Официально

О качестве жизни казахстанцев

К реальной рыночной экономике, нацеленной на обеспечение нужд граждан, призывает перейти Глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ, выступая на расширенном совещании по вопросам социально-экономического развития страны.

Новой нормальностью мировой экономики назвал нынешнее время Президент страны. По его словам, разрыв традиционных экономических и логистических связей сопровождается рекордной инфляцией, замедлением мировой экономики, нарастанием долгового бремени государств. На этом фоне множатся торговые барьеры и растет взаимное недоверие между государствами.

— В прошлом году наша экономика выросла всего на 3,2%, хотя это неплохой показатель, а за три месяца текущего года — на 4,9%. Цифры неплохие, но удовлетворения и оптимизма внушать они не должны. Нужно искать дополнительные источники роста. Правительство должно быть по-хорошему более амбициозным в том, что касается обеспечения экономического роста. Это веление времени, веление текущей ситуа-
ции. По расчетам экспертов, для перехода Казахстана в категорию стран с высоким уровнем дохода необходимо обеспечить ежегодный рост на уровне 6%, то есть в полтора раза выше текущих темпов, — отметил Глава государства.

Продовольствие — важная составляющая
Сегодня, по словам Президента, мы наблюдаем небывалый за последние 15 лет рост цен на продовольственные товары.

— В феврале текущего года инфляция составила 21,3%, достигнув своего пика. К вопросу насыщения рынка отечественной продукцией, удешевления факторов производства необходимо подходить более комплексно, вдумчиво, без лозунгов и обещаний. Нужно пройтись по всей цепочке — от производства до реализации и понять, что приводит к удорожанию, — сказал Касым-Жомарт Токаев.

По его мнению, действующая модель управления агропромышленным комплексом не раскрывает потенциала отрасли.

— Перед Правительством стоит задача обеспечения устойчивого роста агропромышленного комплекса. Помимо увеличения объема выпускаемой отечественной продукции, для борьбы с резкими скачками цен важно правильно использовать стабилизационные фонды. Сегодня они действуют разрозненно и, можно сказать, непрозрачно. Регулярно выявляются коррупционные схемы. Поэтому предстоит в том числе более активно использовать потенциал Продкорпорации для закупа и интервенций по основным товарным позициям, усилить координацию работы Продкорпорации со стабфондами СПК. Единообразие подходов, ориентация госкомпании на снижение колебаний цен позволят получить рыночный антиинфляционный инструмент, — считает Президент.

Кроме того, по словам Главы государства, необходимо ускорить работу по созданию современной инфраструктуры хранения и сбыта сельхозпродукции.

— Во многом именно ее отсутствие приводит к избыточным посредническим структурам и накрутке цен. При ежегодном сборе более 8 миллионов тонн овощей и картофеля общая вместимость овощехранилищ составляет всего 1,7 миллиона тонн. Да и то это, похоже, завышенная цифра. При этом 60% овощехранилищ не оборудованы холодильными установками, срок эксплуатации 30% складских помещений превышает 20 лет. В результате потери при хранении достигают астрономических 35%, а иногда 40% от объемов заготовленной продукции. Правительство должно системно заняться решением этой проблемы, — уверен он.
Президент страны сказал и о том, что необходимо помочь бизнесу в создании инфраструктуры овощехранилищ, оптово-распределительных центров и сельских сервисно-сбытовых кооперативов.

Контроль инфляции — задача общая
— Особо хочу отметить, что инфляция в Казахстане имеет также монетарный характер. Поэтому к решению вопросов инфляции должен полноценно подключиться Национальный банк. Задача контроля инфляции — первоочередная для Национального банка и Правительства. Ожидаю слаженной и профессиональной работы, — сказал Президент страны.

Кроме того, Касым-Жомарт Токаев напомнил, что больше года назад был принят Закон «О промышленной политике», в рамках которого были созданы условия для развития обрабатывающего сектора. Одной из его главных новелл было требование по обеспечению отечественных предприятий доступным сырьем.

— Однако основной объем производимого металла по-прежнему уходит на экспорт, а это недополученная добавленная стоимость внутри страны. Правительство прорабатывает дополнительные нормативно-правовые механизмы, которые необходимо ввести в первой половине этого года. Модель простого экспорта сырья уже не работает. Требуется создание новых заводов и переделов внутри страны. Это задача нового порядка, — отметил он.
Актуальным назвал Президент вопрос локализации отечественных предприятий.

По его словам, уровень локализации следует неуклонно повышать, идти от простого к сложному. Такие примеры уже имеются, но есть также факты подмены понятий за счет ложной локализации. Это ведет к субсидированию импорта, что нежелательно. Нам нужна подлинная индустриализация.

— Поэтому критически важно вовлечь отечественные банки в работу по созданию благоприятных условий для бизнеса и инвестиций. Необходимо расширить возможности банковского сектора по кредитованию крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Соответствующее поручение мною дано в рамках Указа о мерах по расширению кредитования экономики, — сказал Президент.

Важно привлекать инвестиции
— Вместе с тем за бортом доступного банковского кредитования остается малый и средний бизнес. При этом мы знаем, что у банков деньги есть и они готовы финансировать прозрачно работающих предпринимателей. Поэтому, помимо перенастройки работы самих банков, нужно усилить цифровизацию денежных потоков и интеграцию информационных систем банков и органов госдоходов. Это позволит укрепить доверие банков к бизнесу, особенно малому и среднему, — уверен Президент.

По его словам, налоговые льготы следует переориентировать в основном на привлечение инвестиций в производство продукции с высокой добавленной стоимостью и стимулирование технологичного экспорта.

— Но хотел бы, чтобы все поняли мою позицию: всю экономическую политику мы должны подчинить задаче диверсификации экономики, ее индустриализации и, в конечном счете, привлечению инвестиций. Акимы всех уровней должны повседневно думать о привлечении инвестиций и создании рабочих мест, а Правительство обязано им помогать в этом. С другой стороны, как я всегда говорил, налоговая политика должна быть стимулирующей и гибкой. Например, сегодня в Казахстане имеется множество месторождений твердых полезных ископаемых, которые при текущем налогообложении разрабатывать экономически нецелесообразно и невыгодно. Сырье просто лежит в земле, зачастую рядом с моногородами, хотя могло бы использоваться на благо граждан. Почему бы по примеру сложных нефтегазовых месторождений не облегчить для таких малорентабельных новых проектов налоговое бремя в обмен на создание рабочих мест, строительство перерабатывающих мощностей, выполнение соцобязательств, — отметил Глава государства.

Сегодня, по словам Президента, необходимо в полной мере использовать институт государственно-частного партнерства и подушевого финансирования, особенно для привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру.

— В декабре прошлого года мною были подписаны законодательные поправки, направленные на внедрение новой модели ГЧП. Приняты меры для обеспечения прозрачности процедур отбора частных партнеров, ограничено участие квазигосударственных предприятий. Тем самым созданы условия для вовлечения бизнеса в реализацию государственных проектов. Данный инструмент должен максимально использоваться при реализации новых национальных проектов, — сказал он.

Президент страны поручил Правительству подготовить комплексную программу ГЧП в социальной сфере, а также отметил, что Правительству и акимам следует значительно активизировать работу по привлечению инвестиций.

— Да, в прошлом году был привлечен рекордный за последние 10 лет объем прямых иностранных инвестиций — 28 миллиардов долларов. Однако наибольший объем вложений — более 43% от общей суммы — традиционно шел в горнодобывающий сектор, тогда как инвестиции в обрабатывающую промышленность составили всего пятую часть. Поэтому нам нужна гибкая, адаптированная к нашим потребностям и реалиям налоговая политика, высокая мобильность и финансовая чистоплотность всех государственных служащих, — отметил Президент.

В рамках эффективной системы привлечения инвестиций Глава государства предлагает зарубежным инвесторам вкладывать средства в конкретные проекты, формировать готовые пакетные решения, а также создание интерактивной инвестиционной карты, запуск цифровой базы данных инвесторов и инвестиционных проектов каждого региона.

— Считаю необходимым за каждым значимым инвестиционным проектом закрепить сопровождение со стороны сотрудников прокуратуры. Это позволит наладить систему коллективной ответственности и освободит госслужащих от опасений принять неправильное решение. Такая мера должна повысить эффективность работы по привлечению инвестиций и послужит гарантией безопасности инвестиций иностранных предпринимателей. Практика прокурорского сопровождения инвестиционных проектов существует в мире. Это не новая практика. Мы ее должны использовать у нас в Казахстане с учетом всех положительных аспектов. Прокурорское сопровождение необходимо не для того, чтобы препятствовать реализации тех или иных проектов, а наоборот, чтобы подсказывать, как лучше сделать, чтобы тот или иной инвестиционный проект получил свое развитие, — уверен он.

Развитие ЖКХ
Что касается развития инфраструктуры, то Президент страны назвал неудовлетворительной, по сути, провальной работу по обеспечению граждан теплом. По его словам, более половины ТЭЦ находятся в зоне риска, уровень износа в некоторых городах превысил 80%. Средний износ тепловых сетей по стране составил около 54%. А в 80 городах с централизованным теплоснабжением этот показатель — от 75 до 92%.

— В целях модернизации коммунальной сферы я поручал обеспечить переход на новую тарифную политику «Тариф в обмен на инвестиции». В текущей ситуации Правительству придется решить «законсервированные» годами проблемы, но другого пути нет. Мы не одни в данном регионе, у всех цены на топливо выше, чем у нас. В некоторых странах в нашем ближайшем окружении цена на топливо почти в два раза выше, чем у нас. Следовательно, все субсидии государства уходят в экономику других стран.
Мы либо постепенно повысим тарифы и приблизим их к рынку, либо останемся вовсе без инфраструктуры во всех городах и селах. Вместе с тем переход от перекрестного субсидирования цен и тарифов должен быть осуществлен плавно. Нужно прежде всего учитывать уровень доходов конкретных групп потребителей, — сказал Глава государства.

Ошибкой назвал Президент реформу, направленную на внедрение института ОСИ. Он отметил, что акимы вместе с Правительством должны найти выход из этой ситуации, потому что положение достаточно серьезное.

— В таких условиях главная задача — обеспечить людей качественными и прозрачными услугами — не выполняется. В то же время данная реформа предполагала создание первой ступени в системе местного самоуправления. Поэтому оставлять без должного внимания эту задачу нельзя. Как я уже сказал в недавнем выступлении в Парламенте, нам нужен национальный инфраструктурный план до 2029 года, ориентированный на конкретные результаты, подкрепленный финансированием с достижимыми сроками исполнения, — сказал Президент.

Проблемы с водой
По словам Президента страны, казахстанское общество медленно, но верно приближается к категории вододефицитных стран.

— Для нас это очень актуально. Так, Казахстану требуется в 3 раза больше воды на доллар производимого ВВП, чем России или США, и в 6 раз больше, чем засушливой Австралии. Анализ работы предприятий, ответственных за централизованное управление водохозяйственными объектами, показал их низкую эффективность. Другими словами, воду мы не экономим. Займы от международных финансовых организаций на реконструкцию водохозяйственных и гидромелиоративных систем должным образом не осваиваются. Остро стоит кадровый вопрос. Правительство определило базовый вуз для подготовки специалистов водной отрасли. Теперь необходимо перезагрузить саму систему управления. «Казводхоз» следует переформатировать в финансово стабильную организацию. Она возьмет на себя лидирующую роль в трансформации водной отрасли, — отметил Глава государства.

Вопрос бродячих собак
Касым-Жомарт Токаев коснулся вопроса бродячих собак.

— Конечно, может, этот вопрос не президентского уровня, но я должен о нем сказать. Ко мне постоянно обращаются из всех областей с жалобами на бродячих собак, которыми никто из представителей власти на местах не занимается, ссылаясь на соответствующий закон. Но, идя по такому пути, мы можем потерять контроль над ситуацией. То и дело появляются сообщения, что свора бродячих собак напала на людей и детей. Да, мы должны бережно относиться к животным, но не позволять их агрессию к людям, особенно в отношении детей. Между тем количество жертв нападения бродячих собак увеличивается. Это недопустимо. Я прошу вас всех принимать меры, — сказал Президент.

Критике подверглись и региональные комиссии Фонда медицинского страхования.

— На фоне бесконтрольного потребления медпомощи число дорогостоящих диагностических услуг увеличилось в 11 раз. Стационары страны в конце прошлого года испытывали острый дефицит средств. Это означает, что отвлекаются средства от действительно важных направлений. Правительству совместно с акимами регионов следует провести ревизию деятельности региональных филиалов Фонда медицинского страхования. Коррупционные риски сохраняются и в вопросах лекарственного обеспечения. Этому способствует неэффективная система планирования. До сих пор медицинские организации «вручную» формируют потребность в лекарственных средствах. Нередки случаи значительного завышения цен на медицинскую технику. Все еще не решен вопрос запуска интеграционной платформы здравоохранения. Работа ведется, и планы у Правительства большие, но важна эффективная и оперативная реализация, — отметил Президент.

Без иждивенчества
По словам Касым-Жомарта Токаева, государственная социальная поддержка должна стать точечной и адресной. Текущий объем социальных гарантий должен не сокращаться, а перераспределяться в пользу действительно нуждающихся в них граждан.

— Государство будет помогать тем, кто без этого не может обойтись. Основой всего должна стать упреждающая социальная политика, направленная в большей мере не на выплату поддерживающих пособий, а на создание продуктивных рабочих мест. Это позволит обеспечить реализацию принципа всеобщей занятости, — уверен Президент.

Госуправление требует пересмотра
Эффективное решение всех вышеуказанных вопросов, по мнению Главы государства, невозможно без кардинального совершенствования государственного управления. В настоящее время началась поэтапная децентрализация полномочий государственных органов. Около 500 функций Правительства передано министерствам.

— Мы приступили ко второму этапу административной реформы, которая предусматривает передачу функций от министерств в акиматы. Необходимо, чтобы решения принимались на местах, ближе к людям и их запросам. Но децентрализация не должна стать просто перекладыванием ответственности на акиматы. Передавать функции целесообразно с одновременным наделением местных властей необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами. С расширением полномочий необходимо соразмерно повысить персональную ответственность политических служащих за развитие курируемых отраслей и принимаемые ими решения. В конце прошлого года я поручал провести анализ качественного состава вице-министров. Определенная работа проведена, каждому должностному лицу дана оценка в соответствии с его личными и профессиональными компетенциями. В настоящее время аналогичный анализ осуществляется в отношении заместителей акимов областей. Правительство и Администрация должны учитывать результаты оценки при принятии кадровых решений, как при продвижении, так и при освобождении от занимаемых должностей, — сказал Президент.

Он также отметил, что необходимо усилить потенциал местного самоуправления. В данном контексте очень многое будет зависеть от качества работы вновь избранных маслихатов.

— Согласно последним социологическим опросам, на сегодня доверие граждан к маслихатам невелико — всего 53%. Первоочередная задача маслихатов — отстаивать интересы местных жителей, при этом не скатываться на рельсы легковесного популизма. Депутаты должны перейти к ежедневной кропотливой работе над актуальными проблемами электората, проявлять при этом профессионализм и ответственность. Взаимодействие с акиматами следует вести в конструктивном русле, обеспечивая прозрачность принимаемых исполнительными органами решений, — отметил Президент.

По его словам, сегодня Администрацией совместно с Правительством готовится к запуску единый Центр приема граждан, который позволит задать стандарт прямой коммуникации первых руководителей центральных госорганов с гражданами.

— Акимы должны выстроить аналогичную работу на местах. Качество всей вертикали коммуникаций с населением должно обеспечить Правительство. Методологию и контроль возлагаю на Администрацию Президента, — сказал Глава государства.

Статьи по Теме

Back to top button