МВД: о новшествах и проверке на добропорядочность

От слаженной работы полицейских служб зависит обеспечение безопасности граждан страны. Какие внутрисистемные преобразования ждут органы внутренних дел в ближайшее время, на брифинге в СЦК рассказал первый заместитель министра внутренних дел РК Марат КОЖАЕВ.
— Наблюдая за действиями сотрудников полиции, люди вырабатывают общее мнение о власти. Учитывая это, сегодняшняя полицейская служба Казахстана переходит на современную модель. Ее основные принципы — законность, универсальность, вежливость, осведомленность и срочность. Этот вопрос рассматривается в Концепции обеспечения безопасности совместно с обществом. Главной ее особенностью является устранение причины накопившихся системных проблем в сфере общественной безопасности.
Для этого на официальном сайте МВД создана специальная страница по сбору предложений.
— Сейчас у общества очень высокие ожидания от полиции. Это справедливо. Однако этого невозможно достичь без надлежащих условий работы сотрудников. А здесь проблем немало: ненормированный рабочий день, отсутствие выходных, загруженность излишними отчетами, гонка за показателями, низкая зарплата, слабая оснащенность транспортом и техникой. Это, безусловно, отражается на моральном климате в коллективах. И здесь, конечно, говорить о сервисном подходе не приходилось, — считает спикер. — Сложно требовать от уставшего, перегруженного бумажной волокитой сотрудника вежливого и доброжелательного отношения к людям. Поэтому требовалось принятие срочных и системных мер по улучшению условий работы, чтобы деятельность полиции соответствовала запросам общества.
Цифровизация рабочих процессов
По словам спикера, в ведомстве идет процесс дебюрократизации и оптимизации. МВД отказалось от ведения излишних журналов учета.
— К примеру, анализ показал, что один только участковый инспектор большую часть своего рабочего времени затрачивает на излишнее бумаготворчество. Следовательно, на свои непосредственные обязанности — профилактику правонарушений — у него физически не остается времени. В данное время решено отказаться от десяти видов журналов, шести видов учетов, двух статистических отчетностей и пяти видов рапортов. Все они сейчас оцифрованы. Тем самым исключаются несвойственные и дублирующие функции. Этот процесс продолжается. Как итог — сотрудники высвобождаются на выполнение основных задач по превенции правонарушений, — сказал Марат Кожаев.
МВД упрощает процедуры и государственные услуги, которые коснулись каждого казахстанца. Можно в этом убедиться, оформляя документы — удостоверение личности, паспорт, водительские права, прописку по месту жительства, оформлять куплю-продажу машины и другое. Все эти услуги сейчас полностью автоматизированы. Устранен человеческий фактор.
МВД реализуются цифровые проекты по охране общественного порядка, борьбе с преступностью с использованием передовых технических решений.
По поручению Главы государства в целях обеспечения соблюдения конституционных прав граждан все служебные помещения полиции оснащены камерами видеонаблюдения.
— Установлено свыше 18 тысяч видеокамер. Аналогичная работа ведется и в учреждениях уголовно-исправительной системы. С помощью видеонаблюдения выявлено 14 тысяч происшествий и нарушений. Предотвращено 79 суицидов и 11 попыток побега. Для безопасности граждан камеры наружного видеонаблюдения также устанавливаются в общественных местах и учебных заведениях, — сказал спикер.
МВД оцифровывает надзор и за дорожным движением. В 2019 году сокращены посты «Рубеж», введен запрет на беспричинную остановку автомобилей. Но появилась категория водителей, которые демонстративно нарушают ПДД, используют подложные номера, не регистрируют автотранспорт и несут угрозу для других участников движения. Поэтому принят комплекс организационных и цифровых мер.
— Увеличивается число автоматических систем фиксации нарушений ПДД. Сегодня их насчитывается более 18 тысяч. Только за прошлый год ими выявлено свыше 4 млн нарушений. Безусловно, такие камеры дисциплинируют водителей. При этом контакт полиции с нарушителем и возможность принятия незаконного решения исключены. Формирование предписания об уплате штрафа, его подписание и отправка происходят автоматически, — говорит спикер.
По аналогичному принципу работают и мобильные автоматические радары, встроенные в патрульные автомобили (Ekin Рatrol, «Кибер-шериф» и др.).
— Сейчас в стране 84 таких комплекса. В основном они контролируют скоростной режим на загородных дорогах. Их эффективность очевидна. Один патрульный автомобиль со встроенным радаром в среднем выявляет столько же нарушений, как 20-25 обычных автопатрулей. У сотрудников отсутствует возможность внесения корректировок либо удаления фото- и видеоданных. Информация о нарушениях сразу передается на центральный сервер КПСиСУ. Таким образом, обеспечивается принцип неотвратимости наказания и полностью исключаются коррупционные риски, — отметил спикер.
Опасный водитель
Система «Қорғау» внедрена и используется в 16 городах страны (Астана, Алматы, Шымкент, Туркестан, Атырау, Усть-Каменогорск, Петропавловск, Караганда, Кокшетау, Уральск, Актобе, Талдыкорган, Семей, Тараз, Актау и Костанай).
— Суть заключается в том, что искусственный интеллект позволяет точечно выявлять и пресекать злостные нарушения. То есть, анализируя данные с уличных камер, отправляет сообщение на планшет инспектора о приближающемся опасном водителе. Полицейский моментально реагирует и пресекает возможные трагические последствия. Благодаря таким цифровым решениям удалось снизить число ДТП на 11%, погибших в них — на 7%, раненых — на 16%. Количество наездов на пешеходов снизилось на 15%, число смертей и травм — на 24% и 5% соответственно, — отметил спикер.
Видеорегистраторы и мобильное приложение «102»
— Полицейские сегодня оснащены современными видеорегистраторами. В отличие от старых видеожетонов, на обновленных установлено мобильное приложение для записи и онлайн-трансляции в Центре оперативного управления. Они ограничивают доступ к удалению и редактированию видеозаписей, исключают возможность выключения и скрытия местоположения. Это дисциплинирует не только наших сотрудников, но и самих граждан. Самое главное — оберегаем их от противоправных действий, — сказал выступающий.
Электронное уголовное дело
Цифровизация коснулась и уголовного процесса. Как известно, с 2015 года с введением нового Уголовно-процессуального кодекса внедрен Единый реестр досудебного расследования (ЕРДР). В 2018 году введено электронное уголовное дело. Сейчас 90% уголовных дел расследуется в электронном формате.
По поручению Президента с целью соблюдения конституционных прав граждан с прошлого года перешли на трехзвенную модель уголовного процесса.
— 19 мая вступают в силу новые поправки в УПК, предусматривающие ведение видеоформата расследования. В его рамках все следственные действия, в том числе осмотр места происшествия, будут записываться на видеокамеру. По результатам будет составляться краткий протокол. В нем будет описываться только суть следственных действий. Видеозапись исключает фальсификацию материалов уголовного дела, второе — сокращает время производства следственных действий, тем самым минимизируя вовлечение граждан в уголовный процесс, — сказал Марат Кожаев.
Модернизация автохозяйств
МВД приступило к масштабной модернизации автохозяйств. Для этого создаются условия для обслуживания служебных автомашин: современная автомойка, СТО, шиномонтаж, помещение для ожидания.
— В рамках цифровизации внедрен электронно-карточный учет расходования топлива. Сотрудников не должно беспокоить, как заправлять машину, ремонтировать ее, ожидать очереди на мойках. Раньше на пересменку уходил целый час. И, самое тревожное, в это время город фактически не патрулировался. Сейчас в выигрыше общество: патрульные оперативно прибывают к месту вызова, задерживают преступников по горячим следам, сотрудники не озлобленны, а доброжелательно требовательны. Тем самым повышается доверие общества к полиции, — отметил спикер.
Полиция в шаговой доступности
В целях реализации принципа «Полиция в шаговой доступности» выработана трехуровневая модель оказания полицейских услуг гражданам:
— в общественных местах созданы модульные посты, системы экстренного вызова полиции — кнопки SOS. На сегодня функционирует 112 современных постов и 38 кнопок;
— в микрорайонах — участковые пункты, по стране работает порядка 3 тысяч таких пунктов;
— при отделах полиции действуют сервисные центры.
Здесь будут оперативно решаться ежедневные насущные проблемы граждан, начиная от юридических консультаций и обращений, заканчивая ходом расследования уголовных дел. Все запросы будут обрабатываться на месте.
— Сегодня из-за постоянного недофинансирования многие помещения полиции старые и ветхие. При таких обстоятельствах говорить о качестве сервиса и доверии граждан не приходится. В рамках Концепции обеспечения общественной безопасности в партнерстве с обществом Правительством поддержано поэтапное строительство 225 объектов полиции, — поделился первый заместитель министра внутренних дел РК.
Комфортная служба
Будет повышена эффективность несения службы. Раньше патруль осуществлялся в две смены. Это была значительная нагрузка на сотрудников. Сейчас они переходят на трехсменный режим. Укреплена вечерняя смена, на которую приходится основная нагрузка по реагированию на происшествия.
— Благодаря поддержке Главы государства и Правительства за последний год значительно повышен уровень социальной защиты сотрудников. Повысилась зарплата, лица, получившие увечья и признанные негодными, а также семьи погибших сотрудников будут получать ежемесячные выплаты, дети полицейских начали устраиваться в детские сады вне очереди. Кроме того, сегодня усилена правовая защищенность полицейских. Ужесточена ответственность за нападение на представителей власти, — считает спикер.
— Граждане должны знать, что полицейский — представитель государства и он неприкосновенен. Он защищает законопослушных граждан от преступников. Поэтому его законные требования обязательны к исполнению. Благодаря принятым мерам в коллективах наблюдается благоприятный морально-психологический климат. Об этом сегодня заявляют 87% опрошенных, — добавил он.
90% оценивают свою психологическую и боевую готовность на высоком уровне. В то же время повышается привлекательность полицейской службы. Принятых на службу в полицию увеличилось почти в три раза. Текучесть кадров уменьшилась на 16%, в том числе уволенных по собственному желанию — на 30%.
Кадровая политика
МВД полностью пересмотрело кадровую политику. Сместило акценты с традиционного кадрового делопроизводства на работу с людьми. Общеизвестно, что самый ценный ресурс любой организации — это люди.
— Главная задача — это продвижение принципов меритократии. Для этого начали использовать современные инструменты по трудоустройству и коммуникации. К примеру, оцифрован процесс присвоения очередных званий. Раньше приходилось составлять не только представления, но и согласовывать их со своими руководителями. Ежемесячно по стране такую процедуру проходили 2 тысячи сотрудников. Сегодня все эти административные барьеры исключены. Приказы формируются автоматически. Сотрудники сейчас узнают о присвоенных званиях постфактум. Уже таким способом присвоены звания 13 тысячам сотрудников. По ежегодным трудовым отпускам: сегодня кадровые службы обязаны составлять в конце года график отпусков. А соблюдение графика мы начали контролировать уже в информационной системе. Теперь можно онлайн увидеть, кому предоставлено, а кому отказано. Отзывы из отпусков не допускаются, за исключением острой необходимости, — рассказал Марат Кожаев.
Дисциплинарная практика
Большее внимание акцентируется на инспекторском составе. За прошлый год по стране правами министра поощрено свыше 17 тысяч сотрудников. Из них 77% — это исполнительский состав.
— Отдельный вопрос касается дисциплинарной практики. Наказание — это инструмент воспитания виновного и мотивации других сотрудников. Анализ показал: повсеместные факты наложения необоснованных взысканий — кому-то за опоздание на работу дают замечание, а другому — неполное служебное соответствие, при таком подходе теряется смысл и воздействие взысканий. Наказание должно быть справедливым и законным, тогда и будет воспитательный эффект, — сказал представитель ведомства.
«Интегрити чек»
В МВД запущен механизм проверки на добропорядочность — «Интегрити чек».
Суть заключается в том, что любой гражданин, обслуживаемый полицейским, может оказаться проверяющим.
— Если сотрудник нарушает этику или не реагирует на обращения либо не сообщает руководству о попытке подкупа, то он не проходит проверку. Провал будет фиксироваться. Запись будет занесена в личное дело и учитываться при поощрении либо продвижении. За короткий срок инициатива оказала мощный профилактический эффект. Сейчас сотрудники при обращении с гражданами не исключают, что в отношении них проводится проверка. Поэтому они корректируют свое поведение, — отметили на брифинге.
Фото Оналхана ОНЕРХАНА