НовостиОбщество

О хлебе насущном

Главный продукт на столе любой казахстанской семьи – хлеб. Но так ли щепетильно относятся к его производству, перевозке и реализации? На этот и другие вопросы нам ответила главный специалист Департамента охраны общественного здоровья Астаны Зинаида КОРОЛЬКОВА.

– Зинаида Михайловна, расскажите, как осуществляются проверка и надзор объектов малого и среднего бизнеса, занятых в производстве и распространении хлебобулочных изделий.

– Начнем с того, что есть разделение продукции питания по эпидемической значимости – высокая и незначительная. Высокая значимость в свою очередь делится на степени – высокую и среднюю. Хлебобулочные изделия относятся к средней степени. Первую же занимают кремовые, кондитерские изделия.
Что касается контроля, то раньше проверки проводились регулярно, а за несоблюдение санитарных правил налагались штрафные санкции. Но после поправок в законодательство с 2019 года проверки будут носить исключительно профилактический характер. И по плану. Эти действия регламентированы поправками в статью 141 Предпринимательского кодекса РК.
Вне плана проверки могут проводиться только по обращениям, отработке жалоб граждан. На 2019 год уже утвержден план проверок, с которым предприниматели могут ознакомиться на сайте государственной прокуратуры.

– Не считаете ли вы, что это может развязать руки предпринимателям и на санитарные нормы они будут закрывать глаза ради большей прибыли?

– Конкуренция на рынке заставляет производителей делать качественную продукцию. Потребитель стал очень избирательным: если что-то не нравится, он это не покупает. Поэтому я отмечу, что на рынке большая часть предприятий работает честно и на совесть.

– А сколько жалоб от населения либо вашей организацией было выявлено в этом году?

– В этом году таких фактов не было и жалобы от жителей города не поступали.

– Перевозка хлеба в картонных коробках чаще всего вызывает возмущение горожан. Как бороться с этим?

– Прежде всего, нужно понять, кто промышляет такой некорректной транспортировкой. Занимаются этим либо частники-перекупщики, либо владельцы маленьких пекарен. Коробки, по их словам, идеально вмещают в себя 20 буханок хлеба: и считать проще, и транспортировать тоже. Перекупщики закупаются хлебом на крупных заводах, накручивают несколько тенге и развозят этот хлеб по мелким магазинам. И те, и другие делают это с нарушением требований к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов согласно утвержденному приказу министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 мая 2017 года № 359. Свод правил гласит, что поверхность автомобиля должна быть обработана специальным составом, должна проводиться чистка и мойка. У крупных хлебозаводов есть специальный транспорт и тара для перевозки и продажи.

– А можно ли их наказать?

– Вот здесь и начинаются трудности. У нас нет полномочий для слежки за такими перекупщиками. Их главная отговорка: «Мы купили этот хлеб для личного употребления». Единственный выход – ловить подобных «бизнесменов» за руку и обращаться с доказательствами к нам. Но хочу повторить: мелкие подпольные пекарни и перекупщики уходят в прошлое, на их место приходят крупные розничные сети, которые не допускают до прилавков производителей без необходимого пакета документов. Так что данная проблема – лишь вопрос времени. Сейчас в городе мелких пекарен, по нашим подсчетам, осталось не больше 20.

– Но к крупным супермаркетам тоже есть вопросы. Например, насколько гигиенична продажа хлеба в открытом виде?

– Здесь вопрос больше к нам, потребителям. Популярность обретает уже запакованный и нарезанный хлеб. Конечно, приятно купить булочку только что испеченного хлеба, но вид людей, которые перед вами трогали этот хлеб руками, отталкивает. Тут все уже зависит от культуры. Многие уже научились брать хлеб, предварительно надев на руку пакет. Чем грамотнее культура потребления, тем меньше подобных колебаний при выборе.

– Как часто вы проводите проверки в крупных супермаркетах?

– Согласно регламенту, разумеется. Но у нас есть группа сотрудников, которые проводят контрольную закупку товаров. Они приезжают в супермаркет и берут продукты на анализ. Самое главное, что о времени и месте проверки знает ограниченный круг людей. Соответственно, продукты на полке заменить не успеют и что именно будут брать проверяющие, никто не знает.
Хочу отметить, что если в департамент поступит жалоба о причинении вреда здоровью тем или иным продуктом питания, мы выезжаем с проверкой незамедлительно и даем производителю сутки на устранение проблемы.

– Вы сказали, что теперь занимаетесь в основном профилактикой нарушений. Есть ли другие методы работы с производителями и распространителями?

– Конечно, мы проводим встречи с бизнесменами, говорим не только о хранении и транспортировке, но и о соблюдении санитарных правил как на производствах, так и в торговой сети. В этом году, например, уже провели пять семинаров.

 Егор СЕРЕГИН

Метки

Похожие статьи

Закрыть