НовостиСтоличный маслихат

Мирас ШЕКЕНОВ: «Принцип работы должен стать открытым и прозрачным»

В процесс формирования и утверждения городского бюджета необходимо вовлекать население города, считает депутат городского маслихата, председатель комиссии по вопросам бюджета, экономики, промышленности и предпринимательства Мирас ШЕКЕНОВ. Это станет одним из механизмов повышения эффективности и рационального использования бюджетных средств. Своим мнением о том, были ли решены текущие бюджетные задачи, а также итогами работы комиссии маслихата он поделился в очередном выпуске «Вестника депутата».

Прежде всего Мирас Шекенов отметил, что по итогам рассмотрения проекта бюджета столицы на 2020-2022 годы комиссия подготовила свод предложений, которые были вынесены на очередную сессию маслихата.

— Городской бюджет социально ориентирован и напрямую оказывает влияние на благополучие граждан. Вовлечение горожан в обсуждение бюджета на этапе его формирования и утверждения станет одним из механизмов повышения эффективности и рационального использования бюджетных средств, — уверен депутат. — Следует развивать открытость и прозрачность действий аппаратов районов столицы, исполнительных органов городского акимата. Население должно участвовать в принятии решений.

Открытая онлайн-платформа «Open» по обсуждению решений, принимаемых государственными органами, реализуется только в двух районах — «Сарыарка» и «Есиль», и, как мы уже не раз отмечали, такая реализация открытости также требуется в районах «Байқоңыр» и «Алматы».

Между тем по итогам обсуждения проекта бюджета на предстоящий трехлетний период маслихатом одобрены и поддержаны заявки некоторых администраторов бюджетных программ на дополнительную сумму более 12, 5 млрд тенге.

Так, аппарату акима района «Байқоңыр» поддержана дополнительная сумма 7,3 млрд тенге, в сравнении с уточненным бюджетом 2019 года объем расходов увеличен на 2,3 млрд тенге. Для района «Алматы» эта сумма составила 250 млн тенге, которые выделены на ремонт монумента «Отан Қорғаушылар» в честь 75-летия Победы в ВОВ. Поддержана дополнительная заявка Управления по развитию языков и архивного дела на сумму 100 млн тенге на проведение мероприятий, приуроченных к 175-летию Абая Кунанбаева.

Управлению по делам общественного развития выделено 195 млн тенге, они направлены на создание инфокоммуникационной площадки, проведение мероприятий в рамках Года волонтера и т.д.

Управление активов и государственных закупок на сумму 200 млн тенге проводило капитальный ремонт ДС «Барыс-Арена» и «Алау».

Рациональный подход

Не менее важный вопрос, который находится на контроле депутатов, — исполнение бюджета. Отчет по освоению средств за 2019 год в этот раз активно обсуждался на заседаниях постоянной комиссии. В целом, как отмечает Мирас Шекенов, деятельность администраторов бюджетных программ Нур-Султана и их подведомственных организаций осуществляется в соответствии с Программой развития города, имеются достижения большинства целевых индикаторов.

— Стоит обратить внимание на то, что администраторы бюджетных программ не должным образом и нерационально планируют свои расходы, что в итоге приводит к уточнению и корректировке бюджета. Впоследствии недостатки планирования бюджета влияют на своевременность освоения выделяемых бюджетных средств и рост объемов дебиторской задолженности. При более рациональном планировании расходов данные средства можно было направить на решение остро стоящих вопросов социального характера, — подчеркивает депутат.

В списке управлений, чья работа по исполнению бюджета не достигла ожидаемого результата, оказались Управление занятости и социальной защиты города, где имеется наибольшая сумма неосвоенных бюджетных средств — 33% от общей суммы неосвоения, Управление строительства и жилищной политики (32,7%), а также Управление по инвестициям и развитию предпринимательства, где сумма неосвоенных средств — 10,7%.

При этом самые высокие размеры дебиторской задолженности числятся за управлениями топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства, строительства и жилищной политики, а также транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. При этом многие суммы переходят из года в год.

Бюджетные реформы

— Уже неоднократно ставился вопрос о принятии решения по списанию невозвратных средств. Другого выхода нет, иначе они будут из года в год накапливаться, — считает Мирас Шекенов. — Стоит отметить, что члены постоянной комиссии городского маслихата активно взаимодействуют с депутатами Сената Парламента Республики Казахстан. Были проведены встречи, на которых вынесли предложения по планированию проектов бюджета на соответствующий период. Кроме того, обсуждался вопрос реформирования самого процесса формирования бюджета. Мы считаем, что необходимо в первую очередь местным исполнительным органам создавать стратегические планы, затем приступать к формированию бюджета, а не наоборот.

Стоит отметить, что все члены комиссии активно участвуют в работе маслихата, поддерживают постоянную связь с избирателями своего округа, участвуют в организации и контроле над исполнением решений маслихата, рассматривают поступившие к ним обращения избирателей, ведут регулярный личный прием граждан.

При обсуждении проекта бюджета депутаты городского маслихата поднимали ряд проблемных вопросов. В частности, строительство школ, обеспечение дошкольным воспитанием и обучением детей с 2 до 3 лет, сроки и качество обес­печения техническими вспомогательными средствами инвалидов, формирование тарифов объектов здравоохранения, эффективность затрат бюджетных средств по проектам ГЧП, а также проблемы, имеющие системный характер. К ним можно отнести вопросы окраин города: отсутствие дорог, освещения, медицинских и спортивных учреждений, нерегулярное движение городского общественного транспорта, благоустройство внутридворовых территорий, озеленение, санитарное содержание территорий и другое.

Все заседания постоянной комиссии были открытыми и доступными для населения. Введенная в практику онлайн-трансляция мероприятий маслихата в социальных сетях, в том числе заседаний постоянной комиссии, позволила оперативно информировать население обо всех обсуждаемых проектах. Жители могут в прямом эфире задать интересующие их вопросы по рассматриваемым темам и получить ответы.

Объединять и управлять?

— На контроле постоянной комиссии находятся воп­росы по эффективному управлению коммунальным имуществом и активами местного исполнительного органа, переданного в управление АО «СПК «Astana» для увеличения уставного капитала. У депутатов городского маслихата возник ряд вопросов касательно эффективности управления коммунальным имуществом и другими активами местного исполнительного органа. Например, на последнем заседании постоянной комиссии отмечены сложности в реализации приоритетных направлений деятельности АО «СПК «Astana», предусмотренных Концепцией развития социально-предпринимательских корпораций, утвержденной постановлением Правительства РК. Отсутствует стратегический документ, определяющий долгосрочные перспективы, основные приоритеты, цели, задачи и показатели его развития. Складывается впечатление, что корпоративное управление СПК заключается только в том, чтобы утверждать членов совета директоров акционерных обществ и наблюдательного совета товариществ с ограниченной ответственностью, организационную структуру, штатную численность и бюджет дочерних организаций. Члены постоянной комиссии пришли к выводу, что в дочерних организациях АО «СПК «Astana» прослеживается неэффективное использование активов, — уточнил председатель постоянной комиссии маслихата.

В качестве примера он привел ТОО «Астана-Зеленстрой», где в мае 2019 года было принято решение о консервации 96 единиц машино-тракторного парка сроком до 1 марта 2020 года. Между тем в 2018 и 2019 годах производятся значительные затраты на аренду автотранспортных средств у сторонних организаций.

Мирас Шекенов также отметил, что на данном заседании депутатами городского маслихата рекомендовано Управлению активов и государственных закупок рассмотреть возможность выведения прибыльных предприятий из АО «СПК «Astana», способных самостоятельно управлять своими активами. Встал также вопрос об оптимизации подведомственных организаций Управления образования. Речь шла касательно объединения музыкальных и художественных школ и ряда других предприятий, относящихся к сфере образования. Учитывая, что 11 организаций дополнительного образования имеют 150 филиалов по всему городу и размещены в жилых комплексах, школах и различных центрах, депутаты считают, что один директор не сможет эффективно руководить несколькими филиалами.

— Как показывает практика, проведенная оптимизация сети медицинских учреждений столицы демонстрирует свою неэффективность. Ожидаемой доступности медицинской помощи на сегодняшний день не произошло. Сегодня в условиях карантина это отчасти проявляется, — уверен спикер.

Перед депутатами городского маслихата стоит ряд нерешенных вопросов, которые не раз поднимались перед местными исполнительными органами. Среди прочих — эффективное расходование денежных средств, выделяемых из местного бюджета на озеленение и благоустройство столицы. Народный избранник считает, что необходимо провести паспортизацию зеленых насаждений. При ведении учета и расчета на каждое насаждение, наличии паспортов на деревья затраты были бы более прозрачными, что в целом повлияло бы на эффективность бюджетных расходов.

 

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть