КультураНовости

Маэстро Тлендиев

В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося казахского композитора и дирижера Нургисы Тлендиева, который остался непревзойденным виртуозом в исполнении своих кюев на домбре.

Сокровищница казахской культуры

— Во многих названиях улиц и проспектов столицы отражена история выдающихся представителей своей страны. Один из самых протяженных проспектов нашего города носит имя Нургисы Тлендиева, — рассказывает гид в онлайн-проекте «История города — в истории улиц», презентованном Дирекцией по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия акимата города Нур-Султана. — Прежнее название проспекта — Астраханское шоссе. Проспект Тлендиева — это восьмиполосная автодорожная магистраль, являющаяся одной из крупнейших в городе.

— Нургиса Тлендиев (1925-1998) — участник Великой Отечественной войны, композитор, дирижер, домбрист, педагог, — продолжает гид. — В детстве отец научил его играть на домбре. Известный композитор Ахмет Жубанов, создавая первый оркестр народных инструментов в 1937 году, когда Нургисе было всего 12 лет, взял его под свою опеку. Играя в оркестре, одаренный юноша получил редкую возможность на практике учиться у корифеев традиционного народного искусства. В годы войны он добровольцем ушел на фронт. С 1943 года до 9 мая 1945-го Нургиса Тлендиев прошел путь от битвы на Курской Дуге до штурма Берлина. После войны обучался в только открывшейся Алма-Атинской государственной консерватории. В 1952 году окончил дирижерский факультет Московской консерватории, стажировался в Большом театре в Москве. Знаменательной вехой в творчестве Тлендиева стало создание им фольклорно-этнографического оркестра «Отырар сазы». Его труд на благо сохранения и процветания традиций народного музыкального искусства получил народное признание и был по достоинству оценен высоким званием народного артиста СССР, золотой звездой «Халық қаhарманы». Он автор более 500 музыкальных произведений в разных жанрах: песни, кюи, романсы, увертюры, поэмы, кантаты, опера, балет. Его произведения «Ортеке», «Аққу», «Ата толғауы», «Әлқисса», «Махамбет», «Сарыжайляу», «Алатау», «Ақжайық», «Өз елім» и многие другие вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.

Репетиции с оркестром

О композиторе и искусном исполнителе всегда ходило много легенд.

Мы попросили поделиться воспоминаниями человека, которому судьба даровала несколько редких, но поистине судьбоносных встреч с великим маэстро. О Нургисе ага вспоминает председатель Союза композиторов Казахстана, заслуженный деятель РК, профессор КазНУИ Серикжан АБДИНУРОВ:

— Первое знакомство с Нургисой ага произошло в 83-м году, когда я поступил в Алматинскую консерваторию имени Курмангазы. Знакомясь с Алма-Атой, я посещал Театр оперы и балета имени Абая, концерты оркестра имени Курмангазы, филармонию. Нургиса Атабаевич тогда уже руководил фольклорно-этнографическим оркестром «Отырар сазы», был главным режиссером, вдохновителем, основателем этого звездного коллектива.

Поскольку филармония находилась на улице Абылай хана, в одной остановке от консерватории, я часто бегал на репетиции, и мне очень нравилось, как руководит оркестром маэстро Тлендиев.

Тогда еще был жив великий музыковед и этнограф Болат Сарыбаев, и он находил, открывал для нас же, казахов, народные инструменты: жетыген, саз сырнай, адырна, сыбызгы, асатаяк, дауылпаз. До того мы знали лишь домбру и кобыз. И, что было интересно, оркестр «Отырар сазы» эти инструменты использовал на своих концертах. Это была творческая лаборатория, где через музыкальные инструменты открывалась многовековая история народа.
За репетициями маэстро я наблюдал с открытым ртом, для меня это было чудо. У Нургисы ага была своеобразная манера дирижирования, не классическая, как мы привыкли видеть. Он позволял себе дирижировать руками, кулаком, плечами. У него даже уши двигались! Глаза, брови — вся мимика работала. И потом, он же выступал вместе с оркестром и как дирижер, и как домбрист, руки были заняты инструментом, он мог остановиться и одной рукой показать оркестру «вступайте». Оркестр его хорошо чувствовал, понимал его по взмаху руки, щелчку пальцев, повороту головы, малейшему движению. Все музыкальные тонкости он придумал сам, у него была богатая фантазия.

Самое главное достоинство маэстро — виртуознейшее исполнение на домбре. Он играл мастерски: у него было много пассажей рукой, домбру мог на плечо закинуть, потом перекинуть через шею, в манере игры он не просто традиционно двигал пальцами, мог брать струны ногтями, бить по деке, дирижировать всем телом. По сей день нет таких инструменталистов, которые бы исполняли на домбре как Нургиса ага.

На репетициях он обращался к оркестрантам как к своим детям, сыновьям, дочерям — «қалқам», «айналайын», находил казахские образные слова и тем самым фокусировал внимание на музыке. В эти годы вышли его величайшие произведения, которые сегодня популярны.

Его отец был виртуознейшим исполнителем на домбре. Иногда пишут, что кюй «Акку» написан Тлендиевым, но сам композитор признавался, что это кюй отца, он его переработал и переложил для исполнения домбры с оркестром.

Как Эннио Морриконе

— Нургиса Тлендиев был величайшим композитором кино, — продолжает Серикжан Абдинуров. — Возьмите шедевральный фильм «Кыз Жибек». Почему он полюбился народом, наполовину успех фильма по праву принадлежит музыке Тлендиева. Это можно сравнить с музыкой Эннио Морриконе в голливудских картинах. В фильме «Кыз Жибек» кюй «Акку» звучит в виде отрывков. Помните, плавают два лебедя и соприкасаются шеями, в этот момент на домбре звучит соло «Акку» — величайшая композиторская находка? Таких моментов очень много, например, сцена поединка Толегена и Бекежана, когда звучит сильная, бурная, мощная музыка маэстро.

А в фильме «Меня зовут Кожа» уже совсем другой образ, он уже через призму мальчика смотрит на мир, и звучит детская музыка из аульной жизни, чистая, наивная, простая — музыка может сказать даже больше, чем слова. Где не хватает красноречия слов, подсознательно ауру заполняет музыка.

Благословение

— Но поистине судьбоносной стала самая первая встреча с великим маэстро в Алма-Ате, — вспоминает Серикжан Абдинуров. — Меня пригласили в гости. Раздался звонок, входит Нургиса Атабаевич с супругой и своей аурой и величием заполняет весь дом. Когда я, мальчишка, студент, увидел мэтра, был в шоке, нас посадили рядом с прицелом: пусть молодой и маститый композитор будут вместе.

Я ухаживаю за ним, подаю чай, и вдруг он ко мне поворачивается и спрашивает: «Ты кто?» «Студент, учусь в консерватории», — ответил я.

«В консерватории? — вытаращил глаза он. — А на кого ты учишься?» «На композитора». «Да ты что, у кого?» «У Кожамьярова».

Ему стало так интересно (а в сторонке стоял инструмент), и, несмотря на то что уже подали бесбармак, он как-то, с одной стороны, в приказном тоне, с другой — по отцовски, любя, сказал: «Иди к инструменту, сыграй что-нибудь».

Я был шустрый, я же пианист, хорошо владею инструментом и сыграл его песню «Қустар әні». Он встал из-за стола, прервал трапезу и все, уважая аксакала, тоже. Я, похоже, сыграл чуть виртуознее, мне кажется, ему это понравилось, он подсел, слушал, пока я играл, и с одобрением в конце поцеловал в лоб, крепко обнял (он был мощный мужчина с огромными руками), у меня, у хлипкого мальчика, аж кости хрустнули. Потом огромной ладонью, любя, как стукнет по спине, благославляя: «Жақсы. Болатың бала екенсiң», типа «С тебя выйдет толк».

— Это благословение Нургисы ага и первое знакомство я помню всю жизнь, — подытожил Серикжан Абдинуров.

История шлягера

Любимая народом проникновенная песня на стихи Мукагали Макатаева «Есiне менi алғайcың» — «Вспомни обо мне» тоже неразрывно связана с именем Нургисы Тлендиева. Историю ее создания в соцсетях рассказала популярный автор Айжан ХАМИТ.

В 1975 году композитор и поэт приступили к совместной работе. Знакомы они были давно, но тесное сотрудничество состоялось за год до смерти Мукагали. Он 30 дней жил дома у Тлендиева. За эти 30 дней они написали ряд песен, которые стали шлягерами казахстанской эстрады. Композитор не подозревал, что это были последние дни поэта. В 1976 году Мукагали не стало. Для Тлендиева это стало таким неожиданным ударом, что ему самому потребовалось лечение, он почти два месяца пролежал в больнице. После выписки он вернулся к работе. Однажды, надевая свой пиджак, Нургиса обнаружил в кармане письмо. Это было письмо от Мукагали: «Ага, это я. Моя болезнь обостряется, я не знаю, что будет дальше, обратите внимание на это…» К письму прилагался текст стихотворения «Вспомни обо мне», которое поэт сочинил еще в 1966 году, но в 1975-м адаптировал для песни.

Нургиса написал мелодию на слова этой песни, аудиозапись которой не сохранилась. Широкое распространение песня получила после того, как музыку к ней сочинила Елена Абдыхалыкова.

Тем не менее, принято считать, что именно эта песня стала последним творением двух мэтров.

Статьи по Теме

Back to top button