НовостиОбщество

Не все новости бывают правдивы

В столице проходят тренинги по повышению медиаграмотности среди молодежи. Социальный проект получил название «Школа критического мышления True or False».

Специалисты в области кибербезопасности, психологии и коммуникаций обучают молодых людей критически мыслить, определять правдивость представленной в Интернете информации. Эти навыки помогают пользователям не только отличать виртуальность от реальности, но и уберечь психику, не принимая близко к сердцу не всегда достоверные материалы.

Бесплатные тренинги организовала Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» при поддержке Управления по делам общественного развития акимата города Нур-Султана. Занятия проходят по таким темам, как фейковые новости, множественная правда и пропаганда как реалии современного мира, этика и цензура в социальных сетях, влияние социальных сетей на психологию.

– К нам поступило более 300 заявок, – рассказала председатель республиканской Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан» Динара САДВАКАСОВА. – При прохождении регистрации ребята отвечали на десять вопросов. Мы отобрали тех, кто показал наименьшие результаты. Это значит, что потребность в данном обучении у них выше. 150 человек разделили на шесть групп: две группы школьников, три – студентов, одна – молодые специалисты старше 24 лет. В проекте участвуют молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. Они в течение полутора месяцев пройдут восемь тренингов на двух языках – казахском и русском.

По словам Динары Садвакасовой, зачастую молодые люди слепо верят тому, что читают, им не хватает навыков критического мышления, умения находить разные источники, перепроверять информацию. И важно этим навыкам обучить, научить разбираться в информационных войнах, защищать персональные данные. По итогам проекта среди участников проведут чемпионат по медиаграмотности.

– Если мы будем формировать у детей прогрессивный прагматичный взгляд, это повысит их конкурентоспособность в будущем, – считает эксперт Алибек ТАЖИБАЕВ.

Самой уязвимой группой является поколение «большепальцевых», тех, кто родился в цифровую эпоху. Им необходимы навыки различения фейковых новостей от правды, понимания нюансов, касающихся пропаганды, и в каких случаях не стоит торопиться с выводами. Ведь фейковые новости появляются не только в желтой прессе. К сожалению, их достаточно быстро тиражируют и респектабельные издания. Хотя, как правило, журналисты проводят исследования и выявляют первоисточники и фактаж.

– Эти тренинги очень своевременны, – говорит одна из ведущих тренингов Ассоль МИРМАНОВА. Это касается напрямую вопросов идеологии, воспитания патриотизма. Фейковые новости ориентированы в первую очередь на эмоциональную составляющую натуры человека. Наши новостные ленты забиты подобными вещами. Этим грешат и социальные сети. На тренинге мы будем изучать на примере отечественных СМИ, как тиражируются новости, каким образом могут быть использованы социальные сети, чтобы оказывать давление на мнение людей.

По мнению Ассоль Мирмановой, к эмоциональной составляющей обращаются практически все заголовки, даже если содержание является простым, понятным и ясным. Для привлечения трафика заголовок нередко бывает ярким, но вовсе не отражающим содержание.

– Очень важно не ориентироваться на заголовки, а открывать и читать новость до конца, – говорит она. – После этого нужно проверить, насколько надежен первоисточник. СМИ, которые заботятся о своей репутации, как правило, дают гиперссылку и стараются уделять внимание тому, чтобы источники были надежными. Срабатывает так называемое правило трех: не менее трех источников должны подтвердить факт, тогда можно сказать, что новость достоверна. А еще не нужно ограничиваться изданиями только на одном языке, в этом плане наша молодежь продвинута. Люди сталкиваются со множественной правдой – одно и то же событие может интерпретироваться по-разному. В фейковые новости верят те люди, которые не имеют навыков критического мышления. Они верят в то, во что хотят верить.

Фото Василия КРАСЬ

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть