Недавно в столице на площадке Международного финансового центра «Астана» прошел многодневный финансовый форум Astana Finance Days. На мероприятие собрались международные эксперты, политики, представители бизнеса, государственной службы и научных кругов.
В рамках форума прошли различные сессии по актуальным проблемам экономики и финансов. Одной из тем стало развитие образования в эпоху цифровых технологий.
В кулуарах мы побеседовали с управляющим директором международной консалтинговой компании Accenture в Казахстане
Антоном Мусиным о проблемах, с которыми сталкивается общество в условиях стремительно меняющегося рынка труда.
— Какие изменения происходят на рынке труда Казахстана в связи с цифровизацией?
— Ощущается нехватка трудовых ресурсов, подготовленных именно для новой цифровой экономики. Мое персональное наблюдение: университеты предоставляют рынку в недостаточной степени качественные ресурсы, очень большое время тратится, чтобы потом этих выпускников подготовить к технологическим реалиям. В связи с этим крупные организации, к примеру банки, создают собственные центры экспертизы и через них растят кадры для себя на базе отечественных университетов, учебных центров. Компании инвестируют в то, чтобы обучать студентов под свои нужды.
— А если говорить о других секторах, к примеру об образовании, о медицине. Как там обстоят дела?
— Мне кажется, это общий тренд, он не только технологический или банковский. Банки занимаются этим активнее, так как чтобы реализовать свои проекты, им нужны ресурсы прямо сейчас. В других секторах происходит примерно то же самое. Это общая проблема. Система университетского образования отстает от реальных потребностей рынка. Вы получаете выпускников даже из хороших университетов, которые очень много о себе думают, но, к сожалению, в реальности мало что из себя представляют. Это сейчас одна из ключевых проблем. Но она свойственна не только Казахстану, она глобальная.
— Что вы посоветуете родителям? Они беспокоятся, что завтра их дети не будут соответствовать спросу на рынке труда.
— Мое мнение: университет, наверное, это важно, он нужен. Но не стоит думать, что университет обеспечит ребенку гарантированную работу, даст ему возможность хорошо зарабатывать. Примерно со второго курса дети должны участвовать в конкретных производственных проектах. На любых ролях, бесплатно или даже доплачивая за это, если необходимо. Просто чтобы понять, как живет индустрия, поучаствовать в реальной работе на конкретной роли. Спустя 3-4 года учебы в университете вы, помимо диплома, должны иметь 5-7 реальных законченных проектов, чтобы быть готовыми к рынку. А иначе уровень готовности очень низкий.
— К примеру, в семье двое детей. Один из них — творческий, другой — технарь по натуре. Дети учатся в обычной государственной школе. Как действовать родителям, чтобы подготовить детей к будущему?
— Никто не знает будущего. Может быть, через 20 лет творческий ребенок найдет большее применение в новой экономике, чем ребенок, у которого развиты аналитические способности и какие-то знания математики. Есть высокая вероятность, что так и произойдет. Потому что мир склоняется к тому, что все технологические задачи будут решаться автоматизированными способами. Даже сейчас уже это видно. Я думаю, что программирование через 20 лет принципиально изменится. Это не будет супертехнологическая задача.
На мой взгляд, что должны развивать родители, имея доступ к обычным источникам знаний, — это всевозможные компетенции у ребенка. Но самая ключевая, на мой взгляд, это постоянное обучение. Компетенция непрерывного поиска и обновления своих знаний. Я уверен, что в будущем человек будет много раз менять профессию.
Еще одна важная компетенция, те самые soft skills (гибкие навыки — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. — Ред.). Это умение искать и находить нестандартные решения и подходы, способность эффективно взаимодействовать с другими людьми, слушать, проявлять эмпатию.
— Вы сказали, что всегда нужно учиться. Из каких источников получать знания? Как вы развиваете свои навыки?
— Сейчас много открытых онлайн-источников, бесплатных образовательных ресурсов. Что касается моего способа обучения, он, скорее, от рынка. Я специалист в достаточно узкой области, поэтому смотрю, в какую сторону движется рынок, и пытаюсь получить знания в конкретной области самостоятельно. Что на самом деле хорошо дает понимание индустрии — это люди из этой сферы. Правильнее всего найти человека из этой области, чтобы он поделился с тобой реальной проблематикой, как индустрия устроена, как это работает.
— Если родители сами не являются успешными профессионалами, смогут ли они стать примером своим детям?
— Это большая проблема. Тогда нужно обратиться к институту менторства. Искать таких менторов, которые бы двигали и давали советы. Это очень старая практика, и ее надо развивать. Любой родитель, если он понимает, что не способен определить путь для ребенка и дать ему обратную связь, должен искать людей, которые в состоянии это сделать.
Я ментор у нескольких студентов и делаю это бесплатно. У школьников, наверное, кто-то другой должен быть ментором, люди, близкие к этой среде. Мне сложно школьнику что-то дать. Но студенту я могу вполне дать свое понимание индустрии, понимание, в какую сторону развивать карьеру, что учить, а что нет.
— Много ли вашего времени это занимает?
— Раз в месяц я трачу полдня, это звонки или встречи. Есть такие менторские программы, они бесплатные для всех сторон. Их организуют университеты или обучающие центры, они привлекают менторов с рынка, из индустрии.
— Вы делитесь знаниями со студентами. А что вы получаете взамен? Ведь всегда должен быть баланс, иначе этим неинтересно заниматься.
— Первое, мне, как профессионалу в своей индустрии, интересен доступ к продвинутой молодежи. Я через это смотрю на молодежь, для меня это некая фокус-группа. Конечно, в менторские программы попадают не все студенты, только мотивированные, проводится отбор. Мне даже интересно посмотреть на этих ребят с точки зрения привлечения будущих кадров для трудоустройства в нашей компании.
Второй момент, но это, наверное, свойственно любому человеку: в какой-то момент своей жизни человеку становится интересно делиться опытом. И необязательно за деньги.
Фото из аккаунта компании Accenture Russia в Facebook