НовостиОбщество

Образование: критерии оценки

На брифинге для СМИ министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ затронул самые горячие школьные темы

Сколько получает директор школы?

Уже известно, что Глава государства четко поручил Правительству не менее чем в два раза повысить заработную плату педагогам в течение четырех лет. Средства на это уже предусмотрены в проекте бюджета на следующую трехлетку, отметил руководитель ведомства.

– Многие задают вопрос: как будет идти повышение? Мы говорим о том, что это будет не базовый должностной оклад, а непосредственно сам должностной оклад педагога. Если увеличится должностной оклад, это потянет за собой и увеличение надбавок. Таким образом, это будет реальное повышение заработной платы наших коллег, – отметил Асхат Аймагамбетов.


Ряд материальных стимулов предусмотрен в законопроекте «О статусе педагога», который сейчас рассматривается в Парламенте: надбавку в 17 тысяч тенге планируется установить наставникам молодых учителей, предусмотрена специальная надбавка за степень магистра в размере 25 тысяч тенге, увеличивается в два раза доплата за классное руководство и проверку тетрадей.

Отдельного решения требует вопрос заработной платы директоров школ, заместителей и методистов, подчеркнул глава ведомства:

– К сожалению, заработная плата директоров сегодня даже ниже, чем у учителей. В итоге у нас очень много директорских вакансий.

Сегодня, если директор является руководителем в школе, где 200 учеников и где 1200 учеников, никакой разницы в заработной плате нет, хотя, согласитесь, здесь ответственность и объем работы разные. Или если директор является эффективным или неэффективным, тоже разницы нет, хотя у учителей есть категории, и они за это получают надбавки. Мы хотим сделать две вещи: первое – зарплата директора школы рассчитывается дифференцированно и зависит от того, на сколько учеников рассчитана школа. Если директор будет эффективным, мы будем давать ему категорию, то есть у него будет надбавка к заработной плате. Это касается также методистов и заместителей директоров.


Глава ведомства заметил, что уже сейчас учителя имеют возможность получать надбавки от 30 до 50 процентов от должностного оклада за категории после прохождения национального квалификационного теста. Такой тест выдержали 67 процентов преподавателей страны. И если раньше за категории учителя получали не более 17 тысяч тенге, то сейчас надбавки существенные.
Кстати, по словам министра, при сдаче национального квалификационного теста убираются бюрократические барьеры: если раньше тест сдавался через директора школы и Управление образования, то теперь напрямую через «электронное правительство». Причем при сдаче теста для соблюдения презумпции доверия откажутся от досмотра учителей. Другое дело, пре-дупредил глава ведомства, в случае нарушений, например, пользования мобильным телефоном итоги аттестации будут аннулированы.

Школьный день как у взрослых

На встрече глава ведомства прокомментировал весьма болезненный для родителей вопрос – учебную нагрузку детей. Нередко дети приходят на занятия к часу, после восьми уроков возвращаются к 20.00. Получается, практически взрослый рабочий день. Родители тоже торопятся домой, зная, что их еще ждут домашние задания.

– Это констатируемый факт, и международные исследования показывают, что у нас очень высокая нагрузка, – согласен министр. – Например, в 11 классе по нашим типовым учебным планам 39 часов в неделю, а если ребенок обучается в лицее или гимназии, добавьте еще 8,5-9 часов. Это очень большая нагрузка, и вопрос в том, насколько ребенок способен усвоить этот объем знаний, насколько он полезен и эффективен. Как уменьшится нагрузка, где и в каких классах? Мы сейчас создали рабочую группу, включили в нее экспертов, педагогов, директоров, и эту работу проводим.

СОР как приговор

Не секрет, что баллы за школьные СОРы и СОЧи являются для ученика приговором, их нельзя оспорить и пересдать. Новая критериальная система оценивания болезненно приживается и по-прежнему критически воспринимается родителями.

– Когда была 5-балльная система, фактически она была трехбалльной: ставили 3, 4 и 5. Четких критериев, почему мы ставим ту или иную оценку, не было. Понятно, что надо было менять эту систему на ту, которая применяется в большинстве западных стран. Так или иначе, новая система была внедрена, – в очередной раз объясняет министр.

В целом, считает спикер, СОР и СОЧ – это ранее используемые контрольные работы, их не стало больше, если сравнить со старыми программами.

– В то же время хотел бы сказать, что система оценивания, которая сегодня у нас есть, обсуждается, и мы проводим работу, чтобы изменить 125-й приказ МОН РК и совершенствовать существующую систему. Мы модернизируем систему оценивания, – пообещал Асхат Аймагамбетов.

По поводу надоевших проб-лем с электронным дневником министр однозначно ответил, что если школа не имеет доступа к широкополосному Интернету, ей пока нечего делать в системе «Күнделік», сегодня в ней успешно работают 4,5 тысячи школ страны из 7300. Родители согласны, ведь обычные школьные дневники пока никто не отменял.

Домашнее обучение не в тренде?

Очень много обсуждений в родительских чатах вызывает движение хоумскулинг (homeschooling) – домашнее обучение. На встрече прозвучал вопрос, когда оно будет легализовано у нас. Ведь не секрет, что подпольно оно завоевывает все больше и больше родительских симпатий.

– Что касается хоумскулинга, действительно, в ряде стран этот тренд, это движение набирает большие обороты, – заметил министр. – В Казахстане на сегодняшний день данный институт еще не работает. И, тем не менее, мы полагаем, что вопрос требует изучения, и после проведения пилотных работ, если будет такая необходимость, готовы его рассмотреть.

Под занавес главе ведомства задали далеко не щепетильный вопрос. Система образования постоянно подвергается новшествам. В пример привели факты, когда в 5 классе с русским языком обучения вместе с английским и казахским в пилотном режиме вводят еще и французский язык, где-то в старших классах урезают часы химии и добавляют биологию. Понятно, что нужно поспевать за ученым миром, но всех интересует вопрос: когда все устаканится?

– То, что мы сейчас делаем, – это совершенствуем принятые решения. Видим проблемы, с которыми сталкиваются коллеги и, соответственно, принимаем те или иные решения, делаем удобными учебные планы, программы. Новых глобальных изменений нет. Система уже устаканилась, – резюмировал министр.

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть