НовостиОбщество

Надземное метро: быстро и без пробок

Недавно Правительство сообщило, что намерено договориться с банком Китая о рефинансировании кредитного займа на строительство надземного метро (LRT). Источники в Минфине сообщали, что Казахстан настроен добиваться более низкой процентной ставки по китайскому кредиту. Если Пекин на это не согласится, тогда, как сказал первый вице-премьер-министр финансов Алихан СМАИЛОВ, «мы найдем источники финансирования этого проекта внутри страны». Эта тема раскачала самый главный вопрос: а так ли нужно надземное метро столице? Мы попытались разобраться.

Критики в адрес общественного транспорта слышится немало. В том числе и потому, что автобусный парк не успевает расти со скоростью прироста населения. За последние десять лет численность горожан увеличилась в два раза (с 550 тысяч до почти 1,09 миллиона на начало апреля 2019 года), при этом количество автобусов на маршрутах в городе составляет около 900. И они явно не справляются с потоком пассажиров, особенно в час пик.

Согласно прогнозам, население Нур-Султана достигнет двух миллионов уже к 2025 году. Нагрузка на общественный транспорт возрастет еще больше. А если включить в расчеты то, что с ростом числа горожан будет автоматически увеличиваться и количество частного автотранспорта города, пробки Нур-Султану обеспечены на уровне «лучших мировых стандартов» – многочасовые. И будут стоять в том числе и автобусы (выделенные линии для них есть далеко не на всех улицах).

Впрочем, подобная картина присуща не только нашему городу. Рост населения мегаполисов – тенденция повсеместная. Поэтому городские власти при рассмотрении перспектив развития муниципальных транспортных систем всегда берут в расчет прогнозное увеличение населения и частных авто в ближайшие 5-20 лет. Чтобы, как говорится, не ждать момента, когда «жареный петух клюнет».

Собственно проект легкорельсового трамвая (или надземного метро) – это проект с расчетом на рост города, и весьма дальновидный.

Окончательное решение о начале строительства (в том числе и соглашение о займе с Банком развития Китая) было принято в 2015 году, и население города с тех пор выросло почти на 200 тысяч человек. Построены новые многоэтажные жилые массивы по пути следования LRT, распланирована (на ближайшие 5 лет) застройка высотками аллеи Мынжылдык – от Дворца Независимости до ж.-д. вокзала «Нұрлы жол» (и не только аллеи, но и территории вокруг нее). То есть по периметру движения LRT уже через 5-10 лет население (а это потенциальные пользователи метро) составит не менее 100-150 тысяч человек.

Ну и главное преимущество столичного LRT в том, что он будет курсировать по эстакадному пути над основной дорогой, не создавая дополнительной нагрузки на уличную сеть и не создавая пробок. Пассажиры смогут за гарантированно короткое время с комфортом добираться в нужные точки города.

Кстати, на этапе обсуждения идеи альтернативы автобусу звучало много предложений. Метрополитен во всех городах мира – наиболее оптимальный и массово используемый вид транспорта. А главное, быстрый, помогающий добираться из точки А в точку Б без многочасового стояния в пробках.

В Нур-Султане «уходить вглубь» нерентабельно. У нас слишком сложная почва, насыщенная грунтовыми водами. И власти понимали, что даже самые современные технологии (стоящие, к слову, десятки миллиардов долларов) не могут стать гарантией повторения трагедии в ленинградском метро в 70-е годы (там тоже много водоносных слоев), когда на городских площадях и магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений.

Поэтому в столице Казахстана было принято решение о строительстве надземной линии LRT (в мире такие линии называют надземным метро). Для обеспечения максимальной безопасности и надежности системы при строительстве линии LRT в столице применяются зарекомендовавшие себя технологии с учетом местных климатических и геологических условий. К строительству привлечены высокопрофессиональные компании с большим опытом возведения аналогичных сооружений.

Развитая система общественного транспорта является одним из важнейших условий комфортного проживания в городских условиях. Наша столица не исключение.

Как будет выглядеть надземное метро, каков его маршрут (будет ли он иметь продолжение в старый центр столицы) и адекватна ли стоимость строительства, исходя из мировых аналогов, мы расскажем в следующих номерах.

Нина ЖЕЛТЯКОВА

Метки

Похожие статьи

Закрыть