КультураНовости

Магия казахского танца

В рамках проекта Оn stage/online артисты театра «Астана Балет» рассказали зрителям о древней истории казахского танца и особенностях его исполнения.

По словам ведущей солистки театра «Астана Балет» Дилары ШОМАЕВОЙ, национальный танец — одна из
наиболее старинных форм художественного постижения мира. В древности он зарождался из окружающей
реальности, черпая сюжеты и виды движений. Танцевальное искусство казахского народа формировалось по собственным законам мимолетной гармонии и красоты. Национальная хореография славится своими богатейшими традициями. Известно, что первыми древними памятниками культуры можно назвать петроглифы и наскальные рисунки урочища Тамгалы и Чулакских гор. На них запечатлены обрядовые сцены и сюжетные картины, включающие изображения солнцеликого тотема и силуэты людей, взявшихся за руки.

Затем сакский период оставил после себя рисунки ритуальных и военных плясок, предназначенных для поднятия боевого духа воинов. Сакские царицы Томирис и Зарина в современном художественном представлении стали прообразами женщин-воительниц. Со времени язычества также остались свидетельства о танцах шаманов и баксы. Позднее такая архаичная практика легла в основу интеллектуального движения суфиев.

В средние века отдельныеплемена имели своих танцовщиков и комиков. Затем их традиции развили поэты-импровизаторы сал-сері, которые заложили основы актерского мастерства, танцевального и циркового искусства. Приезд степных лицедеев был для каждого аула настоящим праздником.

Многие письменные источники также отмечают особую танцевальность кюев Таттимбета, Даулеткерея и
Курмангазы. Движения казахского танца имеют глубокий смысл и психологический подтекст. В них отразилось образное мышление народа, его мировоззрение и мироощущение. Пластический язык выразительно передает действия человека в процессе труда и быта, вторит казахскому орнаменту, воспевает
явления природы, имитирует движения птиц и зверей.

Причем некоторые движения родились из особенностей одежды и обуви кочевников. С творчеством первых профессиональных коллективов — Государственного академического театра оперы и балета имени К. Байсеитовой, «Молодого балета Алматы», танцевальных ансамблей «Гулдер» и «Алтынай» — связано активное развитие танцевального искусства. Сегодня артисты театра «Астана Балет» продолжают традиции предшественников и стараются внести собственный вклад в популяризацию хореографического искусства. Настоящим украшением репертуара и визитной карточкой столичных танцовщиков стали тонкие, особенные по красоте и зрелищности концертная программа «Наследие Великой степи» и балет
«Жусан». Каждая хореографическая миниатюра заслуженных деятелей Казахстана Мукарам АВАХРИ и Айгуль ТАТИ представляет собой мини-спектакли с яркими образами, интересной драматургией и запоминающимися мелодиями.

— Танец — это зеркало души народа. В национальной хореографии отражаются не только наша культура, менталитет, но и миропонимание. Все это гармонично взаимодействует в единой пластике, котораясодержит глубокую философскую основу. Когда балетмейстер слышит степные мелодии и мотивы, то в творческом поиске словно плетет узоры. Таким образом, зарождаются хореографические композиции. Наверное, именно в этом выражается вся суть танца, — пояснила Айгуль Тати.

// Фото предоставлены пресс-службой театра

 

Метки
Показать больше

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть