НовостиОбщество

Места для шопинга придется менять

В городской торговле происходят изменения. Закрываются привычные магазины эконом-формата, модернизируются рынки, меняется и сам формат торговли.

По признанию некоторых продавцов одежды, люди стали реже обновлять гардероб, покупают вещи подешевле. Торговцы, которые держали по несколько бутиков, вынуждены закрывать часть точек. К снижению покупательской активности добавляются и требования по использованию касс с онлайн-передачей чека. Но показывать все объемы невыгодно, поскольку увеличиваются налоги. Кроме того, во многих торговых центрах хозяева не хотят снижать арендную плату за предоставляемые торговые места, несмотря на падение продаж.
Однако только ли эти причины влияют на рынок или торговля просто приобретает иные формы?

Все ушли в Интернет

По данным Управления по инвестициям и развитию предпринимательства акимата Астаны, за 2017 год общий объем реализованных товаров и услуг, полученный в сумме по всем заказам через Интернет (без НДС), составил 24,9 млрд тенге, из них населению реализованы товары и услуги на 17,7 млрд тенге. Причем число интернет-покупателей у нас в стране за семь месяцев текущего года составило 1,5 млн человек, что на 11% больше, чем в прошлом году.

Только за девять месяцев текущего года в Астане открылось 11 новых интернет-магазинов, всего же в столице их на сегодняшний день зарегистрировано 107.
Согласно статистическим данным за 2017 год, в столице 219 организаций получают заказы на товары и услуги по сети Интернет.

Такой интенсивный рост интернет-торговли послужил основанием для открытия фулфилмент-центра – здесь владельцы интернет-магазинов могут получить полный цикл услуг, начиная от примерки и обработки товара до упаковки, хранения и отправки его клиентам.
Вполне вероятно, что уже скоро значительная часть покупателей одежды, предметов быта, книг уйдет на интернет-площадки. Растет и сегмент покупок продуктов питания посредством интернет-торговли. С одной стороны, это удобно. Однако многим до сих пор приятнее видеть товар «вживую» – выбрать, пощупать. Это сказывается и на объемах торговли – во время «живого» шопинга больше совершается спонтанных покупок.
Опять-таки, как можно выбрать мясо, овощи по Интернету? Только методом проб и ошибок искать своего продавца или пользоваться рекомендациями знакомых.

Был рынок коммунальный,
станет коммерческим

Еще один недостаток интернет-магазинов – в них не поторгуешься. Потому многие покупатели все-таки идут на базары.
Цены в разных торговых точках сильно варьируются, и самые экономные граждане специально едут на оптовый рынок или на «Шапагат».
Рынок «Шапагат» носит статус коммунального, с 2015 года находится на балансе у АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Astana» (СПК). А судя по названию и задачам СПК, основное направление деятельности этой структуры – стабилизация цен, недопущение спекулятивных скачков на основные продукты питания. И действительно, цены здесь были ощутимо ниже, чем на других рынках.

Однако по предложению Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК постановлением Правительства РК от 11 апреля 2017 года № 194 в перечень дочерних, зависимых организаций национальных холдингов и компаний, предлагаемых к передаче в конкурентную среду, включено ТОО «КР «Шапагат». По информации СПК «Astana», в настоящее время в соответствии с «Дорожной картой» проводятся мероприятия по предпродажной подготовке, в том числе по оценке ТОО «КР «Шапагат». Необходимо уложиться в поставленные сроки и осуществить реализацию до конца декабря 2018 года. Скорее всего, частный инвестор, который выкупит рынок, социальные цены держать не станет.

Модернизируемся

По данным Управления по инвестициям и развитию предпринимательства города Астаны, в городе 13 из 25 торговых рынков подлежат модернизации. Это рынки Центральный, «Әмір», «Шарын», «Алтай», «Көктал», «Керуен», «Ұлжан», «Сапар», «Көк базар», «Эталон», «Сапа», «Сәлем», «Он-Олжа».
По шести рынкам (Центральный, «Әмір», «Шарын», «Алтай», «Көктал», «Керуен») ведется активная работа по модернизации действующих и строительству новых торговых объектов. Общий объем инвестиций составляет 14,8 млрд тенге.

По шести рынкам («Ұлжан», «Сапар», «Көк базар», «Эталон», «Сапа», «Он-Олжа») разрабатывается проектно-сметная документация по объектам.
В связи с расширением дороги по проспекту Тлендиева рынок «Сәлем» подлежит сносу.
Вот такие глобальные преобразования ожидают наши рынки.

Ольга ФЛИНК

Метки

Похожие статьи

Закрыть