Официально

Нужны новые идеи

В Нур-Султане состоялось расширенное заседание Правительства под председательством Касым-Жомарта ТОКАЕВА, на котором были обсуждены итоги социально-экономического развития за первое полугодие.

В мероприятии приняли участие Премьер-министр Алихан СМАИЛОВ, Государственный советник Ерлан КАРИН, руководство Администрации Президента, члены Правительства, акимы областей, городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента, руководители центральных государственных органов и национальных компаний.

ПЕРВОЕ. О стабилизации инфляции
Одной из самых насущных проблем Президент назвал всплеск продовольственной инфляции, уровень которой достиг 19,2 процента. Это привело к подорожанию продуктов питания сразу на 80 процентов. Глава государства считает, что меры Правительства, направленные на стабилизацию цен, оказались неэффективными за счет устаревших способов борьбы с данной проблемой. По словам Президента, Правительство хочет остановить инфляцию старым способом. При этом, выделяя дополнительные средства из бюджета, цены регулируются только искусственно. То есть идет борьба не с причиной дороговизны, а с последствиями. Президент отметил, что такая работа никогда не была эффективной, Правительству необходима новая позиция, которая бы соответствовала законам рынка.
Он напомнил, что более двух лет назад дал поручение запустить национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров. Однако, по словам Президента, Правительство заволокитило его исполнение. Планы и публичные заявления остались на бумаге. В этой связи Президент ждет отчета от Правительства по проделанной в этой сфере работе уже в октябре этого года.

Также Глава государства обратил внимание на то, что нынешние решения о запрете экспорта той или иной продукции принимаются без учета товарного баланса. Это приводит либо к дефициту, либо к снижению привлекательности производства необходимых товаров. В итоге эффективность подобных мер резко падает. По его словам, Правительству следует утвердить правила формирования баланса ключевых товаров и, самое главное, разработать единую информационную систему мониторинга. Это позволит иметь достоверные данные об остатках продукции для принятия решений.

По словам Касым-Жомарта Токаева, низкую эффективность показывает и деятельность стабилизационных фондов. Их воздействие на рынок минимальное. Порой они становятся кормушкой для недобросовестных лиц.
Президент отметил, что регулярно выявляются факты бюджетных хищений, а акимы утратили контроль за расходованием государственных средств.

— Правительством предлагается увеличить объем «оборотной схемы» до 100 миллиардов тенге. У меня вопрос: просчитан ли ожидаемый эффект? Логичнее было бы кредитовать не торговые сети, а напрямую производителей. Сейчас не жду ответной реакции Правительства. Нужно обдумать конечное решение с
точки зрения эффективности, — заметил Президент.

Глава государства отметил, что Правительство должно не только пользоваться административным ресурсом, но и предлагать новые идеи.

— По моему поручению Минсельхоз стал шире применять подходы к предварительным закупкам. До июля такие договоры заключены в отношении 47 тысяч тонн социально значимых продуктов питания. Однако очевидно, что товар такого объема не оказывает существенного влияния на внутренний рынок. Необходимо определить пути предварительного прямого закупа продукции у сельхозтоваропроизводителей.

Порядок в торговой системе и поддержка местного производства
Еще один актуальный, по мнению Президента страны, вопрос — продажа продукции. По его словам, не все товары в нашей стране можно найти на прилавках магазинов. Кроме того, наряду с импортом существуют и внутренние барьеры. Немало вопросов и у самих сельхозтоваропроизводителей. Вместе с тем они не могут обеспечить бесперебойную поставку товара, стабильное качество продукции.

Глава государства считает, что эти и другие вопросы пора постепенно приводить в порядок. В этой связи он поручил Правительству разработать подходы к поддержке фермеров. Так, крестьянским хозяйствам должна быть предоставлена возможность тесного взаимодействия с крупными торговыми сетями. Президент считает, что такая возможность позволит активизировать их работу и привлечь инвестиции в отрасль.
Также Касым-Жомарт Токаев отметил необходимость обеспечения беспрепятственного допуска отечественного товара в торговые точки. При этом он поручил четко установить цены на продукцию и сократить количество посредников. Для этого, по его словам, прежде всего необходимо Правительством совместно с палатой «Атамекен» оперативно принять соответствующие законодательные меры и выработать предложения для запуска общенационального проекта «Сделано в Казахстане».

Крайне важным он считает наведение порядка в торговой системе, имеющей один из самых высоких уровней теневой экономики — 40 процентов.

Факты спекуляции, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита — это далеко не полный перечень нарушений. Все это закладывается в стоимость товаров и оплачивается гражданами.

— Я жду от Правительства и акимов конкретных шагов по повышению эффективности имеющихся инструментов, а также внедрению новых подходов к работе, — заметил Президент.

Ситуация с сахаром
Отдельно Касым-Жомарт Токаев остановился на проблеме дефицита сахара в стране и объявил выговор двум министрам из-за ажиотажа, вызванного данной проблемой. Президент отметил, что Казахстан на 90 процентов зависит от импортного сахара.

— Здесь можно ссылаться на решения в рамках ЕАЭС, но в любом случае это серьезный просчет Правительства. Значит, не защитили позицию государства. Поэтому я объявляю выговоры министрам Бахыту Султанову и Ерболу Карашукееву, — сказал Глава государства. — Правительству нужно в срочном порядке разработать отдельный отраслевой проект по развитию сахарной отрасли. Цель — значительное сокращение импортозависимости, постепенный переход к самообеспечению. Интерес со стороны внутренних и иностранных инвесторов к этой отрасли достаточно высок, нужны правильные подходы. Это принципиальный вопрос, имеющий в том числе внутриполитическое значение. Мы сегодня видим, что происходит в магазинах. Позор! Ранее по моему поручению был разработан План обеспечения продовольственной безопасности на среднесрочный период. Но вместо конкретного алгоритма действий в этом плане только набор благих устремлений. Есть опасность его неисполнения.

Президент отметил, что нужно дополнительно рассмотреть актуальный вопрос массового обновления парка сельхозтехники.

Важно задействовать все возможные источники финансирования. Он поручил внедрить механизм льготного кредитования с целью приобретения отечественной сельхозтехники за счет средств оператора РОП.
Без развитого агропромышленного комплекса невозможно говорить об обеспечении продовольственной безопасности. Это аксиома.

Урожайность растениеводства значительно отстает от мировых.

Обеспеченность собственными семенами составляет всего 51 процент. По таким позициям, как картофель и сахарная свекла, этот показатель не превышает и 10 процентов.
Правительству следует взять данный вопрос на особый контроль.

ВТОРОЕ. Повышение доходов граждан и развитие человеческого капитала
В последние годы доходы населения постепенно росли. В прошлом году этот рост составил около 5 процентов. Однако доходы населения в Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Мангистауской и Туркестанской областях не достигают среднереспубликанского уровня. Этот показатель также ниже в Алматы и Шымкенте. А в Кызылординской области доходы населения даже снизились. В мае текущего года показатель реальных доходов граждан составил минус 2,9 процента. Такого падения не было давно.
Принята программа повышения доходов населения. Президент считает, что прежде всего должна быть проведена эффективная работа на местах. Акимы должны ежегодно создавать 100 новых рабочих мест на каждые 10 тысяч жителей. Глава государства отметил, что создание рабочих мест напрямую влияет на социальное положение людей. От этого зависит и устойчивое развитие экономики. Поэтому Правительству совместно с акимами необходимо проанализировать, как эта задача выполняется.

По мере увеличения численности населения должны создаваться постоянные рабочие места.
Президент также обратил внимание на происходящую в настоящее время в регионах, странах и даже на континентах миграцию рабочей силы. По его словам, это стало закономерным явлением, к которому должны привыкнуть и наши граждане. Глава государства надеется, что они внесут свой вклад в создание Нового Казахстана.

Трудоустройство молодежи
По словам Главы государства, ежегодно на рынок труда выходит около 300 тысяч молодых людей. В стране создаются условия для саморазвития подрастающего поколения. Но, несмотря на конкретные меры, проблема занятости молодежи остается не до конца решенной. В некоторых регионах уровень молодежной безработицы значительно выше, чем в среднем по стране. Особенно в городах Нур-Султан, Алматы, Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. Президент подчеркнул, что Правительству и акимам областей необходимо уделить этому вопросу особое внимание, так как в двухтысячные годы число детей резко увеличилось. Со следующего года поколение, родившееся в тот же период, начнет выходить на рынок труда. Поэтому необходимо применять новые подходы в деле занятости населения. Наши граждане должны адаптироваться к современным тенденциям международного рынка. Необходимо учитывать демографическое, миграционное, технологическое развитие страны. Следует одинаково сочетать демографический и экономический аспект этой проблемы. Правительству поручено срочно разработать план развития рынка труда.

Факты насилия в школах и детских садах
Текущий год был объявлен Годом детей в Казахстане, однако Президент обратил внимание присутствующих на заседании на участившиеся случаи насилия в стенах школ за последние годы. По его словам, в 65 процентах полностью оборудованных школ (то есть в 3 тыс. школах) система видеонаблюдения не соответствует требованиям, а иногда и не работает вообще.
Президент отметил, что необходим комплексный план по защите детей от насилия, профилактике суицидов, обеспечению прав каждого ребенка.

Есть, по мнению Главы государства, и другая проблема — факты избиения воспитанников в детских садах. По словам Касым-Жомарта Токаева, увеличилось государственное субсидирование частных садов. Сейчас более 88 процентов детей в возрасте от двух до шести лет охвачены детскими садами. Глава государства отметил, что теперь пришло время повысить качество обслуживания. Правительство должно тщательно рассмотреть этот вопрос.

Дополнительное образование
Глава государства высказался и о проекте подушевого финансирования государственного спортивного и творческого заказа ArtSport. Он отметил, что это инициатива для развития способностей подрастающего поколения и на дополнительное спортивное и творческое образование были выделены средства по государственному заказу.

Этот шаг увеличил количество детей, посещающих кружки и секции, до 70 процентов. По мнению Главы государства, это было стратегически правильное решение. Однако в год запуска проекта был допущен ряд недочетов, связанных с перерасходом средств, мошенничеством и откровенным хищением. Также Президент отметил, что в акиматах и маслихатах обеспокоены тем, что бюджетных средств, выделяемых на дополнительное образование, может не хватить.

Глава государства считает, что средства, вложенные в образование, должны стать главными инвестициями для государства. В конечном счете единственный путь развития — это сфера знаний. Правительство и акимы должны совместно с общественностью усовершенствовать проект. Особое внимание он поручил уделить дополнительному образованию в области точных наук и инженерии. Также особое внимание следует уделить детям, проживающим в сельской местности. Дети всех регионов должны иметь возможность получить дополнительное образование.

Вопросы здравоохранения
Президент отметил высокий показатель смертности от хронических заболеваний в стране. По его словам, несмотря на то, что объем средств, выделяемых на медицину, увеличился, накопившиеся проблемы здесь не решены. Система обязательного социального медицинского страхования оказалась неэффективной, реального результата нет. Около трех миллионов человек остались вне медицинской страховки. Из-за этого они не могут полноценно пользоваться услугами здравоохранения. Он поручил Правительству совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам подготовить предложения по совершенствованию системы медицинского страхования.

Также одним из актуальных вопросов сферы здоровья Президент назвал цифровизацию системы здравоохранения. По его мнению, работа идет очень медленно, нынешний уровень цифровизации не облегчает работу врачей. В сфере здравоохранения функционирует более 40 информационных систем. Каждая система имеет свои недостатки.

— И в завершение по данному блоку. По моему поручению Администрация Президента координирует разработку двух пилотных национальных проектов — «Комфортная школа» и «Модернизация сельского здравоохранения». Они имеют четкие задачи и сроки реализации, ориентированы на конкретные результаты. Напомню, о чем идет речь. Нацпроект «Комфортная школа» предполагает строительство около 840 тысяч ученических мест по новым строительным стандартам, оснащенных современным оборудованием. Проект нацелен на решение вопроса трехсменного образования, аварийных школ, единообразия условий получения образования. Нацпроект «Модернизация сельского здравоохранения» позволит обеспечить все села положенной медицинской инфраструктурой. Он охватит 650 населенных пунктов с более чем 800 тысячами граждан. Запланирована модернизация 32 районных больниц до уровня многопрофильных медучреждений. В результате расстояние для получения экстренной и среднетехнологичной медпомощи сократится с 500 до 200 километров. Правительству в рамках бюджетного процесса до сентября текущего года следует провести все расчеты и принять необходимые меры для реализации указанных нацпроектов, — сказал Президент.

ТРЕТЬЕ. Совершенствование денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики
— Приходится констатировать, что за все время существования отечественной финансовой системы нам не удалось добиться полноценного функционирования процентного канала, — отметил Президент. — Это снижает эффективность денежно-кредитной политики — одного из главных механизмов управления экономикой. Для решения этой проблемы требуются комплексные меры как со стороны финрегуляторов, так и со стороны Правительства. Недостаточно действенная монетарная политика также ограничивает развитие финансового сектора. И наоборот.

Сегодня наблюдается ситуация, когда на фоне бурного роста потребительских займов сокращается доля корпоративного кредитования — ключевого фактора экономической активности.
За пять лет доля корпоративных кредитов в общем объеме выданных займов уменьшилась с 68 до 41 процента.

Любой мало-мальски значимый проект приходится кредитовать либо за счет государственных институтов развития, либо за счет займов международных финансовых организаций. И это притом что в банках имеется 11 триллионов тенге высоколиквидных активов. Это, по сути, катастрофическая ситуация, без всякого преувеличения.

Финансовый регулятор отчитывается о принятых мерах в части ослабления пруденциальных нормативов. Однако, как показывают данные, этих мер недостаточно.

Поэтому Национальному банку, Агентству по регулированию финансовых рынков совместно с Правительством необходимо выработать дополнительные рычаги и стимулы для вовлечения банков в кредитование реального сектора экономики.

Сохраняет свою остроту вопрос справедливого распределения доходов между уровнями бюджетов.
В условиях жесткой фискальной централизации система распределения доходов необъективна.
Все регионы, за исключением четырех, превратились в дотационные и зависят от центра. По сути, они не мотивированы увеличивать собираемость налогов.

В результате образуется нехватка собственных средств.

Местные бюджеты покрывают только пятую часть от необходимого финансирования. Остальное возможно получить только «договорившись» с центром.

Все изменения в текущих бюджетах требуют рассмотрения на заседаниях Республиканской бюджетной комиссии и маслихатов, что часто приводит к излишней бюрократии и затягиванию сроков.
В итоге социальные ожидания граждан не оправдываются. Имеются факты, когда строительно-монтажные работы начинаются лишь на третий год.

При этом сложившаяся система ставит во главу угла своевременность и полноту освоения бюджетных средств. А эффективность расходов и качество выполненных работ остаются на втором плане.
Новая налогово-бюджетная политика должна максимально децентрализовать финансово-экономические функции в пользу регионов.

На местный уровень можно передать значительное количество статей доходов и расходов, ужесточив при этом спрос за их реализацию.

Только в этом случае повысится роль и ответственность местных властей за конечный результат.

— Мною уже давались конкретные поручения по совершенствованию бюджетного планирования, межбюджетных отношений, системы оценки. Однако результат минимальный,- подчеркнул Глава государства. — Мои претензии адресуются Минфину. Поручаю АСПИР совместно с регионами и экспертным сообществом подготовить пакет практических реформ по всем вышеуказанным приоритетам. Реформы должны в полной мере удовлетворять интересы граждан и бизнеса.

Президент также сообщил, что начата работа по противодействию незаконной концентрации экономических ресурсов и возврату незаконно полученного имущества.

Были созданы соответствующие комиссии, активность которых в последнее время заметно снизилась. Следует более оперативно принимать меры, направленные на демонополизацию товарных рынков и возврат капитала.

— Вместе с тем необходимо исключить любые перегибы и злоупотребления по отношению к добросовестному бизнесу. А такие факты у нас имеются. На местах то и дело продолжается давление на предпринимателей. Если так будет продолжаться, примем жесткие меры в отношении самих сотрудников правоохранительных органов, — сказал Касым-Жомарт Токаев.

ЧЕТВЕРТОЕ. Поддержка реального сектора экономики
— Мы являемся свидетелями глобальной борьбы за инвестиционный капитал. Каждая вторая из почти 1400 крупных зарубежных компаний приостановила деятельность или полностью ушла с российского рынка. Правительству следует создать благоприятные условия для их релокации в Казахстан. Это даст нам хорошие возможности для наращивания производства товаров средних и верхних переделов. Я поручал Правительству подготовить пул инвестиционных проектов в сфере обрабатывающей промышленности и отработать его с потенциальными инвесторами. Данная работа все еще ведется в режиме совещаний и встреч. В части конкретных результатов пока мало чем можно похвастаться. Новых проектов, по существу, нет, — сообщил Глава государства. — Еще раз подчеркиваю: проекты прежде всего реализуются в регионах, на местах. Поэтому спрос за их привлечение и доведение до конечного результата с акимов будет такой же, как с министерств.

Президент сообщил также о планах по стимулированию инвестиций в разработку недр. Важная задача — обеспечить прозрачность и эффективность работы геологической отрасли страны.

— Мы много говорим об этом, даже создали отдельное министерство. Однако отсутствие прозрачности и кулуарное принятие решений по сей день сдерживают развитие отрасли — обогащаются люди, имеющие доступ к геологической информации. Подковерную раздачу участков различным фаворитам и дельцам допустить нельзя. Я уже об этом говорил. Правительство уже несколько лет обещает создать оцифрованный банк данных минеральных ресурсов с открытой геологической информацией. Средства были выделены, но эта важнейшая задача до сих пор не исполнена и забалтывается под разными предлогами. В лучшем случае речь идет о непрофессионализме, в худшем — о преднамеренном саботаже. И то, и другое, предупреждаю, чревато серьезными последствиями для исполнителей, — подчеркнул Президент. — Это касается прежде всего профильного министерства, но также и других ведомств. Что касается профильного министерства, то я объявляю министру выговор. Во-первых, выговор за то, что я уже сказал. А также за то, что затеяли непонятную волокиту и дискуссию вокруг дальнейшей судьбы популяции сайгаков. Зачем это все выводить на такой уровень общественного обсуждения? Нужно профессионально подойти к этому вопросу, с учетом менталитета нашей нации. Действительно, сайгаки являются для казахов священными животными. Вносится предложение, чтобы изъять из природного ландшафта 80 тысяч сайгаков, то есть убить их. Но есть, видимо, и другие методы. Посоветуйтесь со специалистами, это же крайние меры. Я не исключаю, что, возможно, придется прибегнуть и к этой мере. Но это крайняя мера, подчеркиваю.

Что касается вышеуказанного вопроса, Правительство должно доложить о причинах затягивания запуска Национального банка данных.

— В целом, цифровизация идет медленно, на мой взгляд, неудовлетворительно. Я поручал улучшить работу национального холдинга «Зерде», который подвергся критике Счетного комитета. Премьер-министру как куратору цифровизации следует обратить особое внимание на этот вопрос. Министру я делаю замечание. Считаю, что вы неудовлетворительно работаете, подводите Премьер-министра. Неэффективная политика сохраняется и в сфере недропользования. По моему поручению проводится масштабная ревизия неиспользуемых месторождений с дальнейшей их передачей добросовестным инвесторам. Но результаты пока не впечатляют. Имеются также многочисленные факты незаконной добычи ископаемых и действия контрактов с истекшими сроками, — отметил Касым-Жомарт Токаев.

ПЯТОЕ. Обеспечение энергетической безопасности
Несмотря на проведенную модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов, в стране ежегодно возникает дефицит нефтепродуктов.

Так, за 2020-2021 годы зафиксировано 410 фактов внепланового простоя (на Атырауском НПЗ — 372 (!), Павлодарском — 14, Шымкентском — 24).

Текущая процессинговая схема переработки нефти позволяла неэффективным посредникам получать основную долю доходов, тогда как заводы оставались недофинансированными.
Было принято решение перейти на комбинированную схему, которая предусматривает осуществление маркетинга нефтепродуктов нефтедобывающими компаниями и самими НПЗ.

Это позволит им увеличить доходы, которые можно направить на модернизацию производства и повышение заработных плат.

— Эффективность национальных компаний — это по-прежнему серьезная проблема, — отмечает Глава государства. — Сохраняется большой объем административных расходов в национальных и квазигосударственных компаниях. Это недоработка руководства «Самрук-Казына». Многое сделано, но дел еще непочатый край. Нужно пересмотреть базовые нормативы положенности для обеспечения нормального функционирования фонда. Сохраняет свою актуальность задача перезагрузки его деятельности. Вместо выстраивания эффективной операционной среды и корпоративного управления «Самрук-Казына» по-прежнему напрямую вмешивается в операционную и закупочную деятельность, кадровую политику портфельных компаний. Тогда о каком корпоративном управлении, о каком IPO можно говорить в данном случае? Поручаю АСПИР совместно с Правительством и фондом подготовить конкретные предложения по дальнейшей реформе квазигосударственного сектора. Следующее. По оценкам экспертов, осенью в стране может возникнуть дефицит дизельного топлива (100 тысяч тонн). Эта ситуация складывается из года в год, и всякий раз во время уборочных работ. Основной аргумент Правительства — вымывание топлива с нашего рынка транзитным транспортом и жителями приграничных регионов соседних стран. Но проблема несколько глубже — существуют организованные, налаженные годами схемы по вывозу отечественных нефтепродуктов в близлежащие государства. АФМ нужно разобраться с этим вопросом. Представьте мне информацию, кто конкретно этим занимается. Затем примем окончательное решение. Также поручаю Правительству, Агентству по защите конкуренции выработать дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границы.

Это снизит ценовой диспаритет с соседними странами и не отразится в целом на ценах для наших граждан.

Ключевую роль в экономическом и социальном благополучии Казахстана играет газовая отрасль.
За счет введения новых промышленных объектов и газификации страны потребление газа на внутреннем рынке ежегодно увеличивается.

За последние 10 лет объемы потребления газа на внутреннем рынке выросли более чем в два раза — с 9 до 19 миллиардов кубических метров.

Дефицит газа в стране прогнозируется уже в следующем году.

При этом нужно понимать, что переориентация газа с экспортного на внутренний рынок — вынужденный шаг, который ведет к потере валютной выручки и ухудшению торгового баланса.

Поэтому для решения данной проблемы необходимы системные меры, в том числе по увеличению ресурсной базы и переработке газа.

— Мы были вынуждены до конца текущего года продлить ценовое регулирование на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа. Однако искусственное сдерживание цен в будущем может привести к дефициту. Это закон рынка. Поэтому Правительству необходимо принять меры по запуску торгов, не допустив при этом ценовых перекосов. Как вам известно, в июне завершился мораторий на повышение тарифов на энергию. С учетом высокого износа оборудования и необходимости подготовки к отопительному сезону приходится ожидать повышения тарифов. К этому вопросу следует подойти взвешенно, не допустив резкого скачка и исключив любую избыточную маржинальность компаний. Крайне важно обеспечить поддержку социально уязвимых слоев населения. Правительству необходимо перейти на проактивный формат социальной поддержки, сделав ее более адресной. Социальную карту семьи необходимо довести до ума, чтобы она, наконец, стала реальностью. Первоначальная концепция проекта неоднократно менялась из-за участия в ее разработке нескольких ведомств. Поручаю Правительству до конца года запустить цифровую карту семьи и внедрить социальный кошелек, — сказал Президент.

ШЕСТОЕ. Развитие инфраструктуры автодорог
Также Глава государства остановился на проблемах в сфере автодорожной инфраструктуры и отметил плохое качество дорог в стране.

Президент сказал, что в Казахстане есть все необходимые материалы для строительства дорог, однако потенциал отечественного производства используется не в полной мере. Например, в стране три завода по производству битума. Тем не менее не хватает 200 тысяч тонн битума. Он поручил Правительству тщательно проанализировать ход добычи и потребления ресурсов, необходимых для дорожного строительства, и на ее основе открыть новые предприятия по производству строительных материалов. А действующие объекты надо модернизировать.

Глава государства также отметил, что пришло время провести кардинальную реформу автодорожной отрасли, поручив объединить два основных оператора, которые следят за состоянием дорог в стране и оказывают услуги — «КазАвтоЖол» и «Казахавтодор», и создать единую автодорожную компанию Казахстана. Все виновные в плохом качестве дорог должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом.

Обратная связь: 

Канат ТОСЕКБАЕВ, директор поликлиники № 8 города Нур-Султан:
— Глава государства на расширенном заседании Правительства затронул все отрасли и сектора экономики. Наиболее интересен для меня сектор здравоохранения, в нашей отрасли достаточно нерешенных проблем.
Особенно запомнилась критика Фонда медицинского страхования. Система страхования медицинской помощи — одна из самых распространенных и приемлемых систем в мире, с которой связана страновая экономика. В данном случае хотелось бы отметить, что сегодняшняя система Фонда медстрахования требует, несомненно, доработок и определенного пересмотра своей деятельности. Необходимо изменить подходы к формированию системы тарифообразования. Пора пересмотреть функции в ФСМС, так как есть определенный перекрест интересов. Исходя из нового функционала, получится новая организационная структура.

Также Глава государства отметил проблемы цифровизации здравоохранения. На сегодняшний день этот вопрос буксует. Необходимо запустить платформу интероперабельности. Необходимо ее запустить и объединить все информационные системы, и начатую ранее работу в рамках госпрограмм необходимо довести до ума, запустить в реальную жизнь. Это реально сделать — освободить врачей от всей бумажной волокиты. Что структурирует статистику, сократит коррупционные риски и даст возможность больше времени уделять не заполнению отчетности, а непосредственно лечению пациента.

Глава государства затронул вопросы материнства и детства. Это один из самых важных экономических показателей страны, который в целом показывает развитость страны в мире. На сегодняшний день, к сожалению, по этим показателям мы отстаем. Основная причина — пандемия коронавируса. Необходимо в дальнейшем все равно дорабатывать форму оказания медпомощи матери и ребенку. Здесь есть инфраструктурные проблемы, которые сегодня налицо. Медицинская помощь в данном случае должна быть доступной и безусловной. И, конечно, качественной. Кроме инфраструктурных проблем, в данном вопросе есть проблемы кадрового потенциала, и здесь нужно подойти к решению этого вопроса кропотливо. Работа, конечно, ведется, но хотелось бы увидеть ее результаты на уровне страны. В данном направлении Министерство здравоохранения уже сделало реальные шаги, и, надеюсь, в скором будущем этот показатель не будет нас так сильно волновать, как сейчас.

Назгуль МАГЖАН, председатель Альянса женских сил по Нур-Султану:
— Президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства обозначил перед кабмином многие проблемы, волнующие граждан, и представил возможные пути решения. Стабилизация инфляции, увеличение доходов населения, развитие человеческого капитала, совершенствование денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, поддержка реального сектора экономики, обеспечение энергетической безопасности, развитие дорожной инфраструктуры — круг накопившихся, а порой и не решающихся годами вопросов предостаточен. И, пока тест на прочность министры проходят не на пятерку, Глава государства объявил выговоры нескольким чиновникам и дал среднюю оценку работе Правительства. Можно твердо утверждать, что Президент на деле показывает то, как реализуется концепция «слышащего государства».

Открыто заявлено, что некоторые продукты подорожали на 80процентов и позорными являются факты битв граждан за сахар в магазинах. Озвучены и проблемы с насилием в отношении детей и участившиеся факты детской и материнской смертности. Безусловно, это упущение кабмина, и, как отметил Президент, Правительство — это не только оперативный штаб быстрого реагирования, а главный госорган, предлагающий и проводящий точечные реформы.

Особо отмечу предложение Главы государства о нацпроекте «Комфортная школа», который предполагает строительство около 840 тысяч ученических мест по новым строительным стандартам, оснащенных современным оборудованием. Нехватку ученических мест и загруженность школ мы наблюдаем и в столице, поэтому реализация нацпроекта позволила бы обеспечить равные и достойные условия образования для всех детей. Однако и этот проект зависит от выверенных и взвешенных действий Правительства. «Сверка часов», думаю, стала последним предупреждением для министров, и, возможно, осенью некоторые из них покинут свои кресла.

 

Статьи по Теме

Back to top button