КультураПроекты

Национальный код на экране смартфона



Столичные стартапы, развивающие культуру и традиции Казахстана, играют важную роль в сохранении и популяризации национального наследия, объединяя инновационные подходы к истории страны, передает Вечерняя Астана

Наша первая героиня Айгерим ИСАТАЕВА вместе со своей командой разработала сервис Qonzhyq App для возрождения и изучения казахского фольклора.

— Айгерим, расскажите, как к вам пришла идея разработать мобильное приложение.

— Основной идеей проекта изначально было возрождение казахского фольклора. Была цель собрать большую и удобную базу народного творчества в быстром и удобном доступе, так как большинство казахских произведений осталось на внешних носителях, которые сейчас совсем неактуальны.

До проекта я вместе с парт­нером выпускала собственные воспитательные сказки на казахском языке. На опыте столкнулась с тем, что печатные материалы не пользуются спросом и довольно дорогие. Поэтому пришла мысль создать современное, интерактивное и уникальное мобильное приложение, основной задачей которого будет помощь в воспитании нового поколения путем изучения народного фольклора и языка. Как говорится, «Ел боламын десең, бесігіңді түзе». Поэтому мною было принято решение создать Qonzhyq App — приложение для детей и взрослых, направленное как на возрождение казахского фольклора, так и на обучение и развитие детей на казахском языке.

Мы начинали как сборник казахского контента, но сейчас уходим в сферу образования не только детей, но и взрослых.

В приложении отражен народный фольклор, включающий также и раздел обучения. В первом вы найдете сборник казахского золотого фольклора всех времен. Это народные песни, знаменитые кюи, упрощенные слова-назидания Абая Кунанбаева, терме, колыбельные, сказки. Раздел обучения у нас большой. Там есть изучение алфавита, цифр, цветов, животных, домашних вещей. К каждой теме имеются упражнения, тесты и задачи в игровом формате для быстрого обучения детей. Весь контент мы создавали сами. Это иллюстрации, озвучка, дизайн.

— Кто вам помогает подбирать контент для приложения?

— Подборкой контента занимаемся мы сами. Если это фольк­лор, смотрим на его ценность, на историю. У нас, у казахов, много разных сказок, музыки, кюев, которые передаются из поколения в поколение сотни лет.

Что касается обучения, мы его разрабатывали вместе с методологом, чтобы оно было легким, плавным и интересным. А иллюстраторов для картинок, дикторов для аудиозаписей, писателей для сказок мы находим сами.

— Расскажите подробнее о механизме работы сервиса.

— Приложение доступно на площадках App Store и Google Play. Внутри имеется бесплатный доступ на большее количество различного контента, полностью бесплатная музыка и весь сборник фольклора.

Чтобы пользоваться разделом обучения, сохранять свой процесс, соревноваться в рейтинге с другими пользователями, нужно оформить подписку за 990 тенге в месяц либо еще дешевле на 3 и 6 месяцев.

Произведения можно добавлять в избранное, скачивать внутри приложения с доступом в офлайн-форме. К сказкам и аудиозаписям имеется синхронизированный текст, чтобы можно было не только слушать, но и читать. Также доступны различные фильтры для удобного пользования. Ну а сам интерфейс приложения довольно простой и понятный для любого пользователя.

— Как реагировали первое время на новый проект?

— У проекта, к счастью, совсем не было негативных комментариев. С самого первого дня запуска мы получали только положительные отзывы. Вот тогда мы и поняли, что казахстанскому рынку не хватало такого современного и ценного приложения. Как было сказано выше, большинство казахского контента глубоко припрятано, поэтому легкий доступ к такого рода информации стал глотком свежего воздуха.

Рекламу давали, активно занимались продвижением, но также большую роль сыграло сарафанное радио, возникшее от качественного продукта. Многие известные личности, инфлюенсеры и СМИ активно нас поддерживали, им мы также выражаем благодарность.

Не менее интересный проект есть и по популяризации казахской музыки. Об этом рассказала генеральный директор стартапа Sazalem Нуми МУСАЛИЕВА.

С января 2023 года ее команда работает над мобильной платформой, на которой представлены как современные композиции, так и классическая музыка казахстанских авторов. В настоящее время база данных проекта насчитывает более 20000 песен, а приложение собрало более миллиона загрузок.

— Как все начиналось?

— Путешествие началось в 2013 году, когда Гани МЫРЗАМУРАТОВ запустил проект. Насколько я понимаю, его мотивация для создания Sazalem проистекала из наблюдения за тем, что казахстанцы редко слушали местную музыку, часто отдавая предпочтение зарубежным исполнителям.

Чтобы продемонстрировать наличие качественного контента нашей страны, он создал данную платформу. Изначально это был веб-сайт, на котором Гани курировал современные песни наряду с традиционным казахским музыкальным фольклором, таким как кюй (традиционные инструментальные композиции). С тех пор портал набрал значительный трафик, ежедневно большое количество посетителей ресурса.

— Кто ваша аудитория?

— 95 процентов нашей пользовательской базы из сельской местности, где Spotify для многих относительно незнаком. Это определяет нашу основную аудиторию. Еще одна веская причина, по которой люди выбирают нас, заключается в том, что у нас вы можете наслаждаться музыкой бесплатно, хотя и с некоторой рекламой.

Наша главная цель — предоставить жителям малых и средних городов, а также сельской местности возможность доступа к казахстанской музыке. Мы стремимся предлагать ее бесплатно, в высоком качестве и с персонализированными коллекциями.

Кроме того, мы готовимся к запуску важных специальных проектов. Одно из таких начинаний предполагает создание цифровой библиотеки в Казахстане. Мы хотим объехать всю страну и собрать по крупицам музыкальное сокровище, ведь в каждом регионе нашей большой страны есть свои уникальные певческие традиции. По сути, наша важная миссия заключается в том, чтобы внести свой вклад в цифровое сохранение культуры нашей страны.

— Какие возможности для пользователей дает ваша разработка?

— Нами было проведено обширное исследование и тестирование, чтобы усовершенствовать алгоритм и убедиться, что он предлагает похожие песни и музыкальный опыт с уровнем качества, не уступающим другим мировым музыкальным платформам. Немаловажным аспектом является постоянное тестирование технологии, направленной на улучшение качества старых музыкальных записей. Благодаря современным технологиям старые мелодии могут стать доступны для общего прослушивания.

Статьи по Теме

Back to top button