Главная

Мы из 10-й школы



Сегодня инклюзивные классы есть почти в каждом столичном образовательном учреждении. И мало кто помнит, что развитие инклюзивного среднего образования в главном городе страны началось со школы № 10 имени Жумабека Ташенева. По сей день образцовая гимназия держит марку и делает все для того, чтобы дети с нарушениями зрения чувствовали себя в жизни комфортно, передает Вечерняя Астана.

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?

Инклюзивное образование является важным инструментом в создании равных возможностей для всех детей. Оно позволяет развивать навыки социализации и учиться взаимодействовать с людьми. К тому же это способствует более полному и глубокому пониманию различий между людьми и приводит к созданию толерантного общества. Подробнее об этом мы побеседовали с директором учебного заведения Бакытжаном ОРЫНБАЕВЫМ, а также тифлопедагогом Сауле САГИМБАЕВОЙ.

Как отметил директор гимназии, все началось в 2005 году, когда у выпускников детского сада № 23 возник вопрос, куда пойти учиться детям с нарушениями зрения.

— Рядом находилась наша школа. С того момента мы начали развивать это направление. С 2015 года были открыты классы для детей с более серьезными проблемами по зрению и тотально слепых ребят. На данный момент у нас укомплектовано 23 класса с общим количеством учеников более 160 человек, — начал рассказ Бакытжан Орынбаев.

В 2015 году родители детей, которые посещали кабинеты психолого-педагогической коррекции и детский сад № 23, также задались вопросом, куда дальше идти и что делать.

— Управление образования обратилось в школу, так как у нас уже был опыт работы в открытии специальных классов при образовательной школе. Такая форма обучения есть в типовых правилах. Начинали с нулевого класса. Вначале было семь детей. Начали сразу же оснащать школу — тактильные дорожки, подготовили таблички по системе Брайля, оборудовали первый этаж всем необходимым. Это все случилось благодаря спонсорской помощи общественных фондов и организаций. В плане оснащения, материального обеспечения мы проблем не знали. Сейчас наш опыт перенимают в таких городах Казахстана, как Усть-Каменогорск, Кокшетау, Костанай, Актау и Атырау, — сказал директор учебного заведения.

В школе обучаются 1670 учеников, из них 160 — с нарушениями зрения,
28 — тотально слепые.

Как считает руководство школы-гимназии, учебные заведения должны стремиться давать равные условия для детей, будь это слабовидящий ребенок или слепой.

— Речь идет об учебной среде в шаговой доступности. Из-за того, что нет школ, дети не должны переезжать из города в город. Наоборот, в городах должны создаваться условия пусть даже для одного ребенка. Возьмем, к примеру, столицу. Неужели для детей не найдется места? Вначале, когда говорили об инклюзии, было непонятно, что это такое и как обучать. Сейчас мы уже сами можем обучить. Да, мы вначале тоже не знали, что делать, как быть. Каждый ребенок имеет право на образование. В зависимости от своего уровня развития. Для каждого есть своя индивидуальная программа. И нормативная база сейчас тоже идет вперед. Да и мы не стоим на месте и перенимаем опыт других стран, — продолжает беседу тифлопедагог Сауле Сагимбаева.

КАДРЫ

По словам руководства, остро стоит вопрос с подготовкой профессиональных кадров.

— Когда я провожу семинары, конференции, то часто поступает такой вопрос: «Почему мы должны работать с такими детьми?». Когда к нам приходит работать педагог, помимо своего профильного предмета, он должен изучать систему Брайля. То есть быть разносторонним. К нам приходят молодые специалисты, но таких деток они видят впервые. Просят их научить работать с ними. То есть мы начинаем восполнять те пробелы, которые не дали колледж или вуз. А таких учебных заведений, по сути, и нет, есть только одно в Алматы, и то в основном там выпускают по специальности «Тифлопедагог». В этом году на практику стали приходить подготовленные студенты, в основном дефектологи, логопеды. Профильных педагогов пока нужно обучать. Нарушение интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, задержка психического развития — вот сколько спецкурсов должно быть в педвузах. А их нет. Насчет подготовки таких кадров должно задумываться Министерство науки и высшего образования, — считает тифлопедагог.

ПОСЛЕ 11 КЛАССА

Стоит вопрос и о том, куда пойти учиться выпускникам после 11 класса.

— Не каждый колледж или вуз готов принять на учебу такого ребенка. Да и перечень профессий, по которым могут работать люди с нарушением зрения, давно не пересматривали. Но, к примеру, наш молодой специалист окончил Карагандинский колледж по технической специальности и сейчас преподает ребятам информатику и информационные технологии. Для них телефон и компьютер — не роскошь, а средство общения с этим миром, — отметил Бакытжан Орынбаев.

МОТИВАЦИЯ

Чтобы вдохновить детей на большие свершения, в школе проводятся встречи с интересными людьми.

 — К нам приходят люди, которые тоже потеряли зрение или с рождения незрячие. Мы организовали встречу с депутатом Кенжегулом Сейтжаном.

Он участник чемпионата Азии, чемпионата мира, Азиатских игр по велоспорту, выступает в тандеме — впереди зрячий, сзади незрячий спортсмен, и они тренируются вместе. Через пять минут после начала встречи мы забыли, что он не видит, так увлекательно он беседовал с детьми. Кенжегул Сейтжан знает английский, испанский, японский языки. Учился в Америке, Японии. Вот такие вдохновляющие истории нужны детям. Вообще, есть такой момент: на то, что может обычный ребенок, незрячего нужно мотивировать на 200 процентов. К тому же примеры есть, остается только стремиться и делать. Самое главное, родители должны вначале поверить в своих детей. Чтобы они не считали, что их дети ущемлены. Когда родители это поймут, будут готовы мотивировать своих малышей, — считает тифлопедагог.

Со временем родители научились письму и чтению по Брайлю, чтобы помогать детям делать уроки. А сейчас ребята вполне самостоятельно делают их. А в этом им помогают технологии и уверенность, что они могут многого добиться, главное, терпение и желание добиваться результатов.

Шрифт по системе Брайля переведен на все языки мира. Коран и Библия также доступны на этом языке чтения. Азбука Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых. Шрифт был разработан в 1829 году французским тифлопедагогом Луи Брайлем. В азбуке Брайля каждая буква и каждый знак представлены в виде определенного набора выпуклых точек, которые слепые во время чтения нащупывают кончиками пальцев. В ее основе лежит комбинация шести точек — шеститочие. В высоту оно имеет около шести миллиметров, расстояние между точками — два миллиметра. Система предусматривает 64 возможные комбинации. Одно шеститочие соответствует одному знаку.

На сегодняшний день в школе есть все необходимое для детей с разной степенью нарушения зрения и сопутствующими заболеваниями. Установлены специальные тактильные дорожки, информативные таблицы с номерами кабинетов изготовлены с использованием шрифта Брайля. Не менее разнообразное техническое оснащение — от книг, технических устройств и других необходимых для чтения и письма предметов до техники, на которой в учебном заведении можно печатать дополнительные пособия. А недавно на базе школы-гимназии был открыт городской ресурсный центр инклюзивного образования. Здесь специалисты центра будут оказывать консультативную и методическую помощь общеобразовательным школам столицы. А узкие специалисты — тифлопедагог, логопед, психолог, дефектолог — проведут практические семинары, выездные консультации и предоставят информационный материал.

 

Статьи по Теме

Back to top button