Uncategorized

Многовековые традиции государственности

16 декабря 1991 года Казахстан восстановил свою государственность, которую вскоре признало международное сообщество. Это событие стало историческим для всей страны. С тех пор Казахстан проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, основываясь на принципах социальной ориентации и миролюбия.

Сегодня Казахстан занимает девятое место в мире по территории, а его население превысило 20 миллионов человек. За годы независимости в страну вернулось около 1,5 миллиона соотечественников. В центре страны выросла новая столица – Астана. Казахстан стал местом проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий, укрепляя свою роль центра межкультурного диалога.

Однако традиция казахской государственности не сформировалась сама по себе. Эту основу вырабатывали, укрепляли и передавали следующим поколениям выдающиеся личности – каганы, ханы, султаны, поэты, мыслители.

В принятой в 2010 году Докт­рине национального единства Казахстана подчеркивается, что республика является правовым и историческим наследником многовековой казахской государственности. Этот принцип был зафиксирован и в Декларации о государственном суверенитете Казахстана от 25 октября 1990 года.

Границы государства в древности определялись природными рубежами – горами, реками, лесами, а сегодня они обозначены международно признанными пограничными столбами. Удерживать такую огромную территорию, сравнимую с площадью Западной Европы, возможно только опираясь на дух свободы, любовь к родине и непревзойденные воинские качества своих жителей.

История Казахстана богата выдающимися личностями, которые сформировали мощную идеологию. Их идеи и достижения остаются актуальными и сегодня, вдохновляя современные поколения.

Одним из великих правителей хуннов был Модэ, пришедший к власти в 206 году до н.э. Он провел реформы, которые укрепили государство, включая создание мощной армии, численность которой достигала, по китайским источникам, 300-400 тысяч воинов. Армия базировалась на десятичной системе, а главный принцип правителя заключался в защите родной земли: «Земля – основа государства. Как можно отдавать ее?».

Не менее выдающимся государственным мужем тюркского каганата был Культегин. Его слова, высеченные на камне, стали своеобразным гимном для правителей: «Я поднял к жизни готовый погибнуть народ… Я творил добро».

Мыслитель и философ Аль-Фараби, известный как второй учитель после Аристотеля, оставил около 160 трактатов, оказавших влияние на науку Востока и Европы. Его идеи о роли справедливости, нравственности и стремлении к знаниям остаются актуальными: «Быть благора­зумным, правдивым, отталкивающим порок… Стремиться к возвышению в науке, не превращая ее в средство обогащения». Аль-Фараби считал, что мудрые и справедливые правители – основа процветающего государства.

В XI веке мыслитель Юсуф Баласагуни, автор труда «Кутадгу билик» («Благодатное знание»), размышлял о создании идеального общества с гуманными законами. Он утверждал, что правитель должен быть мудрым, справедливым и заботиться о бедных. «Две доблести в муже не знают предела: хорошее слово и доброе дело», – писал он, считая, что успех государства зависит от нравственных качеств лидера.

Махмуд Кашгари, автор «Словаря тюркских наречий», видел язык своего народа как один из чистейших в мире. Он призывал воспитывать патриотизм и избегать зависимости от материальных благ: «Вещи – враги человека. Собрав богатство, думай, что это поток, катящий обладателя вниз».

Суфийский поэт Ходжа Ахмет Яссауи в своей «Книге премудростей» проповедовал идеи нравственного очищения и доб­родетели. Он ввел тюркский язык в литературный обиход, распространив свое учение далеко за пределы Туркестана. «Будьте справедливыми, честными и добрыми», – призывал он, подчеркивая важность духовности и скромности.

В 1465 году на мировой карте возникло новое государство – Казахское ханство, которое стало мощным, стабильным и влиятельным. Казахские ханы справедливо считали себя главными наследниками улуса Джучи (Золотой Орды). Новое государство обеспечивало безопасность многочисленных родов и племен, занимавших значительную часть бывших территорий Орды. Если ранее термин «казах» носил в основном социальный оттенок, то с созданием ханства он приобрел политичес­кое значение. В дальнейшем при ханах Касыме, Тауекеле, Есиме, Жангире и Тауке Казахское ханство укрепляло свое могущество, оставаясь внутренне единым государством вплоть до начала XVIII века, пока не вмешались внешние силы. Казахское ханство существовало почти четыре столетия.

XV – начало XVIII века для степных народов стали временем относительного достатка и стабильности. Основу экономики составляло кочевое и полукочевое скотоводство, а в оазисах активно развивалось земледелие. Через территорию Казахстана проходил Великий шелковый путь, по маршрутам которого шла оживленная торговля. Степные законы функционировали эффективно, авторитет биев, вершивших справедливое правосудие, был неоспорим.

Одной из ключевых фигур начала XVI века был Касым хан, которого называют собирателем казахских земель. Управляя огромной территорией, Касым обладал колоссальным влиянием.

Продолжателем идей Касыма стал его сын Хак-Назар, возглавивший Казахское ханство в 1551 году. Обладая качествами государственного деятеля, он расширил влияние ханства на сопредельные территории.

Знаковая фигура в истории Казахского ханства – Тауке хан. Он проводил многовекторную внешнюю политику, заключил военные союзы с кыргызами и каракалпаками, что временно остановило набеги джунгар. Тауке стремился к укреплению внутриполитической стабильности. Ежегодно он созывал съезды представителей трех жузов, где обсуждались ключевые вопросы. Его реформы способствовали укреп­лению правового порядка и единства.

Одной из центральных фигур XVIII века был Абылай хан, чья деятельность была направлена на создание централизованного государства и укрепление его независимости. Внешняя политика великого Абылая отличалась гибкостью и дальновидностью и была направлена на обеспечение неприкосновенности территории Казахского ханства. Как известно, Абылай был вынужден маневрировать между двумя крупнейшими империями: российской и китайской. Для укрепления могущества Казахского ханства он опирался на своих сподвижников.

Крупнейшими биями, кто олицетворял общественно-политические пристрастия казахского народа, были Толе, Айтеке и Казыбек. Они призывали к единству и сплоченности, охране территориальной целостности казахского государства перед лицом внешней опасности.

В начале 20-х годов XIX века в результате царских реформ были ликвидированы основы государства – ханская власть в Среднем и Младшем жузах. А со смертью хана Жангира в 1845 году ханская власть была упразднена и в Бокеевском ханстве, расположенном в междуречье Урала и Волги.

Это вызвало протест местного населения, вылившийся в национально-освободительную борьбу казахского народа. Мы не исчезли, а наоборот, вопреки всем невзгодам и тяжелейшим испытаниям встали на путь национального возрождения и освобождения. Выдающиеся государственные деятели Абылай хан, Толе би, Казыбек би, Айтеке би, хан Кенесары, казахские батыры Богенбай, Кабанбай, Сырым, Махамбет, Исатай, Жоламан, Жанкожа, Есет, народные просветители Абай Кунанбай­улы, Шокан Уалиханов, Ыбырай Алтынсарин, великие реформаторы XX века во главе с А. Бокейханом, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы, Г. Потаниным, А. Латутой и другими встали во главе пробудившегося народа. Они сделали все возможное, чтобы стать свободными и независимыми.

В период с 1917 по 1991 год Казахстан находился в составе СССР в качестве союзной респуб­лики, не было подлинного суверенитета и независимости.

В начале XX века усилился процесс массового крестьянского переселения, не остановившийся и после Октябрьской революции 1917 года. Исконно казахские земли, причем наиболее плодородные, насильно отбирались в пользу крестьян-переселенцев. В 1916 году после подавления национально-освободительного движения десятки тысяч человек погибли, а сотни тысяч были вынуждены откочевать за пределы СССР.

В 1918-1920 годы было создано правительство «Алаш Орда». Стержневой идеей «Алаша» явилась идея возрождения традиции государственности, сохранение своей истории, языка и культуры, перенятие лучших социально-экономичес­ких и политических достижений наиболее передовых стран мира, ориентация на западную культуру при сохранении лучших сторон национальной политики.

В октябре 1920 года создана Казахская автономная советская республика. В 1936 году респуб­лика приобрела статус союзной.

В 1928 году около 700 крупнейших казахских баев были насильно выселены за пределы округа проживания с конфискацией всего имущества. Баи были не только символом благосостоя­ния Великой степи, но и олицетворяли собой лучшую часть народа, являясь носителями традиционного языка, культуры, обычаев и обрядов.

В начале 30-х годов XX века казахский народ пережил одно из самых тяжелейших потрясений в своей истории – массовый голод, унесший жизни почти половины населения республики. Среди невинно убиенных оказались и 200 тысяч представителей других национальностей республики.

В годы сталинского тоталитарного режима на просторах Казахстана оказались сотни тысяч политических заключенных, превратившись в самую настоящую лагерную республику. В 1937-1938 годах имел место политический террор. В 30-40-е годы минувшего века началась невиданная ранее массовая депортация целых народов с Дальнего Востока, Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Западной Украины, Белоруссии, Прибалтики и т.д. Здесь они нашли не только спасение от физической смерти, но и теплый приют у местного населения, который по древним степным обычаям стал делиться своим последним кус­ком хлеба и кровом.

В 1941-1945 годы Казахстан отправил на фронт почти 1,3 миллиона своих лучших сыновей и дочерей, почти половина из которых не вернулась с полей сражений Великой Отечественной войны. Несмотря на предыдущие страшные годы, наши земляки показали на фронтах вой­ны чудеса массового героизма.

В годы освоения целинных и залежных земель, массовых строек и послевоенной индустриализации сотни тысяч молодых людей в лице Казахстана обрели себе новую родину, продолжая формировать неповторимые традиции совместной трудовой деятельности и подвига.

С 1949 года на древней казахской земле, на родине великого Абая, заработал Семипалатинский ядерный полигон, последствия от его деятельности – самые плачевные. Генофонду казахстанцев был нанесен непоправимый ущерб. Болезни будут преследовать не одно поколение и не одну сотню тысяч потомков и земляков Абая.

На фоне этих непростых событий борьба народа продолжалась. За эти годы было более 500 выступлений и восстаний против тоталитарного советского режима. В начале 60-х годов XX века началось мощное студенческое движение «Жас тұлпар». В июне 1979 года жители Целинограда, представители разных национальностей, приняли учас­тие в массовой демонстрации протеста против попыток цент­ра создать на территории области немецкую автономию.

В декабре 1986 года студенческая молодежь Алма-Аты открыто выступила против командно-административной системы, требуя должного статуса казахскому языку, национальным школам, культуре и кадровым вопросам. Это выступ­ление перенеслось и в другие города республики – Караганду, Джезказган, Кокчетав, Талдыкорган, Целиноград. Начались повальные репрессии, и эти события были намеренно охарактеризованы как «проявление казахского национализма». Эти выступления стали предвестником распада не только СССР, но и всего социалистического лагеря.

На рубеже 80-90-х годов XX века республика встала на подлинный путь к достижению независимости, о которой мечтало не одно поколение наших граждан. В апреле 1990 года Верховный Совет Казахской ССР учредил должность Президента республики, что стало одним из важных шагов, приблизивших к подлинной свободе и суверенитету. Введение этого института позволило сделать государственную власть более независимой от Компартии и центральной власти, создать основы нового государства.

В октябре 1990 года республика провозгласила Декларацию о государственном суверенитете, где был подчеркнут приоритет республиканского законодательства над союзным. Этот документ закрепил неделимость и неприкосновенность территории Казахстана. Республика получила право осуществлять самостоятельную внешнюю политику, становясь реальным субъектом международного права. Позже был сформирован Совет безопасности. Создан Алмазный фонд. Приняты меры по созданию самостоятельных Вооруженных сил республики. Был закрыт Семипалатинский ядерный полигон, когда респуб­лика добровольно отказалась от четвертого по запасам ядерного потенциала.

7 сентября 1991 года была распущена республиканская Компартия, а на следующий месяц – Союз молодежи Казахстана, начался процесс деидеологизации и деколонизации общественного сознания и отхода от тоталитаризма. На всенародных выборах 1 декабря 1991 года Н. А. Назарбаев абсолютным большинством голосов избирателей был избран Президентом Казахстана. 10 декабря 1991 года во Дворце республики состоялась историческая инаугурация Президента, где он дал клятву перед народом. В этот же день состоялось важное событие: сессией Верховного Совета Казахская ССР была переименована в Республику Казахстан.

16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон Республики Казахстан о государственной независимости, который определил независимое, демократическое, унитарное и правовое государство.

Таким образом, 16 декабря 1991 года исполнилась вековая мечта казахского народа и представителей других этносов полиэтнической республики – возрождение независимости Рес­публики Казахстан.

Независимость – самая главная ценность и самое важное достояние нашего народа. Мы гордимся этим важным и судьбоносным событием. Беречь независимость как зеницу ока – важная задача и святая обязанность каждого гражданина Оте­чества.

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ, академик НАН РК

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button