Uncategorized

О реабилитации особенных детей

Из более 500 тысяч детей, проживающих в Астане, свыше 10 тысяч имеют инвалидность. О том, как сегодня в столице помогают особенным детям, мы поговорили с главным внештатным детским реабилитологом Министерства здравоохранения, врачом высшей категории Мейрамом ШАКЕНОВЫМ.

– Расскажите, пожалуйста, какие клиники оказывают реабилитационную помощь детям в Астане.

– Реабилитационная помощь для детей бывает разной. К примеру, на уровне круглосуточного стационара медицинскую помощь оказывают четыре медицинские организации с коечным фондом – 207. За первое полугодие 2024 года здесь пролечено 1765 детей. Есть дневной стационар в реабилитационном центре и в восьми медорганизациях. На уровне амбулаторно-поликлиничес­кой помощи в 38 медицинских организациях пролечен 3081 ребенок.

– Национальный центр детской реабилитации – один из немногих, принимающий детей со всей страны. Каким образом можно получить помощь здесь?

– Помощь в реабилитации могут получить все дети по ОСМС. Начать нужно с участкового врача, который поможет родителям собрать все необходимые документы.

– Какие реабилитационные услуги оказываются в цент­ре маленьким пациентам?

– Основными методами реа­билитации являются медикаментозное лечение, ботулинотерапия, симптоматические прикладные методы формирования двигательных функций, а это и кинезотерапия, и гидрокинезотерапия, роботизированная и функциональная реабилитация, а также механотерапия. Кроме того, есть физиотерапевтические методы, метод проприоцептивной коррекции, костюм «Атлант», методы биологической обратной связи (БОС) опорно-двигательной, психоэмоциональной и логопедической коррекции, моделирование и ортезирование, симптоматическая коррекция когнитивных и речевых расстройств, то есть специальные логопедические, дефектологические, психологические методы. Адаптационные и личностно-формирующие методы: Монтессори-педагогика, интеграция в учебную среду, инклюзивное образование, профессиональное ориентирование, адаптивный спорт, культурологические и другие организационные групповые и индивидуальные мероприятия.

– Сколько детей может получать реабилитационную помощь?

– Центр располагает коечной мощностью 300 мест. Есть два зимних сада, библиотека, три бассейна, спортивный зал и автодром. Отмечу, что здесь работают высококвалифицированные специалисты, обученные в ведущих зарубежных клиниках. Семь сотрудников имеют ученую степень: 1 – доктор медицинских наук, 2 – PhD, 4 – кандидаты медицинских наук. 24 медицинские сестры с высшим сестринским образованием, 4 специалиста являются стипендиатами «Болашак», 28 сотрудников – отличники здравоохранения, 1 награжден государственной наградой «Парасат».

Кроме того, центр располагает шестью клиническими отделениями для реабилитации детей от года до 18 лет. Имеется лаборатория ортезирования и моделирования (для изготовления ортезов, стелек, корсетов и других технических средств реабилитации). Также дети включены в учебный процесс в рамках инклюзивного образования.

– Как обстоит дело с оборудованием?

– Мы имеем самое современное, что дает возможность внедрять уникальные технологии реабилитации, а также международные стандарты качества. Также внедрены инновационные методы реабилитации: метод динамической проприоцептивной коррекции, кабинеты биологической обратной связи, постурография и стабилометрия, отрезирование, использование ботулотоксина типа А – «Диспорт», роботизированная кинезотерапия на аппарате «Локомат», тренажеры «Экзоскелет», Cosmos h/p, Armeo Spring и Hand Tutor. Также усовершенствованы технологии производства ортезов и внедрены новые виды ортезных изделий: для коррекции походки неврологических больных разработаны динамические брейсы.

– Насколько я знаю, главное для особенных детей – это социализация. Каким образом решается этот момент?

– Совершенно верно, социа­лизация проводится в обязательном порядке. Мы также проводим обучение детей по общеобразовательной и вспомогательной программам. Школа выполняет задачи по коррекционному обучению и воспитанию, социальной адаптации и трудовой реабилитации.

Методы социальной реабилитации применяются с целью адаптации и дальнейшей интеграции детей с инвалидностью в общество. Это агротерапия, флористика, работа в столярной, швейной, парикмахерской мастерских и на автодроме. Для детей с инвалидностью 0-3 и 3-6 лет применяются методы Монтессори-педагогики.

За 17 лет функционирования НЦДР комплексную реабилитацию прошли более 69 тысяч детей, из них с ЦП – более 30 тысяч. Анализ эффективности реабилитации всегда показывает высокий уровень,

95% пациентов выписаны с улучшением состояния. Показатель удовлетворенности пациентов сохраняется на высоком уровне – 93% в течение ряда лет.

Вообще, работа центра – это плановая госпитализация. Охват всех регионов страны формируется по квотной системе. Для каждого региона определен свой норматив квот, исходя из численности детского населения, то есть детей с инвалидностью.

– Сколько столичных детей обращается за помощью в реабилитационные центры города?

– Охват детей с инвалидностью, страдающих церебральным параличом, получивших реабилитационную помощь, составляет 1207 пациентов, или 88,7% от общего числа детей с церебральным параличом и инвалидностью. Но эти цифры были актуальны на начало года.

– Наблюдается ли сегодня дефицит специальных кад­ров?

– Да, причем, не хватает специалистов по эрготерапии, Монтессори-педагогов. К примеру, в многопрофильной городской детской больнице № 1 нет специалиста по эрготерапии, Монтессори-педагога, воспитателя, младшей медицинской сестры по уходу за пациентами. В больнице № 2 – специалиста по эрготерапии, дефектолога, Монтессори-педагога, воспитателя, медицинских сестер. В поликлиниках города и частных медорганизациях нет логопедов, эрготерапевтов, психологов, Монтессори-педагогов, а также среднего медицинского персонала: медсестер физиотерапии, особенно массажистов и инструкторов ЛФК.

Айгуль АЛЬЖАКСИНА

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button