Официально

Необратимость политической трансформации

Казахстан проводит широкомасштабные демократические реформы и защищает права человека в полном соответствии со своими международными обязательствами. Были созданы необходимые законодательные условия для демократического развития, защиты прав человека и укрепления верховенства закона.

В частности, обеспечено широкое участие граждан Казахстана в процессе принятия политических решений в рамках внедрения принципов концепции «слышащего государства», создана сбалансированная система политического управления и внедрены принципы подотчетности Правительства и большей транспарентности. Цель — обеспечить необратимость начатых процессов политической трансформации страны и строительства Справедливого Казахстана.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕФОРМЫ
1. Демократическое участие
• Президентская реформа закрепила в законодательстве положение об однократном семилетнем сроке для Президента РК без права на переизбрание, что позволило укрепить принципы демократии в Казахстане.
• Реализованы конституционные реформы, направленные на ликвидацию суперпрезидентских полномочий. Президентские полномочия ограничены в отношении местных исполнительных органов и сокращена «президентская квота» в Сенате.
• Порог регистрации официальных политических партий снижен в четыре раза — с 20000 до 5000. Правила регистрации упрощены.
• Такая либерализация национального законодательства привела к регистрации новых политических партий — «Байтак» и «Республика». Последняя выиграла парламентские выборы в марте 2023 года вместе с такими признанными партиями, как Amanat, «Ак жол», «Ауыл», Общенациональная социал-демократическая партия и Народная партия Казахстана.
• Существенно расширились полномочия Мажилиса. Согласно новой избирательной модели, выборы прошли по партийным спискам и одномандатным округам. По итогам выборов в марте 2023 года в Парламент прошли шесть партий, три из которых впервые получили депутатские мандаты, при этом одна из парламентских партий является оппозиционной.
• Выборы 2022-2023 годов позволили обеспечить политическую конкуренцию в Казахстане путем реализации новой системы регулирования выборов, соответствующей требованиям ОБСЕ.
• Введена квота для женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями в избирательных партийных списках и при распределении парламентских мандатов.
• Впервые в истории Казахстана были проведены выборы акимов районного и городского уровней, что привело к обновлению порядка 60% руководства на уровне сельских округов.
• Полномочия местных органов власти также были расширены за счет трансформации регионального финансирования и создания новых регионов в Абае, Улытау и Жетысу. Местное самоуправление было передано местным органам власти.
• Создан Президентский молодежный резерв. Молодым специалистам, прошедшим несколько этапов отбора, представлена возможность занять руководящие должности на государственной службе.
• Национальный совет общественного доверия был преобразован в Национальный курултай с целью стимулирования участия общественности в управлении и процессах принятия решений, определяющих идеологические и культурные параметры будущего развития Казахстана.

2. Правозащитные механизмы
• Реформы укрепили систему защиты прав человека. Приняты законодательные поправки, направленные на усиление независимости судов. Расширены категории дел для суда присяжных.
• Казахстан укрепил роль национальных механизмов по защите прав человека. В стране полноценно функционирует институт омбудсмена по правам человека. Указанный институт получил конституционный статус. Казахстан также назначил омбудсменов по правам человека и ребенка, омбудсмена для людей с особыми потребностями.
• Воссоздан Конституционный суд как важнейший механизм защиты прав и свобод, куда напрямую могут обращаться граждане Казахстана.
• Конституционный суд является высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Решения Конституционного суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан.
• Любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного суда.
• Из одиннадцати судей Конституционного суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента. А председатель хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената.
• Принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций, который позволяет гражданам путем подачи онлайн-запросов выражать свое мнение. Такая практика обеспечивает открытый и прозрачный мониторинг деятельности Правительства.

3. Права человека и верховенство закона
• Принят Социальный кодекс. Документ направлен на всестороннюю поддержку уязвимых категорий граждан. Утверждена специальная выплата для лиц, занятых в опасных условиях труда.
• Указ Президента «О Плане действий в области прав человека и верховенства закона» подписан в полном соответствии с международными обязательствами Казахстана.
• Казахстан отменил смертную казнь и передал от Министерства внутренних дел гражданские функции Министерству здравоохранения по обеспечению прав осужденных на охрану здоровья. Казахстан ратифицировал Факультативные протоколы ООН о правах детей и инвалидов.
• Ужесточена уголовная ответственность за пытки, усилен Национальный превентивный механизм борьбы против пыток, введено законодательное определение пыток и жестокого обращения.
• Значительно усилена административная и уголовная ответственность за домашнее насилие. Возможность повторного примирения сторон в таких случаях законодательно исключена.
• Принят закон, регулирующий отчисления детям из Национального фонда.
• Принят новый закон о митингах, где вместо разрешительного введен уведомительный порядок, по итогам которого число мирных митингов в Казахстане кратно увеличилось.
• Закон о СМИ был реформирован с целью создания более безопасного цифрового пространства.

Статьи по Теме

Back to top button