева
Александр ПРОНИН, доктор филологических наук, профессор, Испания