НовостиОбщество

Мошенники идут ва-банк

Банковское и интернет-мошенничество набирает в Казахстане обороты. За последние три месяца в столице зарегистрировано около 20 подобных случаев, люди лишились более 15 млн тенге.О том, как не попасться на крючок мошенников, рассказал начальник
отдела по борьбе с киберпреступностью УКП ДП г. Нур-Султана майор полиции Талгат БУЛЕГЕНОВ.

– С начала этого года зарегистрировано более 1 тысячи случаев мошенничества в Интернете. Сейчас особую популярность набирает способ хищения денежных средств с банковских карт и депозитов. Если некоторое время назад мошенники под видом покупателей на торговых платформах обманным путем узнавали у пострадавших реквизиты их карт, то сейчас они представляются сотрудниками банков. И если вы по наивности предоставляете им все данные, у них появляется неограниченный доступ к вашим счетам. Мошенники могут оформить кредит, снять средства с депозита и воспользоваться деньгами на текущем счете. Это стало возможным благодаря высоким технологиям и банальной неосведомленности людей, – рассказал Талгат Булегенов.

Игра на доверии

Как отметил Талгат Булегенов, отправлять фотографии своего удостоверения или иных документов, а также указывать номера банковских карт на просторах Сети – крайне плохая затея.

– Обмен личными данными является наживкой для мошенников. Периодически мы отправляем по работе, близким либо родственникам фотографии удостоверений, скидываем номера карт, а делать этого не стоит, – отмечает оперативник.

Представившись сотрудником банка или начальником отдела безопасности, зло­умышленник сообщает о якобы странных манипуляциях по счету, которые показались очень подозрительными. Мошенники говорят учтиво, произносят типичные фразы банковских клерков. Они сообщают, что прямо сейчас операцию по счету нужно остановить, деньгами манипулируют мошенники. Для прекращения операции необходимо всего лишь сообщить номер карты, инициалы и три цифры на обороте кредитки. Подставной «сотрудник» не дает жертве время одуматься, ссылаясь на трату драгоценного времени. И когда на сотовый потерпевшего приходит СМС с кодом доступа, человек, как правило, не задумываясь, диктует его по просьбе мошенника. Почему у людей не возникает подозрений?

– Дело в том, что банковское мошенничество перешло на качественно новый уровень. Преступники используют IP-телефонию и программы для подмены номера. Жертве приходит СМС с сервисного номера банка, с ней говорит сотрудник, он знает все ее данные, это и становится ключевым фактором доверия. Большинство граждан просто не знает особенностей работы банков, например, того, что у сотрудников колл-центра нет технической возможности вам позвонить, они могут только принимать звонки, – объяснил Талгат Булегенов.

По нулям

Кульминация мошенничества настает в тот момент, когда жертва сообщает цифры в СМС-сообщении. С этого момента мошенники полностью владеют всеми счетами пострадавшего. В итоге злоумышленники практически полностью обчищают счета жертвы: зарплатные, накопительные карты, депозиты. Особо наглые умудряются оформить кредит.

– В течение получаса мошенники стараются получить максимальную выгоду, пока жертва не осознала происходящее. Обиднее всего, когда денежные средства таким путем снимались с депозитных счетов. Человек копил на квартиру, машину, учебу детям, может, на старость. Бандиты не стесняются забирать последнее, – прокомментировал оперативник.

Как доказать и что делать?

Основная проблема, с которой сталкиваются пострадавшие, – невозможность вернуть деньги. Схема злоумышленников проста:

получить как можно больше и вывести на счета зарубежных банков как можно быстрее. К сожалению, вывод денег за пределы страны рождает бюрократическую и правовую беспомощность. Ни полиция, ни банки не имеют полномочий вести операции и расследования за пределами страны.

Если человек попался на удочку мошенников, ему нужно срочно обратиться в банк, чтобы приостановить операции. Есть шанс, что хотя бы часть денег удастся вернуть.

– По тем делам, которые мы ведем, я не знаю случаев возвращения денег клиенту. С кредитами есть надежда. Проведя внутреннее расследование, банк может аннулировать эту операцию, но это требует времени и доказательной базы. Но вот о депозитных счетах и других накоплениях можно забыть, – добавил оперативник.

По словам сотрудников столичного отдела кибербезопасности Департамента полиции, банки второго уровня вкладывают недостаточное количество средств и сил для совершенствования системы защиты.

Правовая безнаказанность

По данным столичного Департамента полиции, с начала года поступило более 1000 заявлений о мошенничестве, задержано более 40 человек и раскрыто около 400 преступлений.

– Многие мошенники уходят от строгого наказания путем примирения в ходе досудебного расследования и возвращения денежных средств. Влияет и география: много преступлений совершается лицами, находящимися за пределами РК, – отметил оперативник.

Напомним, что подобные действия подпадают под статью 190, которая имеет несколько частей в зависимости от суммы краденого. Часть 2 «Хищение чужого имущества до 300 МРП (средняя тяжесть)», наказание от 2 до 4 лет лишения свободы. Часть 3 «Хищение от 500 МРП», в таком случае злоумышленнику грозит срок до семи лет. Есть мошенничество и в особо крупном размере – от 1000 МРП. Сроки по этой части достигают 10 лет лишения свободы (1 МРП на сегодня – 2525 тенге).

Но часто ли мошенники попадают в тюрьму на такие продолжительные сроки? К сожалению, нет.

– Каждый эпизод хищения классифицируется как отдельный случай. Есть преступники, задержанные по 40-50 фактам мошенничества. Но, увы, к общему знаменателю эти суммы не приводят. Проще говоря, ворованные деньги не плюсуют друг к другу. А если преступник получал с каждой жертвы незначительные суммы, то и судить его будут по 2-й части статьи 190, – разъяснил Талгат Булегенов.

Введение поправок в Уголовный кодекс, по его словам, помогло бы остудить пыл мошенников. Множественные факты с учетом сложения общей суммы ущерба могли бы легко перевалить за 1000 МРП, что отправило бы преступников в места отбывания наказания надолго.

По информации ДВД города, жители столицы страдают от мошенников из Костанайской области и города Алматы. Проворачивать подобные схемы по месту жительства небезопасно – быстро вычислят. С гражданами СНГ, которые занимаются подобным «ремеслом», еще сложнее. Полицейским приходится работать в тандеме с зарубежными сотрудниками, чтобы поймать любителей легкой наживы, что часто увеличивает сроки расследования.

Запомните

*Call-center никогда не совершает исходящие звонки. Такой возможности у них технически
не существует.
*Звонивший говорит, что он работает в службе безопасности? Перезвоните в банк и уточните, есть ли в штате такой сотрудник.
*Никогда не сообщайте даже сотрудникам банка три цифры на обратной стороне карты. Об этом они сами неоднократно предупреждают клиентов

 

Свод простых правил, которые помогут вам сохранить свои деньги

1) не отправляйте личные данные (удостоверение личности, банковские карты) сомнительным личностям. Постарайтесь сократить отправку фотографий документов посредством мессенджеров;

2) при продаже и покупке товара не отправляйте задаток или полную стоимость до получения товара, особенно через непроверенные сайты;

3) не заполняйте формы, где требуются банковские реквизиты, на непроверенных сайтах;

4) помните, что call center банков не имеют технической возможности делать исходящие звонки, то есть позвонить вам не могут;

5) в случае звонка из банка не передавайте реквизиты оператору (они и так владеют всей информацией);

6) в случае сомнений перезвоните в банк самостоятельно.

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть