НовостиОбщество

Медицина уходит в цифру

Представители Департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по Астане и Управления общественного здравоохранения ознакомились с результатами внедрения цифровизации в двух поликлиниках. В рамках проекта «Астана – адалдық алаңы» рассматривались нововведения в работе поликлиник № 4 и № 8.

К врачу за один клик
Сегодня можно сказать, что поликлиника начинается с цифрового киоска, на экране которого размещаются самые необходимые сервисы для посетителей медучреждения. Пациент здесь может ознакомиться с территориальным охватом поликлиники, узнать о наличии необходимых бесплатных лекарств, записаться на прием к врачу и многое другое. Для записи необходимо ввести ИИН, выбрать дату и удобное время.

Бумажные карточки становятся анахронизмом, на их место приходят электронные приложения, в которых отражается вся история обращений пациента, анализы, лечение. Не нужно теперь бегать от кабинета к кабинету, врач общей практики сразу отправляет пациента к нужному врачу.

– Больше не надо записываться сначала к врачу общей практики, потом идти с бумажками в регистратуру, получать талончики. Вся работа происходит в один клик, пациента записывают к необходимому врачу, тут же в «личном кабинете» специалиста есть документы с результатами всех анализов, а сам пациент может сразу проследовать на процедуры. Время пребывания человека в поликлинике сокращается, и за полдня он может пройти гораздо больше специа­листов, чем раньше, – рассказала главный врач городской поликлиники № 8 Айгуль КАСЫМОВА.

Главврач отметила, что внедрение цифровизации повысило эффективность работы врачей на 30 процентов, позволило сэкономить не только время, но и ресурсы, к примеру, на закуп бумаги. Кроме того, внедрение электронных технологий позволяет постоянно держать в поле зрения пациентов уязвимых групп – беременных, женщин с грудными детьми до трех лет, пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, гипертонией, а также пожилых людей.

Расскажем и покажем
Разумеется, еще не все знакомы с благами цифровых технологий. В каждой полик­линике при входе теперь есть специальный пункт цифрового обслуживания. Там и приложение помогут на смартфон скачать, и всем функциям обучат, и на ближайший прием к терапевту помогут записаться.

Браслеты спасения
Следующее новшество продемонстрировали врачи городской поликлиники № 4.

– В рамках пилотного проекта мы запустили производство и выдачу специальных браслетов для лиц, находящихся в группе риска. Мы отобрали участников для тестирования этой системы. Это пациенты с такими заболеваниями, как диабет, хроническая сердечная недостаточность и гипертония. На браслете есть QR-код со всеми данными пациента, особенностями состояния. В случае экстренной ситуации врачи «скорой», просканировав, получают необходимую информацию и, не теряя времени, приступают к спасению пациента. В феврале мы подведем итоги пилотного использования и, надеюсь, внедрим эту систему, – рассказала замес­титель руководителя Управления общественного здравоохранения Астаны Алия РУСТЕМОВА.

Очень важный момент – рассылка SMS-сообщений родственникам при возникновении экстренной ситуации с пациентом. Как отметила Алия Рустемова, если пилотный проект покажет свою эффективность, можно будет расширить географию заболеваний.

Будьте ближе к поликлинике
С внедрением электронной системы, приложений Smart Astana и egov.kz, прикрепиться к поликлинике стало значительно проще. Стоит оставить заявку, которая обработается автоматически. Однако и здесь важны нюансы.

– Прикрепиться жителю Астаны можно к любой клинике вне зависимости от места жительства, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения, один раз в год с 15 сентября по 15 ноября. Вместе с тем, если вы хотите прикрепиться к медучреждению не по месту фактического проживания, необходимо написать заявление. В нем нужно зафиксировать свое согласие с тем, что врач не будет выезжать к вам на вызов в другую часть города, поскольку у него есть своя закрепленная территория. Поэтому призываю всех жителей прикрепляться к поликлиникам по месту жительства, особенно семьям с маленькими детьми и жителям с хроническими заболеваниями, – разъяснила Алия Рустемова.

Все упирается в деньги
Конечно, мы не могли не спросить врачей об их насущных проблемах, всего ли достаточно для их качественной и продуктивной работы. По словам главных врачей обеих поликлиник, укомплектованность медицинских учреждений находится на допустимом уровне, есть необходимое оборудование. Но некоторые здания нуждаются в ремонте, где-то нужно обновить инструмент.

Возмещение финансовых ресурсов за оказанную медицинскую помощь населению составляет 800 тенге за одного пациента – этого мало, считает главврач Айгуль Касымова. Для благоприятной работы в комфортных условиях требуется сумма в 1500 тенге на человека.

– Чтобы мы могли мотивировать наших врачей к более качественной работе, комплексный подушевой норматив должен составлять хотя бы 1,5 тысячи тенге. Тогда не только будет мотивация у нашего персонала, но и у частников появится заинтересованность набирать пациентов. А так сейчас тариф не очень привлекательный, и живой борьбы за прикрепленного жителя нет, – сказала Айгуль Касымова.
Обойти вопросы зарплат столичных врачей мы тоже не смогли. Грамотных специалис­тов, готовых работать за небольшие деньги, не так много. К примеру, выпускник медицинского университета по специальности кардиология начинает со ставки 50 тысяч тенге в месяц. Из-за этого образуется дефицит кадров – молодые медики, набравшись опыта, уходят на работу в частные клиники.

– Невысокие зарплаты – не от нежелания платить меньше, это происходит в целом из-за того, что расходы на здравоохранение составляют всего 2 процента от ВВП. Но в Послании Главы государства в октябре прошлого года говорилось о том, что отчисления на медицину в течение ближайших 5-7 лет вырастут до 10 процентов, и, надеемся, тогда тарифы увеличатся. Мы бы с удовольствием платили докторам и врачам и по 500, и по 700 тысяч тенге, но просто у нас нет таких ресурсов, – отметила Алия Рустемова.

Фото Василия КРАСЬ

Метки

Похожие статьи

Закрыть