КультураНовости

Новое звучание органа

Сегодня в Казахстане всего 10 действующих органных залов. Один из них — в столичном Казахском национальном университете искусств. Как работает этот уникальный инструмент? Нашим экскурсоводом по органному залу стала старший преподаватель КазНУИ органистка Салтанат АБИЛЬХАНОВА, которая приоткрыла нам некоторые секреты мастерства.

Непосвященный человек не может понять, каким образом играет этот уникальный инструмент. Потому что все, что открыто зрителям, — повернутый к залу пульт органиста и деревянный «проспект» с вертикальными металлическими трубами.

По словам нашей собеседницы, история столичного органного зала насчитывает 13 лет. Его появление стало возможным благодаря ректору Айман МУСАХОДЖАЕВОЙ. Монтаж, установка, интонировка и генеральная настройка инструмента — дело очень сложное и кропотливое. За эту работу отвечали восемь мастеров из Германии, которым помогали наши специалисты Виктор ВАСИЛЬЕВ и Жанат СЕКСЕНБАЕВ.

— У нас в органном зале стоит инструмент в 48 регистров, трехмануальный, не буду говорить, сколько он весит тонн, — по нему видно, какой он огромный, при этом орган средних размеров весит примерно 4-5 тонны. У нас современный инструмент, ему всего 13 лет, его конструкция немного отличается от старинных. На нем можно записать регистровку, что значительно облегчает задачу исполнителя. Помимо большого концертного органа, в университете есть два учебных, — поясняет Салтанат Абильханова.

По ее словам, студенты, обучающиеся по специальности «Фортепиано», параллельно занимаются игрой на органе в качестве дополнительного клавишно-духового инструмента. За время учебы они постигают азы профессии. Разумеется, этого мало, необходимы постоянные занятия, ведь орган — сложный инструмент, где необходимы координация, чтобы одновременно играть руками и ногами, и умение слышать звуковое многоголосие.

— Я стараюсь вывозить своих студентов в органную академию в немецком городе Лейципге, чтобы они соприкасались с атмосферой, где жил и творил Бах. На протяжении нескольких недель они проходят интенсивные мастер-курсы и концерты, где своим опытом делятся 15 мастеров со всего мира. Мэтры представляют им интересный репертуар, включающий произведения разных стилей и эпох и импровизацию на органе. Таким образом, начинающие музыканты понимают все богатство звучания этого монументального инструмента, который требует большой отдачи, ежедневных многочасовых репетиций и оттачивания исполнительского мастерства, — говорит органистка.

Как рассказала собеседница, одна из ее выпускниц, Асель СМАГУЛОВА, сейчас играет на органе в карагандинской церкви. Начинающие исполнители также несколько раз в год выступают с концертами в родном университете. Кроме того, в Астане демонстрируют свое мастерство зарубежные музыканты — органисты из Германии, США, Италии, Эстонии, Финляндии, Словакии, России.

Можно сказать, что, слушая звуки органа, публика погружается в совершенно другой мир. Мощь и вибрация звука органа очень сильно воздействуют на эмоциональное состояние человека. Недаром в Европе органы в прошлые века устанавливали в основном в храмах.

Впрочем, для органа писали не только религиозную музыку. Например, в 19 веке французский органист и композитор Шарль Мари ВИДОР написал симфонии. Есть и другие произведения в жанре импровизации, и даже исполняют джаз.

— За последние 70 лет орган стал самостоятельным концертным инструментом. Сегодня из концертов органной музыки устраиваются грандиозные шоу с использованием LED-экранов, чтобы зрители видели виртуозное исполнение музыканта, — отметила Салтанат Абильханова.

Дана АМЕНОВА

Дана Аменова

Журналист

Статьи по Теме

Back to top button