НовостиОбразование

Надежда должна быть у всех

С февраля 2019 года в столице работает реабилитационный центр Erekshe balalar. Его бесплатно посещает свыше 200 детей с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна. Благодаря занятиям и усилиям педагогов кто-то из детей начал разговаривать, кто-то сделал первые самостоятельные шаги. О детях, центре и надеждах на выздоровление рассказала его директор Алия АХМЕТОВА.

— Как появилась идея открыть реабилитационный центр? Вы уже занимались раньше этой работой?

— Я мама особенного ребенка. Ему семь лет, диагноз — аутизм. Первые признаки мы заметили после года, начали разбираться, искать информацию в Интернете, но именно ту, что содержала объяснение с научной точки зрения. Позже мы объединились с другими мамами и открыли центры для особенных детей.

На бизнес-инкубаторе «Мама про» я познакомилась с Салтанат Ануарбековной КАЛИЕВОЙ, медиком по образованию. В то время ей предложили открыть реабилитационный центр, и она начала заниматься оформлением необходимых документов. А я работала исполнительным директором реабилитационного центра «Амалия». Мы много говорили о подходах к обучению особенных деток.

После она пригласила меня на работу в центр. Я перешла, несмотря на низкую зарплату. Мне понравилась сама идея бесплатного центра, и мы начали работать.

— В чем были главные сложности при открытии центра? Как набирали команду для работы? Вам кто-то помогал?

— В центре не было материально-технической базы, все это нужно было покупать за свой счет. Мебель Салтанат Ануарбековна взяла в долг у знакомой предпринимательницы. Мы до сих пор в долгах, но выкарабкиваемся, стараемся, как можем — привлекаем меценатов, родителей. Сегодня наш центр оснащен в полной мере. Есть спортивные тренажеры, собираемся купить специальные тренажеры для детей с ДЦП.

Тонкости обучения

— Какие программы реабилитации используют специа­листы центра?

— Мы работаем по концепции «Успешная лестница развития успешного ребенка реабилитационного центра Erekshe balalar». Первая ступень — это работа с телом. В нее включены занятия лечебной, адаптивной физкультурой, занятия в тренажерном зале, сенсорная интеграция, массаж, нейропсихология, специальные занятия на межполушарные соединения, которые помогают улучшить память, внимание и речь.

Вторая ступень — коммуникация и социализация. Они достигаются в занятиях в группе.

В центре — свой распорядок дня. Мы начинаем его с приветствия, затем насыщенная программа, она включает занятия со специалистами — логопедами, реабилитологом, тренерами ЛФК и адаптивной физкультуры. У нас есть музыко-, трудотерапия, занятия с глиной.

Развитием коммуникационных навыков, чтобы ребенок стал общительнее, занимается психолог. Программа нацелена на развитие понимания того, о чем его просят, выполнение простых инструкций.

Прежде всего, мы обращаем внимание на имеющийся багаж навыков ребенка. Когда он только приходит в центр, посещает индивидуальные и групповые занятия, наблюдаем за ним, диагностируем.

На третий или четвертый день, а может быть, немного дольше, в зависимости от степени адаптации ребенка в центре, приглашаю его родителей, и мы разговариваем — определяем потенциал ребенка, его слабые стороны, в каком направлении нужно двигаться, что необходимо развивать.

Допустим, у ребенка — синд­ром гиперактивности, когда он беспокойный, хаотично двигается по комнате. В этом случае нужно успокаивать тело с помощью определенных методик.

С помощью методики Стребелевой наш психолог определяет уровень познавательного развития детей. Если ребенок не понимает, допустим, о чем его просят родители, начинаем с простых вербальных инструкций. После их освоения переходим к более сложным, а затем к пространственным вербальным инструкциям. При этом психолог может использовать диалоговую игру.

Третья ступень — развитие интеллекта. Мы достигаем ее с помощью ABA-терапии или Applied behavior analysis — метод прикладного анализа поведения. В его основе — идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. Эта ступень связана с развитием речи.

У нас нет иерархии

— Сколько сотрудников работает в реабилитационном центре и какие это специа­листы?

— В центре работают 30 сотрудников. Сред них методист, социальный работник, воспитатели и их помощники, инструкторы ЛФК, тренеры адаптивной физкультуры, массажист, психологи, логопеды, повара, специалист по работе с глиной, уборщица и охранник.
— Сколько времени понадобилось, чтобы набрать команду для работы? Вы лично принимали на работу специалистов, и если да, то на какие характеристики или качества прежде всего обращали внимание?

— Я очень щепетильно отношусь к подбору кадров. В особенном мире работаю пять лет. Мы открывали частные центры и, как любой сплоченный коллектив, всегда трудимся в одной команде. Найти людей было нетрудно, так как в этой сфере у меня много знакомых, всегда слежу за появлением хороших специалис­тов. Важно, чтобы они были и профессионалами, и любили детей, чтобы были заинтересованы в результате. У таких специалистов должна быть хорошая зарплата и нагрузка без переутомления.

Сотрудники центра постоянно повышают квалификацию, учатся у специалистов из других стран. Я пришла в центр в апреле 2019 года, и с того времени не ушел ни один сотрудник.

У нас царит семейная атмосфера. Нет какой-то иерархии, кто главнее, значительнее и так далее. У нас европейский взгляд на этот мир, у нас все одинаковы. Логопед может помочь покормить ребенка, вымыть ему руки.

Первые шаги и первые слова

— Как меняются дети, когда приходят к вам?

— Отзывы родителей очень хорошие. Бывает, что уже спустя месяц у ребенка наблюдается прогресс в общении с другими людьми. Мама дает ребенку простые инструкции — поднять игрушку или убрать за собой тарелку, и он их выполняет. Это ли не счастье, когда у ребенка появляется положительная динамика!

Полгода назад в центр пришел мальчик, который практически не ел ничего, кроме определенной еды. Сейчас он ест все. Мама не может нарадоваться.

Детки с ДЦП впервые начинают ходить, укрепляется координация движений, некоторые дети заговорили.

Для родителей особенных детей важна любая деталь. Конечно, они очень рады, когда ребенок перестает показывать нежелательное поведение и больше не убегает от мамы, стал выполнять то, что ему говорят родители, спокойно ждет, пока они сделают какие-то покупки в магазине и так далее.

Кто-то из детей приходит домой и рассказывает, что он делал в центре, у кого-то проснулся интерес к спорту. В целом дети становятся более спокойными. Я могу долго рассказывать о каждом. Также важно, что дети, пришедшие с подготовкой, не утратили своих навыков.

— Вы говорили, что в цент­ре ведется онлайн-видео­наблюдение и родители могут просматривать занятия.

— Я считаю, что любой центр должен давать такую возможностью. Во-первых, это прозрачность, у родителей возникает меньше вопросов. Во-вторых, мама видит, с какими пособиями занимается ребенок, узнает методические нюансы занятий, и она тоже учится, как работать с ним. Дома они могут вместе закреплять занятия. Такая практика должна быть повсеместной.

— Нужны ли вам дополнительные условия для реабилитации детей?

— Безусловно, тренды особенного мира не стоят на месте, появляются новые, более усовершенствованные методики. Это хорошо, что нам повысили финансирование, но этого все равно еще недостаточно. Хочу отметить, что все вложенные средства оправдают себя. Было бы замечательно, если бы у центра появилось свое помещение. И нам нужен бассейн. Это просто необходимо для реабилитации детей.

Если же углубляться, то нужно менять стандарты для условий полустационаров. К примеру, требования по занятим с логопедом три раза в неделю по 15 минут — этого совершенно недостаточно.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

— Сколько занимает прохождение курса реабилитации? В течение какого времени ребенок может посещать центр?

— Каждый год общественный фонд заключает договор с государством. Финансирование получаем от Управления занятости и социальной защиты акимата столицы. Мы работаем по госзаказу. В январе родители сдают документы, и вплоть до конца года ребенок посещает центр.

— Сколько часов ребенок проводит в реабилитационном центре?

— Ребенок находится в центре с понедельника по субботу с 8.30 до 18.00. При таких условиях мама может выйти на работу, не быть все время привязанной к ребенку. Снижается социальная нагрузка, она сможет зарабатывать и жить полноценной жизнью. Центр посещают дети с аутизмом, ДЦП, детки, которые не ходят.

— Какую поддержку оказывают городские власти?

— Больше года назад финансирование центра увеличилось. До этого на одного ребенка выделялось 2820 тенге в день. Этого совершенно не хватало. Бюджет складывается из четырех основных позиций — аренда помещения, оплата коммунальных услуг, зарплата специалистов и расходы на питание. У нас были большие трудности: зарплаты низкие, не все готовы работать с особенными детками. Это очень тяжелый труд. Все, что связано с нейропсихологией, — это самая трудная работа в мире.

Мы с Салтанат Ануарбековной обратились в акимат, рассказали о проблемах и предложили пути их решения. Нас услышали. Тогда мы с полной уверенностью заявляли, что выделенные средства будут использованы с максимальной пользой и окажутся очень эффективными в реабилитации особенных детей.

После этого качество реабилитации значительно изменилось. Удалось повысить зарплату сотрудникам, увеличился штат, улучшилось питание детей. В рационе стало больше мясных блюд, мы арендуем прекрасное большое и светлое помещение в черте города. Но в месяц только на аренду уходит миллион тенге.

 

P.S. Подробнее о работе центра Erekshe balalar можно узнать в официальном Instagram-аккаунте @erekshe_balalar_of, где опубликованы видео занятий со специалистами и контакты руководства.

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть