НовостиПроекты

Необыкновенный ребенок

Одна из проблем, с которой часто сталкиваются родители особенных детей, – это их реабилитация и абилитация. Социальный проект «Саламатты болашак», который как раз и решает ряд задач, начал свою историю несколько лет назад именно со столицы.

Важно отметить, что между двумя понятиями есть существенная разница. Реабилитация направлена на восстановление утраченных возможностей, а абилитация – на развитие потенциальных возможностей. Абилитация может быть разной – общественной, бытовой, профессиональной. Важно, что все это помогает детям развиваться.

Еще один вид абилитации – адаптивная физическая культура и спорт. Благодаря тренировкам дети с инвалидностью могут бороться со вторичными осложнениями из-за малоподвижного образа жизни, у них формируется самостоятельность, повышаются самооценка и коммуникационные способности, считают специалисты. И, конечно же, приобретенные во время тренировочного процесса навыки положительно влияют на жизнь ребенка.

Действующий в Казахстане проект «Саламатты болашақ» как раз-таки работает над развитием адаптивной физической культуры и спорта в стране. Реализует его Общественный фонд «Мир равных возможностей» при поддержке Фонда развития социальных проектов Samruk-Kazyna Trust.

Есть мнение, что любые виды спорта могут быть адаптированы для людей с инвалидностью. Например, адаптивное карате, адаптивное плавание, адаптивное таэквондо, бочча, голбол, спортивное ориентирование, инклюзивная хореография – эти секции были открыты в рамках проекта в Нур-Султане, на бесплатной основе их посещает 150 особенных детей наряду с обычными ребятишками. Этот подход и называется инклюзивным.

– Сначала в столице появилась секция адаптивного карате, которую посещали дети с диагнозом ДЦП, – рассказывает директор ОФ «Мир равных возможностей» Нургуль УЛЬЖЕКОВА. – После открыли секции и по другим видам спорта, куда стали приходить дети и с другими диагнозами, такими как аутизм, синдром Дауна, с задержкой развития речи, с нарушением слуха, зрения. Занятия все групповые. Особенность занятий в том, что вместе с особенными ребятами приходят заниматься и их сестры, братья. В Нур-Султане наши секции открыты во дворцах школьников, в Паралимпийском тренировочном центре, Международной школе Haileybury Astana, фитнес-клубах Space Fitness, «Фламинго», плавательном бассейне «Барыс-Арена», дворовом клубе «Замандас». Это наши социальные партнеры, которые предоставляют часы на своих площадках на безвозмездной основе. Мы в свою очередь обязуемся проводить тренировочные занятия с квалифицированными специалистами. Мы называем это социальной моделью партнерства.
Немаловажно, что уже разработаны первые казахстанские учебные пособия по адаптивной физической культуре (АФК), а также шесть физкультурно-спортивных программ по адаптивным видам спорта для детей с особыми образовательными потребностями. Учебные материалы одобрены республиканским учебно-методическим советом МОН РК.

В 2019 году впервые в Казахстане в столице на базе ЕНУ имени Л. Гумилева была организована I Международная научно-практическая конференция по адаптивной физической культуре с участием международных экспертов и 320 слушателей из регионов РК. Разработана образовательная программа по адаптивной физкультуре в рамках специальности «Физическая культура». При этом некоторые вузы в рамках подготовки специалистов по физической культуре включили в образовательные программы дисциплину «Теория и методики АФК», и разработанное в рамках проекта учебно-методическое сопровождение по АФК очень актуально для этих вузов.

Все это позволяет верить в будущее проекта.

– Адаптивный спорт – это прежде всего соревновательная деятельность, в которой ребенок, имеющий ограничения по состоянию здоровья или ментальные нарушения, стремится к достижению максимальных возможностей, совершенствует свою спортивную технику за счет сохраненных функций, – объясняет Нургуль Ульжекова.

Она отмечает, что итоги работы за 2019-2020 годы показали высокую эффективность тренировок. Так, у 97% занимающихся улучшились координационные способности, 95% стали выносливее, 75% – гибче, 65% детей стали сильнее, а у 54% повысилась ловкость. Многие участники проекта выступают на международных соревнованиях и занимают призовые места.

Родители в свою очередь наблюдают улучшение социальных навыков детей – они становятся общительнее и самостоятельнее. Кроме того, у ребят повышается концентрация внимания, улучшаются дисциплина, память и даже речь.

– У сына диагноз – «умственная отсталость». Мы почти два года посещаем секции адаптивного таэквондо и бочча. Результаты потрясают, – делится мама 14-летнего Наримана. – Это касается не только его спортивного развития, но и общего состояния. Он стал активным, внимательным. Недавно поразил нас всех, выучив за 15 минут материки и океаны. Поверьте, для нас это большое достижение.

Проект не стоит на месте и продолжает расти. Из небольших секций в столице сегодня проект становится сетью, постепенно покоряя один за другим города Казахстана.

– Смысл проекта на самом деле очень глобальный, он касается в той или иной степени каждого из нас. И в последнее время вопрос реабилитации и абилитации детей с особыми потребностями в нашей стране выходит на новый уровень. Общество не только знает о существовании проблемы, но и прикладывает усилия для того, чтобы ее решить, чтобы граница между людьми с инвалидностью и обычными людьми стиралась, ведь это тоже один из маркеров современного, прогрессивного общества, – говорит официальный представитель Фонда Samruk-Kazyna Trust Мирас ИРГЕБАЕВ.

С сентября 2020 года «Саламатты болашақ» начал масштабироваться на регионы РК. В рамках проекта уже открыты адаптивные спортивные секции в Карагандинской области, Павлодаре и Шымкенте.

Часто инициаторами становятся сами родители особенных детей. Наблюдая в СМИ и социальных сетях за успехом и продвижением проекта, они пишут письма с просьбой открыть секции по адаптивному спорту, помогают взаимодействовать с местными исполнительными органами. В Павлодаре заработали секции адаптивного плавания, инклюзивной хореографии, адаптивного футбола и бочча, в которых участвует 50 детей.

Есть пример, когда сами тренеры становятся инициаторами. Например, в средней школе имени С. Сейфуллина, что находится в Жанааркинском районе Карагандинской области, стартовала секция бочча с охватом 10 детей с инвалидностью, обучающихся в этой школе. В Шымкенте стартовали занятия в секциях адаптивного дзюдо, бочча, и скоро откроются секции адаптивного плавания и футбола.

– Все секции открываются на базе спортивных площадок социальных партнеров проекта, которые предоставляют часы посещения на безвозмездной основе, локации, а партнеры помогают в приобретении спортивного инвентаря и обучении тренеров. Для нас это очень важная миссия. Мы хотим, чтобы спорт стал частью жизни особенных деток и менял качество их жизни в лучшую сторону, – говорит Нургуль Ульжекова.

Планы у проекта грандиозные, но как минимум его инициаторы хотят увеличить число участников до 500, повысить квалификацию по адаптивной физической культуре не менее 40 специалистам. А как максимум – сделать адаптивный спорт доступным каждому особенному ребенку.

Метки

Похожие статьи

Закрыть