НовостиОбщество

«Нұрлы жол» — мост между городами и странами

Если театр начинается с вешалки, то город — с вокзала. Первые впечатления и знакомство со страной, ее обычаями и культурой, как правило, для большинства людей возникают именно отсюда. Тем более что речь идет о столице государства — Астане. Еще каких-то пару лет назад гостеприимно встречал и провожал пассажиров столицы один-единственный вокзал в городе. Теперь же в Астане построено уникальное здание «Нұрлы жол», которое по замыслу проектировщиков стало своеобразным ноу-хау современного способа компоновки вокзальных зданий по типу «вокзал-мост».

Нестандартное решение
Ровно год прошел с тех пор, когда перроны нового вокзала «Нұрлы жол» начали принимать своих первых пассажиров. Архитектурный дизайн нового вокзала столицы стал неожиданностью для жителей и гостей столицы. При строительстве применялись современные «зеленые технологии».

Над проектированием нового современного вокзала Астаны трудилась команда международных экспертов из Великобритании, Германии и Турции. Во время работы они приняли решение, позволившее разместить распределительный зал здания над железнодорожными путями. Этот своеобразный способ компоновки вокзальных зданий помог не только сэкономить место, но и стать удобным для пассажиров. Как отмечают сами разработчики, «вокзал-мост» практически повсеместно пришел на смену вокзалам «берегового» типа благодаря большей эффективности, компактности, рациональному использованию пространства.

В путь не выходя из здания
Действительно, невооруженным глазом видно, что главные железнодорожные ворота столицы гармонично соединяют в себе европейскую практичность и казахстанское радушие. Вокзал не имеет аналогов в странах СНГ. Площадь здания составляет 105 тысяч квадратных метров, а его пропускная способность — 35 тысяч пассажиров в сутки.

— Здание вокзала состоит из шести этажей. На третий этаж, являющийся перроном, прибывают и оттуда же отправляются поезда, к слову, такого вы не увидите ни в одном из вокзалов на постсоветском пространстве. Четвертый этаж — главный распределительный зал, на котором расположены билетные кассы, справочные, электронные терминалы для покупки билетов. На пятом — фудкорт, шестой этаж — административная часть, — рассказывает дежурный помощник начальника вокзала Ержан РЫМБАЕВ.

На вокзале есть удобные камеры хранения, комнаты матери и ребенка, медицинские кабинеты, залы ожидания, гостиничные комнаты, VIP и зал для лиц с ограниченными возможностями, паркинг на 740 автомобилей и парковка на привокзальной площади, рассчитанная на 714 мест.

Новый вокзал оснащен ультрасовременными интеллектуальными системами управления пассажиропотоком и очередью, безопасностью, электронной продажи билетов. А главное, созданы все условия для передвижения пассажиров с ограниченными физическими возможностями: тактильные дорожки, информационное табло с использованием азбуки Брайля, специальные кассы и лифты.

— Многие заметили, что наш вокзал отличается отсутствием давки благодаря тому, что комплекс разделен на потоки прибывающих и отбывающих пассажиров. Это увеличивает пропускную способность вокзала при пиковых нагрузках. Конструкционные решения и многофункциональность вокзала позволяют принять и отправить пассажирские поезда с разных путей. К тому же прибывшие на станцию пассажиры могут отправиться с платформ сразу в зоны прибытия на уровне первого этажа, не выходя на улицу. То же самое с отправляющимися пассажирами, которые из центрального зала могут спуститься на нужный им путь. Данная логистика создает максимальные удобства как для прибывшего, так и для уезжающего пассажира, — отметила начальник отдела организационно-технологического процесса вокзала «Нұрлы жол» Галия НУСКЕЕВА.

К слову, безопасность — главная составляющая современного вокзала. На территории «Нұрлы жол» расположено 16 досмотровых пунктов. Вокзал оснащен интеллектуальной системой видеонаблюдения — это около 510 камер по периметру и внутри здания. Преду-смотрены автоматическая пожарная сигнализация, системы охранной сигнализации, контроля доступа. В круглосуточном режиме работают сотрудники ВЖДО (военизированная железнодорожная охрана).

 

Умный и экономный
Впрочем, основной гордостью работников вокзала стали современные технологии энергосбережения. Например, здесь установлены грунтовые воздушные теплообменники. Такая технология позволяет согревать помещение зимой и охлаждать летом. Мультизонная система кондиционирования распределяет холод и тепло. Все используемые лампы для освещения вокзала — светодиодные и энергосберегающие. На вокзале работают ресурсосберегающие эскалаторы, замедляющие ход при отсутствии людей на дорожке. Это позволяет экономить до 70% энергии.

Здесь также используется система вторичного использования дождевой воды. Она собирается в резервуары, затем проходит фильтрацию и несколько стадий очистки и в дальнейшем используется для уборки фасадов и полива прилегающей территории. Эта система способна обеспечивать комплекс водой в течение нескольких дней.

Еще одна ноу-хау-технология — для владельцев экологически чистых электромобилей. Зарядить их можно на электрической заправочной станции, которая впервые в Казахстане появилась именно в здании вокзала. Она соответствуют мировым стандартам и способна зарядить все существующие в мире на сегодняшний день электромобили от 1 до 4 часов.

Вокзал не для двоих
Кстати, не так давно в здании нового вокзала открылся первый в Казахстане футуристический капсульный отель. Для комфорта гостей он разделен на две зоны — мужскую и женскую. Отель оснащен десятью одноместными комфортными номерами, общая площадь каждого составляет всего три квадратных метра.

Чтобы не потеряться в огромных лабиринтах здания, руководство железнодорожного вокзального комплекса «Нұрлы жол» совместно со специалистами ТОО «2GIS Astana» разработало карту этажей объекта, с помощью которой пассажиры смогут легко ориентироваться на территории вокзального комплекса. Этот объект стал первым в Казахстане транспортным узлом, поэтажные планы которого появились на картах городского информационного сервиса.

Юлия МЕНДЕЦКАЯ
Фото Султана СЕИТОВА

Статьи по Теме

Back to top button