НовостиОбщество

Новые тренды Data-журналистики

Журналисты и политологи из стран Центральной Азии и России, ставшие участниками  международной молодежной школы журналистики «Медиация», организованной на базе ИАЦ МГУ в формате открытого диалога обсуждали перспективы интеграционных проектов  Евразии и  обучались новым  технологиям написания текста.

На мастер-классе «Контент как стратегия»   академический руководитель магистерской программы «Журналистика данных» Национального исследовательского университета  «Высшей школы экономики»  Тина БЕРЕЖНАЯ рассказала   об актуальных тенденциях, помогающих при сборе и анализе информации.  По словам эксперта, данные, представляющие собой отчеты из  открытых источников,  позволяют  рассказать  читателям интересную историю с помощью больших массивов фактов и цифр.   Сегодня  они стали  настолько серьезным источником информации  для журналиста,  что игнорировать этот постоянно растущий тренд просто невозможно и непрофессионально.  Новое направление в системе массовых коммуникаций,  основанное на  сборе, анализе и обработке данных для создания медиаматериалов  называется  журналистикой данных (data-journalism).  Владея некоторыми профессиональными методами и приемами, журналист  может  превратить их в привлекательный  визуальный медиапродукт с  интерактивными картами,   графиками   и   персонифицированными элементами.  По словам эксперта,  начинающие журналисты  не всегда понимают,  каким образом  предоставить  данные, чтобы они легко, разумно и гармонично в контексте сочетались. Другая беда, состоит в том,  что молодые неопытные  работники СМИ не всегда связывают данные с повседневной жизнью. Тина Бережная считает, что в таких вопросах  большую роль играет редакционная политика.

– В редакциях над data- материалами обычно работают несколько специалистов. Коллеги могут совершенно по-разному  увидеть структуру одного  материала. У каждого  из них  будет разный взгляд на публикации в жанре сторителлинг. В  такой сложной коллективной работе, где с текстом сплетаются мультимедийные средства, информация обязательно  перепроверяется с помощью анализа данных и результатов. Так в  одной публикации  могут сходиться разные виды  данных о географии, политике, здравоохранении.  Очевидно, что это не те публикации, которые делают за  несколько дней, а серьезная,  кропотливая, большая работа,- говорит собеседница.

Тем не менее, перед тем как   опубликовать  данные,   главное помнить о том, что их надо отсортировать и разобрать ключевые важные сведения. Если информация не имеет серьезной релевантности для истории, то можно ее  опустить или позже упомянуть в тексте.

-Если журналист не отберет данные, то за него этого никто не сделает. Как правило, информация, которую публикуют государственные органы бывает  сложна для восприятия.  При работе с ней  надо понимать, какие вещи могут за ними скрываться и научиться смотреть не только  на  результат  анализа, но и за тем,  что стоит за сбором данных по пути от ведомства к читательской аудитории, – сказала собеседница.

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть