Образование

Образование: запишите задание на завтра

В последние годы образование не раз становилось объектом реформ, озвученных в выступлениях Главы государства. Как выполняются поручения Президента, рассказал руководитель Управления образования Астаны Касымхан СЕНГАЗЫЕВ.

Касым-Жомарт ТОКАЕВ в ходе совещания по вопросу развития столицы заявил, что в Астане все еще сохраняется проб­лема дефицита мест в детсадах и школах. По мнению Главы государства, Астана должна притягивать к себе таланты, быть образовательным и интеллектуальным центром страны. Однако, по его словам, в столице все еще сохраняется проблема дефицита мест в детских садах и школьных учреждениях. Он отметил, что некоторые столичные школы все еще продолжают работать в трехсменном режиме.

— Касымхан Сенгазыулы, для столицы актуальнейшим остается вопрос строительства школ. Почему? Как этот воп­рос решался в разные годы и как решается сегодня? Можно статистику по годам?

— Для решения проблем дефицита ученических мест за четыре года в столице было построено 39 школ. Строительство учебных заведений ведется во всех районах города. К примеру, в районе «Есиль» построено 19 школ, «Алматы» — 13, «Байқоңыр» — 2, «Сарыарка» — 5. Данные учебные заведения позволили создать 82200 ученических мест (в две смены).

Кроме того, в рамках пилотного проекта «Комфортная школа» до 2025 года планируется ввести в эксплуатацию 24 школы на 44400 мест (в одну смену), 2 школы по 600 мест, 1 школу на 1200 мест, 22 школы на 2000 мест.

На сегодняшний день определены земельные участки под строительство школ, также прорабатывается план реализации проектов строительства 23 школ к 2024 году через АО «Самрук-Казына Construction» и 1 школы к 2025 году на пересечении ул. Ж. Нажимеденова и А-56, в районе железнодорожного вокзала «Нұрлы жол».

— Какие шаги предпринимаются для повышения качества образования в столице?
— Качество образования сегодня выступает и как цель деятельности, и как показатель эффективности работы школьного коллектива. Управлением образования в текущем году предприняты конкретные шаги по совершенствованию системы работы по повышению качества образования. Так, в целях восполнения пробелов в знаниях по базовым предметам во время летних каникул в школах была организована летняя школа для учащихся 1-10 классов, а также каникулярная декада для учащихся с низкой успеваемостью. Для проведения учебно-методических мероприятий в школах с низкими результатами обучения началась работа мобильных групп, состоящих из методистов и учителей с высокой профессиональной компетентностью. Проводятся семинары-тренинги по планированию и мониторингу урока, установлению обратной связи с учащимися и родителями, в соответствии с которыми создана и функционирует открытая онлайн-платформа «Цифровая педагогика: обучение и практика». В столице сформировалась собственная плеяда современных молодых учителей, среди которых всеобщую популярность приобрела школа молодого педагога. Для них была организована образовательная стажировка в самых передовых странах мира.
По итогам прошлого учебного года качество успеваемости в организациях среднего образования города составило 58,6%. Перед столичными учителями стоит важнейшая задача — к 2025 году повысить качество образования учащихся до 70%.

Кроме того, в 2024 году все школы столицы присоединятся к международному исследованию PISA.
В текущем учебном году проводится работа 30 ведущих школ с 66 партнерскими школами. В этих целях заключен сов­местный план работы Центра педагогического мастерства со школами НИШ и методическим центром, который включает посткурсовую поддержку педагогов, методическое сопровождение ведущих школ, трансляцию опыта НИШ. Методическое сопровождение ведущих и парт­нерских школ включает мероприятия по углублению предметных знаний, развитию функциональной грамотности обучающихся, исследовательским практикам Action Research, Lesson Study, организации воспитательной, профориентационной работы, внедрению инновационных библиотек. Мероприятия проводятся согласно плану. Кроме того, методичес­ким центром проводится работа по развитию исследования на уроке Lesson Study, а также отдельным направлением ведется работа по исследовательской практике Action Research в 21 школе, вошедшей в проект SHARE.

Реализуются проекты «Профессор сабағы», «Елорда мектебі», «Умный класс. Умные каникулы» методического цент­ра, также направленные на повышение качества знаний обучающихся.

В 2022-2023 учебном году в 96 государственных школах столицы обучается 199710 учащихся, из них с 1-го по 4-й классы бесплатным горячим питанием обеспечены 88884 учащихся (44,5%), с 5-го по 11-й классы из категорий социально уязвимых слоев населения льготно питаются 6085 учащихся (3,04%). Всего с 1-го по 11-й классы питанием обеспечены 94969 учащихся (47,5%).

— Какие меры предпринимаются для увеличения мест в детских садах?
— Для повышения охвата детей дошкольным воспитанием и обучением Управлением образования размещается государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание и обучение в частных дошкольных организациях и открываются дополнительные корпуса при действующих государственных детских садах.

Сеть увеличилась на 91 организацию.Также в апреле 2023 года состоялся конкурс на размещение государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обу­чение на 2057 мест. До конца года запланировано открытие дополнительных корпусов для государственных садов и коррекционных групп в частных садах на 490 мест.

— Как обстоят дела с переуплотненными школами?
— В целях решения вопросов трехсменного обучения и переуплотненности на постоянной основе проводится анализ и вносятся предложения в план строительства городской застройки, кроме того, пересматриваются микроучастки школ, осуществляется мониторинг школ, где имеются свободные ученические места.

— В одном из последних выступлений Глава государства заявил, что ключевой фигурой в образовательном процессе является педагог. Какие мероприятия проводятся акиматом по устранению дефицита кадров?
— Акиматом города проводятся следующие мероприятия: размещение государственного образовательного заказа по педагогическим специальностям в трех вузах — Евразийском гуманитарном университете, Евразийском национальном университете имени Л. Гумилева, Международном университете «Астана» ежегодно на 1050 мест и в организациях технического и профессионального образования на 1300 мест.
В целях подготовки управленческих кадров для организаций образования создан кадровый резерв из числа заместителей директоров — это 80 человек. Для формирования устойчивых профессиональных знаний и навыков в различных областях менеджмента данный состав планируется обучить в рамках работы школы молодого заместителя по программе «Менеджмент». Кроме того, для поддержки педагогов разработана электронная платформа «Столичная электронная школа», реализуется проект по шефству над школами с низкой результативностью «Кластеры успешности».

— Как обстоят дела со школьным питанием?
— На сегодняшний день стои­мость питания на одного учащегося составляет 584 тенге. Поставщики питания проходят конкурс государственного закупа услуг по организации питания. Договор с ними заключается на три года с условием пролонгации в конце каждого года, если поставщик питания соответствует требованиям.

В рамках повышения производительности и качества педагогического и управленческого труда в 2023 году курсы повышения квалификации пройдут 6812 педагогов. За последние три года более 200 учителей столичных школ прошли курсы повышения квалификации и стажировку
в зарубежных странах. На базе педвузов педагогическую переподготовку прошли 700 человек с непедагогическим образованием.

— Какие меры приняты для обеспечения безопасности и защиты прав детей?
— Вопрос о состоянии работы по обеспечению безопасности детей в учебных заведениях является одним из приоритетных. Безопасность в школах обеспечивают охранные фирмы, которые обслуживают на основании выигранного открытого конкурса в соответствии с технической спецификацией. Одним из условий участия в открытом конкурсе является наличие лицензии на оказание данного вида услуг.
В технической спецификации прописаны следующие требования к охранникам: физически крепкие, не состоящие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, не имеющие судимости, наличие флюорографии, обеспеченные средствами связи и форменной одеждой. Все объекты образования находятся под постоянным видеонаблюдением. Установлены камеры видеонаблюдения в количестве более 4,6 тыс. штук. Тревожные кнопки подключены к Единому ситуационному центру акимата столицы и Центру оперативного управления Департамента полиции города Астаны. Защита детей от насилия, обеспечение их прав и благополучие — наша приоритетная задача. В этом направлении проводится целенаправленная работа.

Для повышения правовой грамотности учащихся в 80 организациях образования столицы внедрены штатные единицы менеджера по профилактике правонарушений.
В функциональные обязанности менеджеров входят формирование законопослушного поведения у несовершеннолетних, выявление несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, родителей, которые не занимаются воспитанием детей, проведение профилактической работы совместно с правоохранительными органами и заинтересованными структурами.
Такие штатные единицы планируется ввести во всех организациях образования.
Наряду с этим реализуется проект «Служба психологического сопровождения». Семьи, которым требуется психологическая, социальная, юридическая поддержка, принимаются в службу на сопровождение.
В рамках межведомственного взаимодействия выстроено взаимодействие с зональными участковыми инспекторами, менеджерами по профилактике правонарушений, психологами школ.

При поступлении информации о семье специалисты осуществляют совместные мобильные выезды, проводят первичную оценку потребностей семьи и детей, жилищно-бытовых условий, выявляют риск социального сиротства.

Создан новый проект — «Час безопасности» — по взаимодействию и сотрудничеству с компетентными органами через платформу Zoom (прокуратура, суды, ДЧС, Управление общественного здравоохранения, отделы полиции и др.) при проведении совместных мероприятий, лекций, семинаров, совещаний. В рамках проекта проведены родительские собрания в 14 школах и 2 колледжах города с охватом свыше 1500 родителей.

Также действует так называемая группа быстрого реагирования. В ее составе специалис­ты Управления общественного здравоохранения, отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны», методического центра Управления образования. Здесь проводятся работы по реабилитации несовершеннолетних, а также мероприятия с ближайшим окружением суицидента.

По каждому отдельному случаю правонарушений мобильная группа (заместитель по воспитательной работе, соцпедагог, психолог, менеджер по профилактике правонарушений) оказывает психологическую, социальную помощь. По всем случаям несовершеннолетние и их родители приглашаются на внутришкольные советы по профилактике правонарушений, проводится работа с семьей и подростком.
Медицинский центр проб­лем психического здоровья оказывает специализированную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами. При психическом расстройстве несовершеннолетние направляются в Центр поддержки детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
В данной работе положительной является совместная работа с советами отцов и советами матерей, в рамках которых реализуется проект «Папа + сын», «Мама + дочь» для создания условий совместной творческой деятельности, развития культуры общения, общности интересов, формирования атмосферы взаимопонимания, безопасности и доверия.

В 55 школах Астаны сегодня действуют службы школьной медиации, призванные найти выход из сложившейся конф­ликтной ситуации. Медиация в школах организована из числа учащихся старших классов (8-11 классы), педагогов, родителей, менеджеров по профилактике правонарушений, педагогов-психологов, социальных педагогов.

В целом работа по защите детей от насилия, обеспечение их прав и благополучия находится на особом контроле Управления образования.

В 2023 году в Астане запланирован ввод в эксплуатацию 11 школ на 16300 мест в две смены (4 школы, 7 пристроек). До начала нового учебного года планируется ввести в эксплуатацию
1 школу и 2 пристройки на 4800 мест (в две смены):
● пристройка к школе № 44 по ул. Нұрлыжол на 600 мест;
● школа на пр. Ұлы Дала и Сауран на 1200 мест;
● пристройка к СШ № 59 по ул. Сауран, 5/1 на 600 мест.
До конца текущего года планируется ввести в эксплуатацию 3 школы и 5 пристроек на 11500 мест (в две смены):
● школа на пр. Туран и ул. № 24 на 1200 мест;
● школа по ул. Көксеңгір (СШ № 12) на 600 мест;
● школа на пересечении ул. Карасай батыра и Буланты на 1200 мест;
● пристройка к СШ № 5 по ул. Ж. Тархана, 16 на 600 мест;
● пристройка к СШ № 17 на пр. Кабанбай батыра, 9/1 на 350 мест;
● пристройка к СШ № 27 по ул. Таха Хусейна, 5/1 на 600 мест;
● пристройка к СШ № 53 по ул. Каркабат, 17 на 600 мест;
● пристройка к СШ № 13 в ЖМ Промышленный на 600 мест.

Одним из приоритетов на сегодняшний день является защищенность объектов, уязвимых в террористическом отношении.

Ответственность администрации в организациях образования определена приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 30 марта 2022 года «Об утверждении инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террорис­тическом отношении, Минис­терства образования и науки Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере образования и науки».

Согласно пункту 51 главы 4-й, взаимодействие с антитеррористической комиссией организуется в целях профилактики и предупреждения актов терроризма, обучения и подготовки сотрудников, обучающихся, воспитанников, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, определения готовности объекта к действиям в случае угрозы или совершения акта терроризма на объекте.

В случае совершения акта терроризма руководители и сотрудники организаций образования незамедлительно информируют правоохранительные и специальные органы о совершенном акте терроризма и обес­печивают эвакуацию персонала организации образования.

Также каждый сотрудник и обучающийся при обнаружении недостатков и нарушений, касающихся обеспечения безопасности в учреждении, незамедлительно сообщает об этом директору школы или его замес­тителю по безопасности.

Фото из архива
Василия КРАСЬ
и Султана СЕИТОВА

Статьи по Теме

Back to top button