ЗдоровьеНовости

Нужна единая система

Депутат маслихата столицы, главный врач городской поликлиники №5 Алтыншаш ТАБУЛДИНА озвучила проблему недостаточной цифровизации деятельности поликлиник. По ее словам, этот вопрос приобрел особую актуальность в реалиях пандемии.

— Пандемия коронавируса показала, что пациентам и врачам нужна правильная взаимосвязь. В современных реалиях это значит цифровизация работы. На сегодняшний день цифровых платформ не то чтобы нет — они есть и называются медицинские информационные системы (МИС). И такой полезный сервис, как онлайн-консультирование, в МИС имеется. Но эти системы нужно совершенствовать. МИС пока не помогли нам, врачам, наладить взаимосвязь с пациентами на ожидаемом уровне. А это в период пандемии чрезвычайно важно: около 80% пациентов с коронавирусной инфекцией сейчас лечатся на дому и только 20% госпитализируются, — отметила Алтыншаш Табулдина.

Она назвала основные трудности в использовании информационных систем в работе поликлиник.

— Есть две основные проблемы с нынешними системами — доступность и интегрированность (то, что они все еще системЫ, а не системА). По доступности понятно: на сегодняшний день не все медучреждения и не все пациенты готовы полностью положиться на такие программы из-за проблем со связью или обеспеченностью устройствами (в особенности в сельской местности это вызывает затруднения). Вторая и не менее важная проблема — медико-информационные системы не интегрированы в полной мере. Например, служба ПМСП (первичная медико-санитарная помощь) работает в 15(!) информационных системах. Представьте, участковому врачу для выписки рецептов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи приходится переходить в ИС лекарственного обеспечения — это одна система. Чтобы отметить явку диспансерного больного, нужно перейти в онлайн-регистр ПУЗ, внести дату явки, результаты исследований, лечения — это уже другая система. При завершении лечения пациентов в дневном стационаре нужно обязательно подтвердить это в электронном регистре стационарного больного — это другая система. Данные по беременным вносятся в регистр беременных и дублируются в МИС. Оформление свидетельства о смерти осуществляется в отдельной программе. И так далее. Суть в том, что такая изолированность программ никак не улучшает взаимодействие, не помогает обслуживать пациентов оперативнее. И это все заполняется вручную. С таким букетом из разных программ уложиться в установленные 15 минут на прием не представляется возможным, а оперативность сейчас как никогда важна, — подчеркнула руководитель столичной поликлиники.

По ее словам, требования времени и новые вызовы в виде пандемии требуют интеграции всех информационных систем в одну.
— Врачу сложно работать с огромными потоками информации без единой системы, особенно если будет сохраняться необходимость работать онлайн. Еще важно, чтобы новая система была не только удобной для врача, но и для пациента. Пациент должен знать, куда звонить в случае необходимости, к кому обращаться. Во время первой вспышки коронавируса бывало и так, что когда пациенты звонили в «скорую» (на 103), им приходилось дожидаться очереди. Звонки оставались на линии, в поликлиниках не успевали обработать все звонки. Звонили хаотично — то на мобильные, то на номер колл-центра, то на личные номера докторов. Поэтому данные об обращениях пациента сохранялись в разных программах или же не все данные успевали вводиться в программу. Так быть не должно. Коронавирус показывает, что нам необходим новый формат работы, — считает Алтыншаш Табулдина.

Она обратилась к руководству профильного министерства с просьбой принять комплексные меры в этом направлении.

— Я не знаю, как специалисты будут это решать с технической и юридической стороны, но я уверена, что у нас есть множество талантливых студентов, молодых ученых и опытных специалистов, которые умеют разрабатывать и улучшать такие системы. Прошу исполняющего обязанности министра цифрового развития Багдата МУСИНА, который уже занимался цифровизацией других сфер, обратить внимание на этот вопрос, — заключила главный врач столичной поликлиники.

Статьи по Теме

Back to top button