КультураНовости

Мир через фотокамеру

Увидеть необычное в привычном, интересное в рутинных вещах дано не каждому. При этом если такой момент запечатлеть в фотографии, то это становится историей в деталях. Таким даром обладает фотограф журнала National Geographic Дмитрий РУГИС. О выборе профессии, творческом пути и многом другом – в интервью газете «Вечерняя Астана».

– Дмитрий, расскажите, с чего началось ваше профессиональное увлечение фотографией.

– Как и у многих моих ровесников, у меня фотография началась со съемок друзей, знакомых, родных, носила любительский характер и была одним из многочисленных увлечений детства и юности. Затем уже в зрелые годы интерес к фотографии вернулся во время туристических походов – хотелось запечатлеть красоты нашей страны. Однако впечатления от природы были значительно сильнее впечатлений от собственных фотографий. Пришло понимание отсутствия мастерства в этом деле. И тогда начались поиски фотокружков, фотоклубов, где можно было повысить свой уровень. Но в то постперестроечное время в Казахстане сохранились лишь два фотоклуба – «Медео» в Алма-Ате и «Сплав» в Темиртау. На мое счастье «Сплав» находился от моего места жительства не слишком далеко по казахстанским меркам. Еженедельные 105-километровые поездки меня не остановили, и с этого момента фотография уже прочно вошла в мою жизнь. Дружный, увлеченный коллектив во главе с руководителем клуба Сергеем КОЧМАРЕВЫМ очень много дал мне как фотографу. И сотрудничество с клубом продолжается по сей день. Затем была школа студийной фотографии Валерия ЛАШКЕВИЧА в Караганде.

– В каких стилях, форматах вам нравится больше снимать?

– Пробовал себя в разных направлениях, но больше всего привлекала пейзажная съемка. Привлекала бесконечным разнообразием и совмещением с путешествиями. Постепенно образовался коллектив единомышленников, снимающих природу Казахстана, получивший название творческого объединения TEFA Eurasiaphoto. Совместные поездки стали самым приятным времяпрепровождением. Мне тогда очень хотелось поснимать настоящий национальный праздник, наполненный древними традициями и обрядами. И однажды совершенно случайно удалось попасть на такое действо во время путешествия вокруг озера Зайсан. Это были юбилейные мероприятия к 250-летию Кабанбай батыра. С того момента этнография стала еще одним любимым направлением в фотографии. Стараюсь почаще бывать на народных фестивалях и соревнованиях по национальным видам спорта. Часто там же и нахожу героев моей серии «Казахстанцы». – Труден был путь профессионального становления от любителя до штатного фотографа National Geographic?

– Не могу назвать этот путь сложным или тернистым. Фотография всегда была моим увлечением, приятным отдыхом после насущных трудов и, наверное, поэтому привлекала меня все больше и больше. Я не соглашался сделать ее ремеслом и лишь средством зарабатывания денег. Всегда оставлял ее для души и творчества. До сих пор не считаю себя профессионалом в области фотографии. А профессионализм компенсирую творческим подходом и наработанным видением сюжета. Думаю, все дело в правильности выбора направления, востребованного как журналом National Geographic, так и казахстанским обществом в целом. Тема обращения к истокам национальной культуры, традициям народа, выработанным многовековой мудростью, тема бережного отношения к природным богатствам и красотам привлекает к себе все более пристальное внимание и требует качественного визуального наполнения. Мне посчастливилось встретить единомышленников и наставников в этой области. Один из них – директор Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау» Бахтияр КОЖАХМЕТОВ, путешественник и фотограф, много сделавший для популяризации кочевой культуры тюрков среди стран Евразийского континента и внесший неоценимый вклад в возрождение места и роли Улытау в казахской культуре и истории. Именно с его подачи организовалось объединение TEFA Eurasiaphoto. И во многом благодаря его инициативе состоялись мои персональные выставки в Национальном музее РК.

Еще одним человеком, серьезно повлиявшим на мое развитие, стал известный Казахстанский путешественник, инвестор, общественный деятель и просветитель – Маргулан Сейсембай. Поставивший одной из своих целей – развитие внутреннего туризма в Казахстане и организовавший с этой целью серию масштабных экспедиций под эгидой Nomad Explorer, тем самым он открыл возможность многим отечественным фотографам показать в своем творчестве многообразие и красоту Казахстанской природы и его историческое наследие. Именно эти люди во многом определили мой путь в профессии, и работа в журнале National Geographic Qazaqstan, являющегося самым авторитетным популяризатором Казахстанской природы и культуры, стала логическим продолжением его.

– Вы много времени проводите в экспедициях. Какие места вам наиболее запомнились?

– Казахстан настолько разнообразен, что очень трудно выбрать что-то одно. Поднимаясь на невероятно красивые, покрытые снежниками горы Западного Тянь-Шаня, считаешь, что они лучшие. Но затем ты поражен неземными пейзажами Устюрта.

Удивляешься величию и красоте Алтая, назавтра ты уже влюблен в степные просторы Центрального Казахстана, пересекая его на мчащемся скакуне. Лучшее – это всегда новое.– Вы добились больших успехов в профессии. Какими золотыми правилами можете поделиться с начинающими фотографами и теми, кто планирует этим заняться?

– Занимайтесь тем, что вам нравится, что вам интересно, что вы любите. Пробуйте снимать все и вы найдете свое в фотографии. Не заработок, не карьера, не известность должны стоять в устремлениях, а занятие любимым делом, которое станет наиболее эффективным и принесет вам все остальное. Не превращайте фотографию в ремесло, сделайте ее творчеством и у вас исчезнет ощущение усталости от работы и появится ощущение нахождения в отпуске. Еще одно правило – практика. Снимайте много, делитесь, советуйтесь, творите. Теория мертва без практики и может сковать вас в определенные общепринятые рамки. Практика открывает путь к творчеству. И развитие. Не зацикливайтесь, добавляйте умения и разно­образьте занятия. Это даст понимание смысла фотографии как бы со стороны и увеличит возможности ее применения. Журналистика, спорт, путешествия, история, археология и ­ т. д. Разнообразие интересов и занятий расширит возможности применения ваших навыков в фотографии.

 Екатерина ТЫЩЕНКО
Фото из личного архива
Дмитрия РУГИСА

Метки

Похожие статьи

Закрыть