Общество

О важном со сцены

В Государственном академическом русском театре драмы имени М. Горького состоялась премьера документального спектакля «Независимые» о наших современниках, попавших в пагубную наркозависимость.

В драме «Независимые» в постановке молодого режиссера Олега ФЕДОРЕНКО рассказаны шесть историй саморазрушения, жестоких падений, отчаянных попыток выбраться из кромешного ада, в который попал каждый из героев из-за непреодолимого и губительного желания забыться и уйти из окружающей реальности.

Искренний исповедальный диалог со зрителем, порой пугаю­щий своей откровенностью и шокирующий подробностями, заставляет задуматься над собственной жизнью, поднимает острые вопросы взаимоотношений в семье, духовных ценностей и морали.

Премьера исполнена в редком для театра жанре – вербатим, который позволяет максимально точно передать голоса и переживания реальных людей.

Режиссер-постановщик Олег Федоренко рассказал, что сюжеты для постановки брались из разных источников: одни были взяты из окружения режиссера и актеров труппы, другие – из Интернета. Актеры не просто изучали персонажей, но и старались перенять их манеру говорить.

– Вербатим – это жанр, в котором актеры не играют, а проживают. Он требует глубокого анализа, искреннего погружения в образ и полной идентификации с героем, – рассказывает режиссер.

Декорации к спектаклю создал художник Алексей ГОВЯЗИН. Основой стали шины и манекены, символизирующие изоляцию и эмоциональную отстраненность. Холодные тона света, отсутствие привычной теплоты и созданная метель на сцене усиливают атмосферу отчужденности.

– Мы сознательно отказались от привычной уютной палитры. Метель стала не только внешним элементом, но и отражением внутреннего состояния героев, их замкнутого мира, – объясняет режиссер.

Актеры выступили не только в качестве исполнителей, но и соавторов спектакля. Каждый из них лично выбирал историю, которая находила отклик в его душе, становясь частью творчес­кого процесса. Это позволило сделать постановку максимально искренней и глубокой.

– Нам было важно не просто сыграть роли, а передать живые эмоции и правдивые чувства, – отметил один из участников. – Это трудоемкий процесс – не только понять своего персонажа, но и пропустить его через себя.

Спектакль рассчитан на зрителей-подростков, но, по словам создателей, он может быть интересен и взрослой аудитории. Авторы убеждены, что каждый найдет в этих историях что-то, что заденет за живое, вызовет отклик и заставит задуматься.

– Важно, чтобы зрители почувствовали: на сцене не куклы, а люди, переживающие свои драмы в реальном времени. Это главный принцип, ради которого мы работали всей командой, – сказал Олег Федоренко.

Создание спектакля, раскрывающего проблему наркозависимости среди молодежи, потребовало от творческой команды смелых и нестандартных решений. Художник-постановщик Алексей Говязин, известный своими работами в театрах Казахстана и России, отметил, что перед ним стояла задача найти актуальный язык для разговора о серьезной проблеме.

– Мы стремились избежать формализма и нравоучительного тона. Это не просто лекция о вреде наркотиков, а драматичная история, которая демонстрирует весь ужас этой проблемы, – подчеркнул он.

Особое внимание было уделено визуальной части. На первый взгляд, нейтральные декорации спектакля обретают символический смысл благодаря световым эффектам. Цент­ральным образом стала свалка из покрышек, которая символизирует смерть и разрушение. Этот образ был воплощен как отсылка к картине Василия Верещагина «Апофеоз войны».

– На афише мы заменили черепа с оригинальной работы Верещагина на покрышки. Это метафора, объяснение того, как наркотики разрушают города и судьбы, оставляя лишь пустоту, – поясняет он.

Несмотря на мрачную тематику, постановка не лишена надежды.

– Мы показали, что выход есть и путь к свету возможен, как это было, например,в жизни Михаила Булгакова, который сумел победить морфиновую зависимость, – добавил Алексей Говязин.

Актриса Оксана БОЙКО черпала вдохновение, вспоминая историю своей одноклассницы.

– У меня была одноклассница, которая просила деньги на наркотики. Хорошая девочка, но это зло разрушило ее жизнь, – рассказывает Оксана.

Девушка, которую она играет, пережила тяжелую внутреннюю борьбу.

– Мы не показываем ломку или сцены употребления. Это уже история тех, кто начал новую жизнь, но их прошлое все еще рядом. Важно было показать, что выйти из этого лабиринта возможно, но путь труден, – отметила актриса.

Оксана считает, что театр помогает донести важные истины до молодежи.

– Статистика часто остается сухими фактами. А живые истории – это то, что способно тронуть душу и заставить задуматься, – сказала она.

Эльмира ФАТЫХОВА работала над образом девушки, которая, несмотря на всю боль прошлого, сумела сохранить надежду. Ей пришлось погрузиться в воспоминания о людях, которых она знала.

Актриса уверена, что социальные сети и реклама опасных веществ делают современный мир еще более коварным.

– Важно показывать реальность. Подростки часто попадают в зависимость не из-за слабости, а из-за недостатка поддержки и желания соответствовать каким-то их идеалам, – сказала Эльмира.

По ее словам, каждый из героев постановки – это история о том, что, несмотря на все трудности, всегда есть шанс выбраться. Спектакль ставит перед собой цель не только рассказать о проблеме, но и предупредить молодежь о пагубности наркотиков. Это возможность для зрителей увидеть, что будет, если сделать роковой шаг, и поверить в то, что выбраться из самого глубокого болота все же возможно.

Екатерина Тыщенко

Фото Султана Сеитова

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button