НовостиОбразование

О директоре школы замолвите слово

С сентября 2021 года впервые в казахстанском образовании вводится ротация директоров школ, планируется также внести изменения в систему их оплаты труда, отметил на республиканском августовском совещании министр образования и науки РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. Новшество коснется и столичных школ.

Кадровая проблема

— Профессиональный коллектив и благоприятная среда для обучения в школе — результат эффективного менеджмента. Поэтому мы придаем важное значение этому вопросу, — отметил глава ведомства. — Наверное, многие наблюдали такую ситуацию, когда две школы, расположенные в одном районе, работающие по одним и тем же программам, имеющие одинаковый бюджет, равные возможности и инфраструктуре, демонстрируют при этом разный результат. Исследования показывают, что такие различия в определенной степени обусловлены именно ролью руководителя, поскольку директор-профессионал формирует сплоченный коллектив, который работает на результат. Он грамотно выстраивает работу, открыто взаимодействует с родителями и школьниками, с образовательными структурами, воодушевляет сотрудников и становится не просто руководителем, но и творческим вдохновителем, лидером.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с кадровой проблемой, когда желающих занять должность директора школы или завуча и соответствующих при этом необходимым требованиям становится все меньше.

Причин несколько. Большая ответственность и низкая заработная плата директоров по сравнению с учителями отталкивают сильных педагогов от руководства школой. Помимо указанных аспектов, имеется ряд организационных и процедурных вопросов, которые также влияют на данную проблему. Очевидно, что руководители организаций образования нуждаются в поддержке.

— По поручению Главы государства Касым-Жомарта ТОКАЕВА нами пересматриваются порядок назначения на должность, система повышения квалификации, оплата труда и процедура аттестации директоров школ, а также вводится новый институт их ротации, — пояснил министр.

Аттестация и зарплата

Впервые вводится аттестация с присвоением квалификационной категории руководителям и заместителям руководителей организаций образования. Аттестация будет проводиться раз в три года и состоит из двух этапов. На первом этапе сдается тест на знание законодательства и на сформированность управленческих компетенций. На втором оценивается эффективность работы за аттестационный период. Завучи же проходят аттестацию только в один этап, без тестирования.

По результатам прохождения аттестации комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности и о присвоении одной из трех категорий. То есть в случае соответствия директору присваивается категория, в случае несоответствия он может быть уволен.

В зависимости от присвоенной категории директор или завуч будет получать ежемесячную доплату в размере 30, 70, 100% от должностного оклада за категорию.

Кроме этого, так же как и у учителей, ежегодно на 25% увеличивается сам должностной оклад директора школы и его заместителей.
— Все это должно позволить приблизить заработную плату руководства школ к уровню средней заработной платы учителей, хотя и этого еще недостаточно для того, чтобы на данную должность приходили самые сильные педагоги, — считает Асхат Аймагамбетов. — В системе оплаты труда руководителей не было стимулирующих факторов. Эффективный или неэффективный руководитель — заработная плата была одинаковой. Кроме того, директор школы, где обучаются 80 детей, и директор школы, где обучаются 1200 детей, получали одинаковую оплату. Сейчас мы вводим аттестацию и доплаты за эффективность работы, также в планах введение дифференциации должностного оклада в зависимости от проектной мощности школы. Мы и дальше будем прилагать усилия и предпринимать меры для того, чтобы самые сильные педагоги руководили школами, а также создавались другие условия для их эффективной работы.

На сегодняшний день в стране более 700 вакансий на должность руководителя школы, обязанности которых сейчас выполняют и.о.

Ротация

Не менее важной является система отбора и назначения директоров школ и система их ротации, отметил глава ведомства:
— Нами после длительных обсуждений подготовлены серьезные изменения. На самом деле это результат кропотливой работы, которую мы больше года проводили совместно с директорами школ, завучами, педагогами и экспертами. Во-первых, теперь исполнять обязанности директора школы будет возможно только на срок не более трех месяцев и не более одного раза. За этот период должен быть проведен конкурс и назначен новый руководитель. Правилами определено, что объявление о конкурсе на вакантную или временно вакантную должность директора школы должно быть размещено на официальном сайте и аккаунте Управления образования в течение семи рабочих дней после появления вакансии.

Таким образом, мы убрали широко используемую лазейку, когда на вакантную или временно вакантную должность директора не объявляли конкурс, а назначали исполняющего обязанности директора, и это временное исполнение длилось годами.

Правилами будет также регламентировано назначение на временно вакантную должность директора (декрет, учеба и т.д.). В этих случаях руководитель организации также будет определяться через конкурс, а не путем прямого назначения.

Проводить конкурс на должность директора теперь будут не районные, а областные управления образования. Именно они будут организовывать конкурсные процедуры и определять директора. После чего документы по кандидатуре директора будут направляться в отдел образования для заключения трудового договора. Срок заключения трудового договора тоже четко зафиксирован — 5 лет.
— Много споров было о согласовании кандидатов с попечительским советом, — отметил глава ведомства. — Мы учли это, и теперь попечительский совет должен будет согласовать не менее двух кандидатов на должность директора. Если будет меньше, то конкурс считается несостоявшимся и объявляется заново.

Кто всех достойнее?

Большое внимание в правилах уделено квалификационным требованиям к будущим директорам.

Во-первых, будущие директора в обязательном порядке должны пройти курсы по менеджменту и иметь соответствующий сертификат. Во-вторых, на должность директора могут назначаться профессиональные педагоги, которые имеют стаж руководящей работы в качестве завуча, а общий педагогический стаж должен составлять не менее 5 лет. В-третьих, последние два года перед назначением претендент должен работать в сфере образования.

Этот пункт введен из-за того, что ранее имелась практика, когда на должность директора школы назначали людей, которые имеют требуемый опыт работы и педстаж, но последние годы не работали в сфере образования. Зачастую это работники сельских акиматов или иных госорганов, которые лет 20 назад были учителями или даже директорами школ и спустя годы назначаются руководителями притом, что они не знают реалий современного образования и произошедших изменений. В-четвертых, одно из новшеств — это создание кадрового резерва. Кандидаты, которые успешно прошли первые два этапа (тестирование и согласование с попечительским советом), но не прошли собеседование в Управлении образования, теперь могут быть зачислены в резерв на один год. Это дает им право без повторного тестирования и собеседования по согласованию с попечительским советом школы быть назначенными на должность директора в течение года. В-пятых, с текущего года будет внедрен институт ротации директоров.

Все эти изменения процедуры назначения директоров и меры по их материальной поддержке направлены на выбор достойных, наиболее подготовленных кандидатов и на повышение конкурентоспособности руководителей организаций образования, что в конечном итоге повлияет на качество образования, резюмировал глава ведомства.

Статьи по Теме

Back to top button