Общество

Мы — народ Казахстана

1 марта казахстанцы отмечают молодой, но с очень глубоким смыслом праздник. Совет ветеранов района «Сарыарка» в досуговом мини-центре для пенсионеров «Зодиак» провел встречу, посвященную Дню благодарности «Мы — народ Казахстана».

В ней приняли участие депутат городского маслихата столицы, главный директор Государственной академической филармонии Ерлан ДАКЕНОВ, представители чечено-ингушского этнокультурного центра «Вайнах», белорусского этнокультурного центра «Радима», татаро-башкирского этнокультурного центра «Тан», национальный ансамбль Совета ветеранов района «Сарыарка» «Әжелер шаңырағы», представители ветеранских организаций района.

На встрече звучало много воспоминаний.

Вот что рассказывает о черных днях депортации руководитель ансамбля «Вайнах» Ханифа МАЦИЕВА:

— Весной 1936 года в голую степь привезли депортированных немцев, поляков, украинцев. На многие десятки километров вокруг не было ни души. Чтобы выжить, они копали землянки, а из камыша мастерили так называемую крышу. И в таких шалашах прозимовали первую зиму. Следующей весной туда же пригнали заключенных, силами которых были построены бараки. А в марте 1944 года в это безымянное поселение привезли чеченцев и ингушей. И вот те, кто уже более-менее обосновался, стали к себе в бараки разбирать детей и женщин, так спасая от неминуемой гибели в степи. Мой дед был образованный, а люди, которые были там, все без документов, то есть они оказались без даты и места рождения, и он помогал им получить паспорта. Но даже в этих бесчеловечных условиях многие не теряли бесстрашие и романтику. Мой папа, услышав, что в соседнем поселении есть очень красивая девушка из знатного рода, решает выкрасть ее. И в одну из темных ночей ему это удается. Но надсмотрщики поселения, заметив пропажу девушки, сообщают руководству. В итоге девушку находят и арестовывают. По закону ей грозило 15 лет заключения за самовольное оставление расположения. Будущий свекор девушки просит надзирателей разрешить доехать до районного отдела НКВД, чтобы освободили девушку взамен собственной свободы. И ему это разрешили, но девушка отсидела все-таки 15 суток, а свекру потом уже люди помогли выйти раньше срока. Их поселение называлось «13 точка», сейчас это село Лозовое.

— У меня дед тоже сидел, то есть репрессированный, и перенес все тяготы жизни депортированных. Но он настолько был мастером золотые руки, что его потом взяли в районное отделение милиции плотником. Он мастерил шкафы, столы, секретеры, стулья, в общем, плотничал. За это его уважали сотрудники надзорных органов, они даже обращались к нему по имени отчеству, — делится воспоминаниями член белорусского этнокультурного центра «Радима» Тамара БАТРАК.

К сожалению, немногим везло в те лихие годы. Были среди комендатуры люди-оборотни.

— Там, где жили мои родители, был начальник комендатуры. Очень плохой человек. Творил в поселении все, что хотел, избивал стариков и детей, придумывал изощренные формы наказания за любую оплошность, если понравилась женщина или девушка из депортированных, он не ждал согласия, пользовался своей вседозволенностью. Но когда умер Сталин, а Берию арестовали, его нашли повешенным в сельском совете. Говорили, что ему помогли уйти те, над кем он издевался, — поделилась воспоминаниями Валентина Петровская.

Сейчас, когда все это пережито, все, кто остался жить, стали одним народом — казахстанцами: более 125 этносов и 18 религиозных конфессий живут единой семьей, строя города и поселки, развивая индустрию, прокладывая дороги, создавая интернациональные семьи и веря в светлое будущее нашей общей родины, отмечалось на встрече.

— Когда я езжу на Кавказ, меня бывшие наши земляки просят привезти казахские тюбетейки, камзолы и обязательно просят апорт. Они эти яблоки по одному раздают каждому, кто в те черные времена перенес тяготы депортации. Казахстанская земля стала им родной, здесь нашли пристанище души убиенных сталинским режимом вайнахов. Взрослые рассказывали, что когда их в товарном вагоне выгрузили на одном из разъездов, то местным жителям объявили, чтобы с нашими дружбу не заводили и ничем не помогали. Когда из вагонов стали выносить тюки, а их было много, то местные стали думать: богатые люди приехали, с добром. Но при дуновении ветра раздался зловонный трупный запах… Мужчины-арестанты стали кинжалами, ножами раскапывать землю для захоронения, а местные наблюдали, и тут они ошеломлены были — хоронили по-мусульмански, читая Коран. Не устояли они и стали помогать изможденным долгой дорогой в холодных товарных вагонах без еды и питья арестантам. Так началась дружба казахов и вайнахов, — сказала заведующая мини-центром «Зодиак» Нина БОГАТЫРЕВА.

— Считаю, что мы, казахи, в свою очередь благодарны этим народам, которые обогатили наши быт, кухню, культуру своими традициями. И цель этого праздника — показать, как взаимодействуют и соседствуют разные национальности и культуры на территории Казахстана, — говорит председатель Совета ветеранов района «Сарыарка» Уляш КУСАИНОВА. — Перед достаточно молодой традицией празднования Дня благодарности стоит непростая задача — показать юным казахстанцам, нашим детям, внукам, учащейся и работающей молодежи, что единство и дружба народов лежат в основе как государственности, так и демократического общества в целом.

Руководитель вокального ансамбля Куляш НАУРУЗОВА сказала:

— У нас красивая, умная, талантливая молодежь, поэтому мы должны подавать ей пример мирного сосуществования. Она должна не только видеть и слышать, но и участвовать в таких мероприятиях для сохранения и продолжения наших обычаев и традиций. Надо, чтобы каждый день был Днем благодарности. Ежедневно нужно проявлять терпимость, толерантность и уважение к окружающим. Праздник в первую очередь должен чувствовать и принимать народ. Это прекрасно, когда есть поводы для сближения и объединения.

Статьи по Теме

Back to top button