Интервью

Образование: ответы на вызовы времени

В президентской программе Касым-Жомарта ТОКАЕВА актуальные вопросы системы образования выделены отдельным блоком. Как они решаются в столице — читайте в эксклюзивном интервью «Вечерней Астане» руководителя Управления образования города Нур-Султана Ануара ЖАНГОЗИНА.

— Президент Касым-Жомарт Токаев, подчеркивая преемственность избранного курса, в своей предвыборной программе и инаугурационной речи уделил особое внимание вопросам образования, в частности, отметив, что вложения в эту сферу ежегодно будут расти. Как это обещание реализуется в столице?

— Сегодня для стремительно растущего мегаполиса существенным вызовом является значительный прирост населения вместе с активной внут­ренней миграцией. Только за последние семь лет количество детей дошкольного возраста в столице увеличилось более чем в два раза.

В сфере среднего образования контингент учащихся ежегодно растет: из школ выпускаются 8-10 тысяч учеников, а прибывают в первые классы и за счет миграции около 23-25 тысяч.

Поэтому необходимо соответствующее увеличение объе­ма финансирования. Стоит отметить, что за последние два-три года бюджет, направленный на развитие столичного образования, вырос почти в два раза. В том числе расходы на увеличение государственного заказа в дошкольные организации, внедрение методики подушевого финансирования и увеличение оплаты труда.

— Власти города не раз отмечали, что предоставляемые в столице услуги образования должны становиться более комфортными. Очередное комплектование в дошкольные организации показало, что очередь в детские сады не убывает — как меняется эта ситуация?

— Наблюдается положительная динамика: если на начало 2017 года охват детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием составлял 70,6 процента, то сегодня эта цифра выросла до 90 процентов, причем 36 процентов охвачены за счет размещения детей в частных детских садах с госзаказом.

В этом году в столице планируется открыть 2 сада и увеличить сеть частных дошкольных организаций с государственным заказом, если ранее их было порядка 80, то сегодня количество увеличено до 209.

— Последние годы вы не скрываете, что столичное образование испытывает дефицит в учительских кад­рах. Что делается для повышения статуса профессии педагога?

— Акиматом города ведется активная работа по привлечению сильных кадров и созданию для них лучших условий для работы в столице: выделено 275 жилищных сертификатов на сумму 1 млн тенге, размещен государственный заказ на 316 мест в вузах страны на обучение востребованным педагогическим специальностям. Первый выпуск мы ожидаем в 2023 году, в основном это педагоги начального и специального образования. Также в колледжах размещен госзаказ на 850 специалистов педагогического образования. Завершено строительство общежития на 300 мест для молодых специалистов, которое будет открыто к началу учебного года.

На сегодняшний день в рамках создания системы непрерывного образования «Колледж — университет» на стадии завершения находится передача гуманитарного колледжа в доверительное управление, таким образом, будет создана новая площадка для подготовки порядка 1000 педагогов в год.

Формирование сильного педагогического сообщества столицы реализуется также за счет открытого нами в январе 2018 года центра модернизации образования, где уже прошли обу­чение более 7 тысяч педагогов всех уровней, в том числе воспитатели частных садов.

В марте текущего года Президент страны поручил повысить с 1 июня зарплату низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы, в том числе педагогам. Теперь, к примеру, учителя, в среднем получавшие 170 тысяч тенге, будут получать 215 тысяч.

За последние два-три года бюджет, направленный на развитие столичного образования, вырос почти в два раза.

— Недавно на брифинге вы отмечали, что в новом учебном году в столице останется актуальной тема трехсменки.

— На конец прошлого учебного года в столице 5 школ вели трехсменное обучение. В этом году в трех школах нагрузку мы снимем за счет ввода новой школы и двух пристроек. По остальным объектам воп­рос также будем решать за счет строительства новых объектов. Уже введены 2 школы, также ожидается ввод 3 пристроек, что также поможет избежать трехсменного обучения в других школах.

Сейчас в городе ведется строительство 9 школ и 10 пристроек, все планируем сдать до конца 2020 года.

В городе есть одна школа, которая находится в предаварийном состоянии. Соответственно, она в данный момент не функционирует.

Проблема данной школы будет решена с вводом новой школы в этом районе в 2020 году. Вместе с тем в настоящее время готовится план по демонтажу текущего здания со сносом близлежащих построек для освобождения территории для строительства полноценной новой школы на 2000 ученичес­ких мест.

Помимо этого, мы активно работаем с бизнес-сектором: открыто 5 частных школ, в этом году планируем открыть еще 3 новых, причем размещаем в них государственный заказ, чтобы избежать повышения родительской оплаты.

В столице также впервые подписаны инвестиционные контракты на строительство школ с привлечением международных инвесторов, это 8 новых школ на 10 тысяч мест, завершение строительства планируется в 2024 году.

— В одном из своих выступ­лений Президент подчеркнул, что довольно сложным, но очень важным является вопрос реализации трехъязычия в сфере среднего образования. Как эта программа реализуется в столице?

— Переход на трехъязычие будет зависеть от готовности самого образовательного учреждения и от учителей.

В столице с 1 сентября 2018 года 789 сертифицированных учителей начали обучение на английском языке по предметам биология, химия, физика, информатика. В целом с 2016 года более 1200 преподавателей естественно-математичес­кого цикла прошли курсы по преподаванию дисциплин на английском языке.

В прошлом учебном году в 20 школах города по естественно-математическому направлению осуществлялось обучение на трех языках, в 61 школе были внедрены элементы обучения на английском.

В новом учебном году планируется переход на трехъ­язычное образование в 50 школах, внедрение элементов в 31 школе города Нур-Султана.

— Учитывая запросы рынка труда, сегодня кардинально меняется политика подготовки специалистов в колледжах, и, как известно, регионам в этом плане есть чему поучиться у столицы.

— В городе Нур-Султане в 2018 году была принята программа по развитию профессио­нального и технического образования, в рамках которой определены приоритетные для развития города направления. Это образование и медицина, IT и телекоммуникация, строительство и туризм, транспорт и логистика, сфера обслуживания, легкая промышленность, торговля и сфера ЖКХ.

В целом сегодня поставлена задача превратить столичные колледжи в современную образовательную инфраструктуру, поэтому в настоящее время проходит процесс объединения 5 колледжей. Три колледжа — политехнический, колледж энергетики и связи, строительно-технический — объединены в Высший колледж «Astana Polytechnic», на базе которого будет осуществляться подготовка кадров в области информационных технологий, энергетики и связи, строительства, газификации. По нашим планам, уже в 2020 году столичный политехничес­кий колледж синхронизирует программу с одним из ведущих вузов столицы и предоставит такую возможность своим учащимся.

Еще два учебных заведения — колледж экономики, технологии и стандартизации пищевых производств и многопрофильный колледж — объединятся в колледж сервиса и туризма. В новой версии он будет готовить востребованных в столице специалистов в сфере туризма, гостиничного сервиса, организации питания, в том числе молекулярной кухни.

В этом году также планируется 3 колледжа — высший медицинский, высший торгово-экономический и высший колледж транспорта и коммуникаций — перевести на кредитную технологию обучения. Так, выпускник колледжа, обу­чавшийся по прикладному бакалавриату, сможет продолжить обучение в вузе по сокращенной учебной программе.

В столице выпущены первые в Казахстане учащиеся в сфере BIM-технологий, с учетом потребности открыты новые специальности по государственному заказу: «Техник по эксплуатации оборудования газовых объектов», «Логистика», «Производство мяса и мясных продуктов».

Еще одна новость: с нового учебного года на 30 процентов увеличивается стипендия учащихся, обучающихся по рабочим специальностям. Решается вопрос с обеспечением общежитием за счет действующих 15 общежитий в колледжах и 860 мест в 3 хостелах.

По статистике последних лет, доля трудоустроенных и занятых выпускников столичных колледжей по государственному образовательному заказу составляет 97,2 процента — это один из высоких показателей в стране.

Фото из открытых источников

Статьи по Теме

Back to top button