Образование

Новый учебный год – новые правила

В Нур-Султане рассмотрели ход реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» на заседании Правительства под председательством Премьер-министра РК Алихана СМАИЛОВА.

ДЕТСКИЕ САДЫ: ТРЕБОВАНИЯ УСИЛЕНЫ
Министр просвещения РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ в ходе совещания сообщил, что до конца текущего года в Казахстане планируют открыть более 320 новых детсадов. В прошлом году в эксплуатацию ввели 534 детских сада на 47 тысяч мест.

В столице функционируют 432 дошкольные организации с контингентом более 60 тысяч детей, из них 99 государственных, 330 частных, 3 ведомственных.

Государственный заказ размещен в 316 частных детсадах на 27504 места.

Сумма госзаказа на одного ребенка в сравнении с 2021 годом увеличилась с 38023 до 41718 тенге.

– Работа по реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» активно ведется. Предусмотрено 12 показателей и 20 мероприятий по детским садам, школам, колледжам и дополнительному образованию. Прошлогодние мероприятия выполнены на 100%. По шести месяцам этого года работа ведется в соответствии с планом, – сказал Асхат Аймагамбетов.

По словам министра, сегодня охват дошкольным образованием детей от 2 до 6 лет составляет 88,4%, от 3 до 6 лет – 99%.

Кроме того, он сообщил об обновлениях в воспитательных программах детских садов и о проводимой работе по повышению квалификации воспитателей, усилению требований к детским садам.

– Наряду с охватом мы ведем работу и по обновлению программ детских садов. Это особенно важное направление. Мы утвердили новую модель дошкольного воспитания и обучения, а также новый государственный стандарт, – сообщил министр.

Асхат Аймагамбетов отметил, что воспитание в детском саду уверенных в себе, устойчивых к трудностям, здоровых, открытых и креативно мыслящих детей и развитие таких ценностей, как патриотизм, трудолюбие, тяга к знаниям, осуществляется через творческую, двигательную активность и игру.

Наряду с этим, Премьер-министр РК Алихан Смаилов поручил проработать вопросы лицензирования дошкольных организаций до 1 ноября текущего года для повышения качества их услуг.

ШКОЛЫ
Премьер-министр РК Алихан Смаилов на заседании Правительства также заявил, что к 2025 году предусматривается строительство школ на 840 тысяч мест по новым строительным стандартам в рамках пилотного нацпроекта «Комфортная школа», разработанного по поручению Главы государства.

– Наша главная задача – обеспечить повсеместный доступ населения к качественному образованию на всех его уровнях: дошкольном, школьном, техническом и профессиональном, а также высшем, – сказал Премьер-министр.

В этой связи в стране в эксплуатацию введено 326 новых школ. Проведена модернизация 1436 школ.

В столице за последние три года построено 34 школы, это позволило создать 70 тысяч ученических мест. Еще 11 школ планируется сдать в новом учебном году, это дополнительно свыше 20 тысяч ученических мест. Стоит отметить, что строительство школ ведется во всех районах столицы. За два года в районе «Есиль» построено 12 школ, в районе «Алматы» – 7, в районе «Байқоңыр» – 4, в районе «Сарыарка» – 2.

Затрагивая вопросы строительства, министр просвещения РК Асхат Аймагамбетов сообщил, что не во всех регио­нах страны план строительства новых школ доведен до конца.

– Важную роль в повышении качества образования играет обеспеченность школ современными предметными кабинетами. В 2021 году по плану приобретено 1825 таких помещений для 949 школ, план выполнен. В этом году 70% школ будут обеспечены предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEM, – сказал Асхат Аймагамбетов.

По его словам, в целях обеспечения школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой в 2021 году вместо запланированных 200 школ открыто 277 учебных заведений. Этому способствовало активное участие частного сектора.

– Кроме того, 10 регионов не полностью выполнили план по вводу 42 новых школ и 21 тысячи ученических мест. Мы наращиваем сеть частных школ. В этом году планируется построить 225 школ на 214 тысяч мест. Из них в настоящее время введено в эксплуатацию 49 школ на 22 тысячи мест. Утверждены конкретные показатели по каждому региону, каждому селу и городу. Во избежание этих рисков акиматы прошу не допускать срывов сроков ввода школ, – подчеркнул Асхат Аймагамбетов.

Также он напомнил о необходимости дальнейшего проведения тщательного аудита старых школ.

– По каждому региону установлены конкретные показатели. Об этом знают акиматы. В рамках реализации данного показателя должны активно работать местные исполнительные органы. В последнее время фиксируются факты создания аварийной ситуации в устаревших, не своевременно отремонтированных школах. Прошу провести соответствующий технический аудит школ, которым уже более 50 лет, – добавил Асхат Аймагамбетов.

НОВШЕСТВА В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Об изменениях на 2022-2023 учебный год рассказали в Министерстве просвещения РК. В школьной программе появились новые предметы, а некоторые предметы из программы и вовсе убрали. Также изменился и подход к изу­чению языков.

Так, внедрять языки в программу обучения будут поэтапно. Теперь в школах с казахским языком обучения в первом классе изучается «Әліппе/Ана тілі», в школах с русским языком обу­чения – «Казахский язык» и «Букварь/Обучение грамоте». Как объясняют в ведомстве, это должно поспособствовать формированию у детей навыков чтения и письма на родном языке и заложить фундамент для успешного овладения вторым и иностранным языками.

«Русский язык будет изучаться уже со второго класса, когда у учащегося заложена база знаний о родном (первом) языке. Изучение английского языка начнется в третьем классе, так как это соответствует возрастным особеннос­тям учащихся и позволит избежать трудностей в восприятии этих языков», – сообщили в министерстве.

Также с нового учебного года в первом классе предмет «Художественный труд» будет делиться на предметы «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение».

В 5-11 классах в вариативный компонент вводится обязательный курс «Глобальные компетенции», а предмет «Самопознание» убрали из всех программ обучения в Казахстане. Также включены рекомендации по использованию часов вариативного компонента (выбор тематической направленности по интересам школьников), рекомендации по реализации инклюзивного образования, организации внеклассной работы.
Между тем присутствующие на заседании отметили, что разрыв в знаниях между городскими и сельскими школьниками сократился на 22 балла.

– Главный вопрос по среднему образованию – это повышение его качества. Проведена работа по сокращению разрыва между регионами, между городскими и сельскими школами, – сказал министр просвещения Асхат Аймагамбетов.

По его словам, согласно исследованию PISA, в связи с пандемией у страны есть риски снижения показателей на 30-40 баллов.

– Тем не менее результаты «PISA для школ» в 2021 году показали рост качества знаний учащихся на 30 баллов по грамотности чтения, математической грамотности – на 24 балла, по естественнонаучному направлению – на 11 баллов. Это очень хороший показатель. В то время как разрыв между результатами городских и сельских школьников сократился на 22 балла, а разрыв между результатами учащихся, обучающихся на разных языках, сократился на 21 балл, – сказал Асхат Аймагамбетов.
– В среднем образовании используется несколько ресурсов. Многие школы используют kundelik.kz в обучении. Также пользуются спросом ресурсы bilimal и EDUS. Система дополнительного образования тоже должна быть готова к новому учебному году, – сказал он.

Также спикером было отмечено, что вопросы безопасности и создания благоприятных условий в организациях образования находятся на постоянном контроле. Для увеличения охвата психолого-педагогической поддержкой детей с особыми образовательными потребностями в 2021 году открыто 8 ПМПК и 6 коррекционных кабинетов, в этом году – еще 3 ПМПК и 4 коррекционных кабинета. В результате 175 тысяч детей с ограниченными возможностями были охвачены специальной психолого-педагогической поддержкой.

– С этого года для поддержки особенных детей мы впервые размещаем госзаказ. Благодаря поддержке Президента были внесены изменения в закон. Это решение позволило развивать инклюзивное образование для особенных детей, уменьшить очередность и получить равные образовательные услуги для нуждающихся детей, – добавил Асхат Аймагамбетов.

КОЛЛЕДЖИ
– В этом году в рамках реализации поручения Главы государства о 100-процентном охвате бесплатным техничес­ким и профессиональным образованием государственные колледжи взяты под опеку предприятий, – сообщил Асхат Аймагамбетов.
Теперь государство на бесплатной основе будет готовить специалистов, а предприятия возьмут на себя обязательства по трудоустройству. Отметим, бюджет государственного заказа увеличен на 45 тысяч мест и в этом году он составил рекордные 128 тысяч.
– В соответствии с поручением Президента совместно с акиматами регионов мы начали внедрять целевую подготовку кадров по заявкам предприятий. Впервые выделено 10 тысяч специальных грантов. Для повышения качества кадров колледжам совместно с работодателями предоставлена академическая самостоятельность в изменении образовательных программ и сроков обучения. Государственные колледжи на 100% находятся под патронатом предприятий, – сказал министр.
В столице 34 колледжа: 25 частных и 9 государственных. Подготовка ведется по 77 специальностям. Охват студентов по государственному образовательному гранту составляет 13810 человек, или 48,3%.
В Год детей государственный образовательный заказ увеличен на 2550 мест, что составляет 7300 мест.
По словам Асхата Аймагамбетова, в первую очередь планируется охватить колледжами выпускников 9-х классов по востребованным специальностям технического направления.
– Но в регионах с большим количеством молодежи NEET наблюдается снижение грантов, выделяемых за счет местного бюджета. Поэтому в связи с уменьшением средств, выделяемых на гранты из местного бюджета, мы вынуждены были выделить дополнительные гранты из республиканского бюджета. Поэтому прошу местные исполнительные органы взять этот вопрос на контроль, – подчеркнул министр.
Он также отметил, что для поступ­ления в колледжи внедрен ряд нововведений.
– При выборе профессии мы внедрили профессиональную диагностику поступающих, в результате которой абитуриенты получают рекомендации по выбору профессии. Автоматизирован процесс распределения государственного заказа среди студентов. Вступительные экзамены отменены. Абитуриент имеет возможность освоить не менее 1-3 квалификаций. При большой поддержке государства по проекту «Жас маман» 180 колледжей оснащены современными лабораториями, обновлены учебные программы и дан новый импульс качественной подготовке кад­ров, – добавил он.

ВУЗЫ
Реализуемый национальный проект «Качественное образование «Образованная нация» в первую очередь направлен на повышение конкурентоспособности и международного имиджа системы высшего образования. По словам министра науки и высшего образования Саясата НУРБЕКА, проект позволит внед­рить в казахстанскую модель обучения глобальные образовательные программы, прошедшие международную аккредитацию, и расширить академические обмены с зарубежными партнерами.
В новом учебном году на получение высшего образования по педагогичес­ким и медицинским специальностям планируется выделить почти 1300 грантов. В Нур-Султане также действует отдельная программа социальной помощи абитуриентам.

Между тем положительная динамика уже наблюдается среди казахстанских вузов по международным показателям.

– Ключевой показатель по направлению «Высшее и послевузовское образование» – вхождение в топ-200 международного рейтинга QS двух оте­чественных университетов. За девять лет участия вузов в престижном рейтинге QS наблюдается положительная динамика. Если в 2013 году участвовали 8 вузов, то сегодня их количество выросло вдвое. В 2022 году вошли 16 казахстанских вузов, – сказал Саясат Нурбек на заседании Правительства.

Так, в топ-500 вошли пять вузов: ЕНУ имени Л. Гумилева, КазНУ имени Аль-Фараби, ЮКУ имени М. Ауэзова, КазНИТУ имени К. Сатпаева, КазНАУ.

Согласно данным министра науки и высшего образования, общее количество контингента на 2021-2022 учебный год составляло 623839 человек. Всего вузов 120. Трудоустройство выпускников за 2021 год составляет 68,9%. Общее количество профессорско-преподавательского состава – 36 тысяч человек.
Также на заседании Правительства министр науки и высшего образования сообщил, что в Казахстане запланирована трансформация некоторых вузов в исследовательские.

– Для формирования исследовательской экосистемы и развития прорывных технологий запланирована трансформация вузов в исследовательские. КазНУ имени Аль-Фараби присвоен статус исследовательского университета. Для трансформации ЕНУ имени Л. Гумилева в исследовательский университет подготовлены программы развития и проект постановления, – сказал Саясат Нурбек.

Для введения мировых образовательных стандартов и передовой практики в образовательный процесс в стране открываются филиалы зарубежных вузов. В 2023 году в Нур-Султане планируется открыть Michigan State University. Для функционирования филиалов приняты постановления Правительства. Выделен государственный образовательный заказ, сообщил министр.

На заседании Правительства министр науки и высшего образования Саясат Нурбек также сообщил, что, согласно поручению Главы государства, увеличено количество грантов с 65 тысяч в 2020 году до 88 тысяч в 2022-м.

По его словам, также увеличивается размер стипендий студентам.

– Студентам бакалавриата предусмотрено 36 тысяч тенге, докторантам – 150 тысяч тенге. До 2025 года стипендии студентам увеличатся еще в 2 раза, магистрантам и докторантам – в 1,5 раза, – отметил он. – Основной акцент сферы высшего образования сделан на подготовке специалистов на уровне магистратуры – 5,8%, на уровне докторантуры – лишь 0,94%. Мировая практика показывает, что соотношение бакалавриата должно составлять от 30 до 45%, магистратуры – более 10%, докторантуры – свыше 2%.

Недавно появилась информация о повышении заработной платы ряду высших учебных заведений в области культуры и искусства. Среди них два столичных вуза – Казахский национальный университет искусств и Казахская национальная академия хореографии.

Комплексный план по повышению доходов населения до 2025 года предусматривает, что профессорско-преподавательскому составу организаций высшего и послевузовского образования в области культуры и искусства, имеющих особый статус, увеличат повышающий коэффициент с 1,75 до 3,5. Постановление распространяется на заработную плату, установленную в этом году, поэтому по зарплате за прошедшие месяцы произведут перерасчет.

Статьи по Теме

Back to top button