НовостиОбщество

«Новая волна» казахского кино

В Казахском национальном университете искусств недавно подвели итоги второго онлайн-конкурса студенческих курсовых и дипломных проектов Jas Тolqyn.

В конкурсе курсовых и дипломных проектов Jas Тolqyn приняли участие студенты кафедры режиссуры кино и телевидения КазНУИ. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией было принято решение провести творческий смотр для студентов специальности «режиссура» в онлайн-формате на платформе Zoom с последующей трансляцией на YouТube канале Shabyt Chanel. По словам организаторов, с одной стороны, это вызывало определенную ограниченность, но в то же время привнесло целый ряд плюсов.

Нововведением творческого смотра стала защита курсовых и дипломных студенческих работ в форме питчинга, представляющего собой устную или визуальную презентацию кинопроекта с целью нахождения инвестора. На кафедре режиссуры кино и телевидения питчингу обучают очень ответственно и серьезно. По правилам конкурса каждому студенту отводилось максимум по пять минут для презентации проекта. В состав независимого жюри вошли ведущие казахстанские кинематографисты, которые оценивали 13 проектов самых разных жанров — от научной фантастики до приключенческой комедии, разного хронометража — от 3-5-минутного анимационного проекта до практически получасового игрового фильма. Ну и, естественно, была большая разница в предполагаемых бюджетах, некоторые студенты планировали снять картины менее чем за 100 тысяч тенге, другим же нужны были суммы свыше 2 миллионов тенге.

Новый формат

Как сообщил кинорежиссер, сценарист, заведующий кафедры режиссуры кино и телевидения КазНУИ Ерлан НУРМУХАМБЕТОВ, в ходе подготовки и работы над вторым конкурсом поступило много разных предложений от студентов и педагогов по дополнению формата проекта.

— Время не стоит на месте, мы с профессорско-преподавательским составом кафедры режиссуры кино и телевидения решили изменить формат и дали имя этому конкурсу Jas Тolqyn. Второй онлайн-конкурс курсовых и дипломных проектов прошел только в формате защиты проектов. Было создано независимое жюри из авторитетных, уже состоявшихся кинематографистов Казахстана. Мы анализируем всю информацию, и в следующем году, возможно, будут какие-то изменения, дополнения. Студенты — молодые люди, которые живут среди нас, и у них свое мировоззрение на различные события. Тем более для них мир открыт благодаря Интернету, — сказал Ерлан Нурмухамбетов.

Представители независимого жюри считают, что такие творческие смотры помогут подготовить конкурентоспособных специалистов для киноотрасли, способных интегрироваться в мировое кинообразовательное пространство.

Олжабаева Даяна – «Эфир»

— В 2019 году в Казахстане был создан Государственный центр поддержки национального кино с целью убедить экспертный совет при ГЦПНК в том, что именно тот или иной проект кинематографистов достойный. Знания и умения защищать свой проект дают новые возможности студентам. Пример этому — история конкурса Jas Тolqyn. Победившие проекты финансируются продюсерскими компаниями Казахстана, — рассказал руководитель мастерской «Кинооператорское искусство» КазНУИ, кинооператор, продюсер Талгат ТАЙШАНОВ.

— Мы хорошо знаем способности того или иного студента и понимали, на что они способны на самом деле, даже несмотря на то, что отправленный на конкурс сценарий мог на первый взгляд показаться слабым. Студенты из-за постоянного плотного графика, состоящего из подготовки к съемкам, съемочного процесса, монтажа, обсуждения фильма с мастерами и другими студентами, всегда имеют несколько еще не реализованных по разным причинам проектов, — отметил программный директор конкурса Jas Тolqyn, кинорежиссер, преподаватель КазНУИ Аян НАЙЗАБЕКОВ.

Сарсембаева Анель – «Печенье»

Особые мнения и впечатления

Студент Адлет ЕСИМ создал презентацию, сделав упор на передачу атмосферы сценария фильма «Чума».

— Главное на защите проекта стараться не зачитывать слайды, вести себя свободно и не думать о временных ограничениях. Также не стоить забывать, что презентация — ширма, за которой должен быть крепкий сценарий, в погоне за участием не стоить присылать сырые истории, в которых вы до конца не уверены. Желательно иметь козыри в запасе на будущее. Упорство и вера в свой проект сломят любые видимые и невидимые ограничения, — уверен Адлет Есим.

— Исходя из полученного опыта, могу сказать, что визуальная составляющая презентации и все, что ее наполняет, пусть и играют важную роль, но главенствующим фактором в выборе победителя по-прежнему является цепляющий сюжет, история, от которой повеет свежей мыслью и новым взглядом. Вы можете подготовить самую качественную и профессионально выполненную презентацию, искусно преподнести ее, выбирая самые нужные слова и актуальные референсы, но если продюсер не заинтересован в самой истории, вероятно, все вышеперечисленное не сработает должным образом. Тем не менее, вы сможете оставить положительное впечатление от такой подачи, а это уже большой плюс. По этой причине главной наградой для меня стали опыт, чувство большей раскрепощенности и уверенность в том, что представить и защитить свой замысел в следующий раз мне будет значительно проще, — отметила студентка Лаура ИМАНМАДИРОВА, которая успешно презентовала проект «Корни» в номинации «Режиссура неигрового кино»

Умурзаков Адиль – «Идентификация»

Студентка Лаура МУХИЕВА призналась, что в ее проекте «Шіркін» раскрывается бытовая история и важна атмосфера локации. Кинематографистам важно развиваться, при этом необходимо верить в себя и оставаться оптимистами и самыми большими фанатами своей работы. В реализации своих фантазий они могут создавать целые миры, укреплять понимание жизненных ценностей, выражать свою гражданскую позицию, поэтому не надо бояться публичного обсуждения.

Вице-президент «Казахфильм» им. Ш. Айманова Айдар БАТАЛОВ подчеркнул, что выделить одну конкретную работу не сможет, потому что было представлено достаточное количество зрелых проектов. Со своей стороны назвал прогрессивными фильмы «Частоты» Адлета Койсариева, «Идентификация» Адиля Умурзакова, «Печенье» Анель Сарсембаевой. Он заверил, что АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова готово поддержать эти проекты нефинансовыми инструментами: предоставить площадку, осветительную и съемочное оборудование, оказать услуги по дистрибьюции как на международных, так и на внутреннем рынках.

Амагельдиева Жулдызай – «Анамның күлкісі»

— Чтобы сочинить истории для кино, помимо природных способностей, развитого воображения и интуиции, необходимо сценарное мастерство — умение строить диалог, создавать атмосферу, характеры героев. Темы нынешних сценариев разные, иногда неожиданные, порой трафаретные, в том числе история семьи, друзей, рассказ о неразделенной любви, мистика и фантастика, конфликт матери и сына, который хочет защитить младшую сестру. Молодым сценаристам интересно работать в жанре социальной драмы, мистики, драмы, анимации, фантастики и мелодрамы. Было очень сложно выбрать, но сценарий короткометражного фильма Адлета Есима «Чума», написанный в жанре мистики, запал в душу, да и тема эпидемии сейчас очень актуальна, — говорит руководитель киностудии Red Mark Алия АУБАКИРОВА. — Проект «Эфир» Дианы Олжабаевой понравился своим чувственным восприятием, тонкой организацией души главной героини и погружением зрителя в реальность, которую видим мы и которая находится по другую сторону.

Мухиева Лаура – «Шіркін»

— Каждый продюсер ищет свой проект, который близок ему по духовному восприятию, а также по видению картины мира, поэтому желаем нашим талантливым студентам найти пути реализации своего творческого потенциала, и донести свои идеи и ценности до сердца своего зрителя, — пожелала будущим кинематографистам продюсер, директор Arujan Рroduction Жанар ЖАКАНОВА.

Статьи по Теме

Back to top button