НовостиОбщество

Море дружбы и доверия

В Актау завершился V Каспийский саммит с участием лидеров прикаспийских стран: Президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА, главы Азербайджана Ильхама АЛИЕВА, Ирана — Хасана РУХАНИ, России — Владимира ПУТИНА и Туркменистана — Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВА. По итогам встречи подписаны Конвенция о правовом статусе Каспия и ряд межправительственных соглашений.

Международный договор содержит детальный и объемный свод правил и обязательств по использованию и сохранению общего достояния пяти государств: Казахстана, РФ, Азербайджана, Туркменистана и Ирана.

На брифинге для журналистов Нурсултан Назарбаев указал на символичность проведения V Каспийского саммита в Международный день Каспийского моря.

Отмечая успешность проведенных переговоров, он подчеркнул, что в процессе подготовки конвенции все страны исходили из интересов обеспечения политической стабильности, развития Каспийского региона, сохранения и приумножения его природных богатств.

— В их числе превращение Каспийского моря в зону мира, добрососедства и дружбы, его использование в мирных целях, уважение суверенитета и территориальной целостности, неприсутствие на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам.

Кроме того, Нурсултан Назарбаев предложил ряд дополнительных мер по дальнейшему развитию сотрудничества на Каспийском море, в том числе заключение отдельного пятистороннего договора по согласованным мерам доверия в области военной деятельности, стимулирование торгово-экономических отношений прибрежных стран, особенно по вопросам инвестиционного сотрудничества и реализации проектов в энергетической сфере, оптимизация тарифной политики и улучшение условий транспортировки, а также принятие документа по борьбе с незаконным промыслом биологических ресурсов.

***

Об особенностях нынешнего саммита, достигнутых соглашениях и перспективах дальнейшего сотрудничества «Вечерняя Астана» попросила рассказать ведущего эксперта Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Жумабека САРАБЕКОВА.

— Конвенция о правовом статусе Каспия имеет стратегически важное значение для всех прикаспийских стран, в том числе и для Казахстана. Работа над ней длилась последние 20 лет. В этом документе закреплены ключевые принципы сотрудничества, главными из которых являются создание климата добрососедства, мирное использование Каспия, рациональное использование его ресурсов, защита морской экосистемы и биологических ресурсов, создание благоприятных и взаимовыгодных условий для экономического сотрудничества. Этот документ, который стал своего рода «конституцией» Каспийского моря, дает ясный сигнал инвесторам о том, что прикаспийские государства будут обеспечивать стабильное и безопасное развитие этого региона. Это, во-первых.

Во-вторых, конвенция вносит ясность в наиболее спорные и сложные вопросы вокруг Каспия. К примеру, это вопрос разделения морского дна, которое стало одним из основных причин разногласия.

Было несколько подходов по решению этой проблемы. Например, российская сторона предлагала определить по принципу срединной линии, а Иран всегда голосовал за делимитацию морского дна согласно принципу равного деления, то есть каждой стране по 20%, или за совместное использование всей акватории моря. Эта проблема в свою очередь была порождена другим нерешенным вопросом: Каспий — это море или озеро? И какие нормы международного права применимы к нему? Ответ на этот вопрос очень важен, так как в определение статуса Каспия каждая сторона вкладывала свой смысл.

В результате за ним утвержден особый правовой статус, благодаря ему выработана наиболее оптимальная форма дележа шельфа, который будет осуществляться с учетом интересов всей пятерки.

Для Казахстана это положение конвенции означает прямое подтверждение того, чем наша республика занималась все годы независимости. То есть заключенные ранее соглашения с Азербайджаном, Туркменистаном и Россией закреплены теперь еще и конвенцией и обрели необратимый характер. В этой связи хочу сказать, что Казахстан на правовой основе окончательно делимитировал свой национальный отсек.

Другой вопрос, который интересен с точки зрения региональной экономики, связан со строительством трубопровода по дну Каспия. В 14 статье конвенции определяется, что каждое государство имеет право на его прокладку. В свою очередь, это актуализирует идею строительства транскаспийского газопровода, которая обсуждается еще с начала 2000 годов.

Помимо конвенции заключено шесть межправительственных соглашений. Они предусматривают развитие торгово-экономической деятельности, сотрудничество в транспортной отрасли, сфере безопасности, предотвращение инцидентов и другие важные инициативы. В целом урегулирование правового статуса Каспия создало условия для развития тесной кооперации по самым разным направлениям. Необходимую для этого нормативную базу обеспечат именно эти шесть профильных соглашений. Особо можно отметить соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В рамках подписанных договоренностей решено создать Каспийский экономический форум. В 2019 году планируется запустить его. Помимо этого, создается регулярный механизм встреч министров экономик каспийских стран. Это хороший импульс для реализации потенциала экономического содружества. Ведь на сегодня торговля между этими государствами остается все еще на низком уровне. Заманчивые перспективы сулит соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта на Каспии, которое будет способствовать формированию общей интегрированной инфраструктуры. Транспортная взаимосвязанность — один из ключевых факторов обеспечения устойчивого роста и укрепления кооперации прикаспийских государств. В частности, запуск международного коридора Север — Юг позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы из европейских стран через Иран на Ближний Восток и Средний Восток, а также в Южную Азию.

Очень важно взаимодействие в сфере экологии и сохранения биоресурсов. Сейчас успешно реализуются рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, соглашение о рациональном использовании биоресурсов и протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

В качестве примера можно упомянуть продление запрета на лов осетровых.

Немаловажным вопросом является достигнутое решение об обеспечении безопасности Каспийского региона. Ведь рядом находятся такие очаги нестабильности, как Ближний Восток и Афганистан.

Таким образом, согласно конвенции, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. При реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор. Конвенция фиксирует положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.

В заключение хочется подчеркнуть, что участники каспийского саммита, достигнув взаимовыгодных соглашений на фоне ухудшающейся международной обстановки, продемонстрировали мировому сообществу политическую зрелость и гибкость. И состоявшуюся встречу можно смело рассматривать как немалое достижение, если учитывать, что сегодня прикаспийские страны — это государства с общей численностью населения более 240 миллионов человек.

И последнее. Можно с большой долей вероятности утверждать, что шестая встреча глав каспийской пятерки теперь пройдет в Туркменистане. То есть встречи будут проходить регулярно. Это говорит не столько о нерешенности вопросов, сколько о необходимости укрепления традиций сотрудничества и дружбы, заметил эксперт.

Дулат ТУЛЕПОВ

Статьи по Теме

Back to top button