Образование

Образование: задание на завтра

В первые дни января Министерство просвещения РК и столичное Управление образования под руководством Касымхана СЕНГАЗЫЕВА подвели итоги и поделились планами на будущий год.

В ушедшем году в городе введено в эксплуатацию 3 школы на 10 тысяч ученических мест. В густонаселенном Есильском районе открыт детский сад № 98 «Мирас», рассчитанный на 300 детей. С начала года по направлению инклюзивного образования открыты Центр поддержки детей с аутизмом «Асыл мирас» и организация ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) № 6. В школе-лицее
№ 88 организована работа четырех специальных классов для детей с нарушениями зрения.

– Тем не менее в связи с ростом числа детей и миграционным потоком увеличивается число детей, зарегистрированных для прохождения обследования в ПМПК. В связи с этим в 2023 году планируется открыть еще два ПМПК. Кроме того, построено 4-этажное общежитие для учащихся колледжа менеджмента, бизнеса и образования на 110 мест, – сказал Касымхан Сенгазыев.

Глава ведомства отметил, что работа по обеспечению детей объектами образования будет продолжена. Так, в рамках реализации пилотного национального проекта «Комфортная школа» до 2026 года будет построено 24 школы с охватом учащихся на 90 тысяч мест в две смены.

В 2022 году проведен капитальный и текущий ремонт 37 организаций образования (15 школ, 21 детский сад, 1 колледж). Приобретен 51 предметный кабинет новой модификации (химия, физика, биология).
В прошлом году столичная команда достигла рекордного успеха на республиканской олимпиаде, завоевав 93 медали – 24 золота, 29 серебра и 40 бронзы.

Кроме этого, открыто 7 объектов дополнительного образования, рассчитанных на 3350 детей, и 4 центра с охватом 2200 детей.

В целях повышения интереса детей к природе в рамках проекта «Зеленая школа» и посредством спонсорской помощи при учебных заведениях ведется строительство 20 теплиц. В ушедшем году открыто 8 теплиц. В новом планируется открыть теплицы в 11 школах и 1 колледже.

Еще одно очень важное начинание: открыты кружки по шахматам во всех школах города. В каждой школе есть кружки домбры, созданы домбровые оркестры из числа учащихся.

Прекрасной новостью стало и то, что 3 столичных учителя стали лучшими педагогами респуб-
ликанского конкурса «Лучший педагог-2022».

В первые дни нового года об итогах и планах ведомства в сфере образования сообщило Министерство просвещения РК.

Благополучие детей

В 2022 году пересмотрен инструмент оказания помощи из фонда «Всеобуч».

Теперь денежные средства перечисляются на картсчета родителей, также определен минимальный объем средств на каждого обучающегося – 37389 тенге. До внедрения нового механизма помощь оказывалась в виде одежды и канцелярских товаров, по поводу качества которых было много нареканий. Более 475 тысяч детей из малообеспеченных семей получили эту финансовую помощь по стране.

Впервые масштабно обновился парк школьных автобусов. Закуплено 515 единиц нового транспорта. Специальные желтые автобусы, обеспеченные всеми средствами безопасности, сейчас возят детей. Эти автобусы нужны для подвоза более 20 тысяч детей из населенных пунктов, где нет школ. В столице ими пользуются ребятишки, проживающие в отдаленных жилых массивах.

В первые приняты правила и закреплено право ребенка на защиту от травли (буллинга).
Буллинг действительно является проблемой. Экспертами разработаны и министерством утверждены специальные правила профилактики буллинга, что позволит своевременно предупреждать, выявлять и оказывать необходимую помощь детям, подвергшимся травле.

В 2022 году изменены правила организации питания детей, нормы по регулированию стоимости питания и отныне стоимость не должна быть выше средней рыночной стоимости.

В школах внедрена новая должность педагогов-ассистентов, которые сопровождают особенных детей в ходе обучения. Кстати, уже начата работа по введению таких же штатов педагогов-ассистентов и в дошкольные организации. Данный вопрос одобрен на совещании у Премьер-министра. Благодаря этому решению более 1500 педагогов-ассистентов помогают детям с особыми образовательными потребностями во время нахождения их в организациях образования и дана возможность посещать школы и сады наравне со всеми детьми.

За последние три года в стране почти на треть увеличилось количество ПМПК. Это очень серьезная динамика. Но очередь при этом все еще есть, поэтому в этом году инициирован новый законопроект. В рамках этих поправок установлен новый норматив для открытия одного ПМПК на 50 тысяч детского населения. Это даст возможность открыть еще 36 ПМПК. Это большая поддержка для особенных детей.
Буквально перед Новым годом подписан приказ, который дал возможность размещать госзаказ из бюджета на коррекционную помощь для детей с особенными потребностями. То есть, помимо государственных кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК), частные центры будут получать деньги для реабилитации детей. Это позволит резко увеличить охват детей коррекционной помощью.

Для более акцентированной работы создан специальный координационный совет. Будут и дальше развиваться кабинеты и сеть аутизм-центров в регионах. Планируется в этом году в регионах открыть еще 8 таких центров.

Дошкольное образование

С начала прошлого года в стране открыто 259 дошкольных организаций. Очередь за последние три года сократилась почти на 200 тысяч мест. Если в 2022 году открылось 35 тысяч мест, то в этом уже предусмотрены средства и утвержден план по созданию 81 тысячи новых мест.

На 25% с января вырастет стоимость госзаказа для детсадов всех форм собственности. С этого года за счет бюджетных средств начнут повышать квалификацию воспитатели частных детских садов, получающих госзаказ.

Ведомством принят приказ, который усиливает требования к детским садам, получающим государственный заказ. Его основные пункты: создание условий по противопожарной и антитеррористической безопасности, обязательное наличие тревожной кнопки и системы внутреннего голосового оповещения, обязательная установка видеокамер, создание специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями, соответствие санитарным нормам зданий и помещений детских садов, оснащение детских садов необходимым оборудованием и мебелью для формирования комфортной предметно-развивающей среды, обеспечение медицинским обслуживанием.

Усилены требования к педагогам дошкольных организаций. Воспитателям необходимо иметь квалификацию и/или образование, соответствующие специфике работы с детьми. Изменен механизм размещения госзаказа по принципу «Деньги идут за ребенком». Если раньше отделы образования при размещении госзаказа указывали конкретное количество мест для конкретного детского сада, то теперь соответствующие всем предъявляемым требованиям сады будут включаться в общий перечень организаций, получающих госзаказ. А дальше уже сами родители при получении направления могут выбрать конкретный сад из этого перечня. Соответственно, детский сад будет получать ровно столько мест и финансовых средств, сколько родителей выбрали именно этот сад.

В детсадах запущен пилотный проект «Два педагога в группе в течение дня», предполагающий снижение в два раза нагрузки на педагога и предоставление возможности для индивидуальной работы с ребенком. На основе результатов проекта сделаны расчеты для повышения заработной платы педагогам. Во время реализации проекта воспитатели получали зарплату в 2 раза выше. В рамках поручения Президента страны в текущем году планируется начать поэтапное внедрение этого проекта, что позволит резко увеличить зарплату и уменьшить нагрузку на воспитателей.

Среднее образование

Впервые для одаренных детей с прошлого года предоставлены образовательные гранты для поступления в вузы без сдачи ЕНТ. С 2022 года введены квоты при поступлении в специализированные школы для детей из социально уязвимых слоев.

С 2022 года впервые призеры международных предметных олимпиад получили премии до 4,5 млн тенге. Поощрение получили 27 победителей и призеров международных олимпиад, 26 педагогов, подготовивших их. Победители и призеры получили гранты для поступления в вузы без сдачи ЕНТ.

В прошлом году казахстанскими школьниками завоевано 312 медалей (43 золотые, 95 серебряных и 174 бронзовые). По итогам республиканской олимпиады победителями и призерами стали 920 школьников (1 место – 183, 2 место – 274, 3 место – 463).

Главой государства дано поручение по дальнейшей поддержке детей из социально уязвимых категорий и развитию инклюзивного образования.

Для реализации этой задачи подписан приказ, благодаря которому дети из социально уязвимых семей получат 15-процентную квоту для поступления в специализированные школы. То есть теперь дети из таких семей смогут поступить по новой квоте в школы «БИЛ», «Дарын» и т.д.

Ранее в рамках предложений национального совета общественного доверия похожие квоты уже были введены для поступления в колледжи и вузы.

В 2022 году в стране построено свыше 250 школ.

Строительство школ продолжится в рамках нового национального проекта «Комфортная школа». До 2026 года планируется ввод в эксплуатацию 842000 новых ученических мест. Для реализации этого беспрецедентного проекта выделено 2,6 трлн тенге. Это будут современные, комфортные и совершенно новые по качеству и оснащению школы.

В отечественном образовании теперь закреплена законодательная норма для размещения госзаказа на дополнительное образование детей, значит, есть возможность за счет данного механизма увеличить охват секциями по шахматам, робототехнике и т.д.

Внесены изменения в правила аттестации педагогов. В частности, от национального квалификационного тестирования (НКТ) освобождаются педагоги, проработавшие 30 и более лет при подтверждении квалификационной категории, педагоги, кому до пенсии осталось 4 года и менее, могут продлить имеющуюся категорию, коллеги, имеющие категории по старой системе, также получили возможность перехода на модератора без НКТ.

Для предоставления возможности повышения категории и соответствующих доплат от 30 до 100% от оклада директорам организаций образования принята норма по освобождению их от сдачи НКТ. Данная мера позволит директорам существенно увеличить заработную плату.

Приняты меры по обеспечению школ книгами, по пересмотру работы библиотекарей, переформатированию действующих и открытию новых школьных библиотек и коворкинг-центров, а также по проведению конкурсов среди детей, введению 20-минуток для чтения книг и других мероприятий. За два года для казахстанских школьных библиотек закуплено почти 4 млн экземпляров литературы.

Внесены изменения в приказ о школьной форме и предоставлена возможность, помимо традиционных костюмов, носить более удобную одежду – кардиганы и тенниски.

В конце года принят закон, которым вносится запрет на приватизацию государственных детских садов и организаций дополнительного образования – художественных, музыкальных школ, дворцов школьников, детских технопарков и других объектов. Принятие данной нормы поставит точку в вопросах включения таких организаций в перечни объектов, подлежащих приватизации, то есть теперь это будет невозможно.
Еще один вопрос решен положительно: директора и их заместители, имеющие степень магистра, будут получать за это доплату.

В 2022 году в школах внедрена новая должность – педагог-профориентатор.

Впервые принята спецпрограмма по обеспечению регионов с дефицитом педагогов и низким качеством образования сильными кадрами. Педагогам, прошедшим отбор и переезжающим в данные регионы, внедрена доплата в размере 150% от заработной платы к 100% своей основной заработной плате.
Учрежден новый почетный знак «Ұстаздық қызметіне адалдығы үшін», который будет вручаться всем педагогам, проработавшим 25 лет в системе образования.

С января апробируется единая электронная система приема педагогов на работу.

Для директоров школ, завучей, школьных педагогов введена 5-дневная рабочая неделя, за исключением трехсменных школ. Суббота теперь, согласно приказу министерства, – выходной день, который посвящается семье, восстановлению, саморазвитию.

С 2023 года уже реализуется принятая новая норма по прохождению курсов повышения квалификации педагогами не как раньше раз в 5 лет, а не реже одного раза в три года.
С 2022 года в 1 классах с государственным языком обучения дети начали изучать только казахский язык, в классах с русским языком обучения – государственный и русский языки.

Со 2 класса в школах с казахским языком обучения начнется изучение русского языка. Английский язык будет изучаться во всех школах с третьего класса.

В целях ранней профориентации детей в 1 классе введен отдельный предмет «Трудовое обучение».

Профессионально-техническое образование

С нового учебного года колледжам страны предоставлена академическая самостоятельность. Теперь колледжи совместно с работодателями самостоятельно определяют сроки обучения и содержание образовательных программ.

Предоставленная колледжам академическая свобода кардинально изменит ситуацию, считают в ведомстве.
Во-первых, благодаря новым правилам работодатели будут принимать непосредственное участие в разработке и экспертизе образовательных программ. То есть колледжи могут формировать учебные планы и программы не по общему утвержденному стандарту, а в зависимости от запросов рынка труда, профессионального стандарта, региональных особенностей и т.д.

Во-вторых, колледжам предоставлено право определять сроки обучения.

Если раньше продолжительность обучения варьировалась от двух до четырех лет и была четко фиксированной, то теперь это будет зависеть от специфики профессии и результатов обучения.
Расширен охват молодежи бесплатным ТиПО. За счет республиканского бюджета в 2022 году госзаказ увеличился на 45 тысяч мест и общий объем госзаказа составил 125 тысяч мест.

В 2022 году впервые внедрена целевая подготовка кадров по заявкам предприятий, на сегодня ею охвачено 10 тысяч учащихся.

Для развития дуального обучения, в целях стимулирования предприятий внедрена норма по оплате труда наставникам с производства, кроме того, теперь срок прохождения практики при дуальном обучении засчитывается в трудовой стаж учащегося.

В декабре 2022 года подписан приказ, который позволит с января 2023 года более 130 тысячам иногородних учащихся, обучающихся по госзаказу, получить компенсацию в размере 4 МРП за проезд в период зимних и летних каникул.

В декабре 2022 года подписан приказ о пилотном проекте «Талапкер». С 2023 года учащиеся 10-11 классов школ получат возможность одновременно обучаться как в школе, так и в колледже. Если он до обеда учится в школе в 10 классе и желает получить рабочую квалификацию, то после обеда сможет за счет бюджетных средств обучаться в колледже и получать необходимые компетенции. В данное время в среднем около 55 тысяч выпускников 11 классов поступают в колледжи. Ожидается, что проект даст возможность сэкономить время и получить рабочую квалификацию параллельно с обучением в школе.

Одним словом, все начатые в старом году проекты и инициативы будут продолжены в новом.

Фото из архива «ВА»

Статьи по Теме

Back to top button