Образование: запишите задание

Самые неотложные вопросы системы образования обсуждались на недавней коллегии столичного ведомства: доступность детских садов, проблема переполненных школ, дефицит кадров, школьное питание, детский досуг, оснащение библиотек художественной литературой. Читайте об этом в нашем материале.
В ходе заседания с участием заместителя акима Астаны Есета БАЙКЕНА озвучили итоги ушедшего и планы на будущий год.
Руководитель столичного Управления образования Касымхан СЕНГАЗЫЕВ отметил, что в этом году особое внимание будет уделено проведению курсов повышения квалификации воспитателей, ликвидации аварийных и трехсменных школ.
В системе образования столицы работают 653 организации, из них 243 государственные, 410 частных с охватом 327218 детей.
[highlight color=”blue”]Дошкольное образование[/highlight]
Для доступности детских садов в текущем году в частных дошкольных организациях будет размещен государственный заказ на 8000 мест. На первых этажах жилых комплексов планируется открытие сети детских садов на 200 мест по принципу шаговой доступности.
На сегодняшний день в Астане работают 433 дошкольные образовательные организации, из которых 100 государственных, 326 частных. В 314 организациях размещен государственный образовательный заказ. Для достижения этого показателя в 2022 году было открыто 2997 дополнительных мест. Кроме того, начал свою работу детский сад № 98 «Мирас» на 290 мест.
На сегодняшний день в дошкольных организациях работают 5817 педагогов, из которых 3562 – в государственных, а 2255 – в частных. Из них 24,5%, а точнее, 1082 педагога, не имеют профессионального образования. По сравнени с прошлым годом этот показатель уменьшился на 6,5%, точнее, на 120 человек.
– Ежегодно в нашем городе рождается в среднем 30000 детей. Это показатель того, что город быстро развивается за счет рождаемости и внутренней миграции. Хотя средний уровень охвата детей достаточен, сохраняется спрос на дошкольное образование и воспитание, количество детских садов практически не уменьшается, – отметил глава ведомства.
[highlight color=”blue”]Кадровая проблема[/highlight]
– Поскольку важно, кто занимается воспитанием и обучением наших детей в раннем возрасте, необходимо уделить особое внимание кадровому вопросу в дошкольных образовательных организациях. Вызывает волнение отсутствие профессиональных знаний и квалификации у некоторых специалистов, – отметил спикер.
– В прошлом году курсы переподготовки и повышения квалификации прошли 120 воспитателей детских садов и 641 школьный педагог. В 2023 году курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования пройдут в общей сложности 1012 воспитателей. До 2025 года мы поэтапно доведем долю воспитателей с профильным образованием до 100%, – привел данные Касымхан Сенгазыев.
Также в 2023 году будут заменены малые архитектурные формы в 34 детских садах. До 2025 года данные объекты в детских садах будут обновлены на 100%.
Стоит отметить, что в 2023 году в организациях технического и профессионального образования будет размещен государственный образовательный заказ по педагогическим специальностям на 1400 мест.
В настоящее время в сфере среднего образования работает более 13 тысяч учителей. 62% из них получили квалификационные категории по результатам педагогической аттестации в новом формате, а к их основному окладу была добавлена надбавка в размере от 30 до 50%.
Однако за счет строительства новых школ и реализации национального проекта «Комфортная школа» к 2026 году потребность в педагогических кадрах составит 7120 человек.
Управлением принимается ряд мер по устранению дефицита кадров. С 2018 года акимат города Астаны ежегодно увеличивает государственный образовательный заказ на подготовку студентов по педагогическим специальностям (1050 грантов ежегодно). В 2023 году планируется разместить государственный образовательный заказ по педагогическим специальностям на 1400 мест в организациях технического и профессионального образования. Управление создает кадровый резерв, отобрано более 30 заместителей руководителей образовательных организаций, их планируется обучить на курсах повышения квалификации по менеджменту.
– Причиной высокой производительности и качественных показателей педагогической и управленческой работы является повышение квалификации или обучение, – отметил глава ведомства.
В 2022 году курсы повышения квалификации прошли 3077 учителей. Кроме того, 29 директоров прошли 6-месячный курс, 50 директоров и 75 заместителей – 2-недельный курс обучения. Планируется, что в 2023 году курсами повышения квалификации будет охвачен 5481 учитель.
Школьное питание.Бесплатное горячее питание получают 95655 столичных учащихся из 199000, а именно 48% в 96 школах столицы. С 1-го по 4-й классы – 89719 учащихся, с 5-го по 11-й классы – 5936 учащихся.
С января 2023 года стоимость питания одного ребенка увеличилась с 449 до 584 тенге, а точнее, на 30%.
[highlight color=”blue”]Цифровизация[/highlight]
Глава ведомства отметил, что продолжается работа по реконструкции интерьеров библиотек. На сегодняшний день модернизированы библиотеки в 36 школах города. В 46 столичных школах открыты зоны коворкинга для читателей. До конца второго квартала 2023 года будет проведен редизайн 19 школьных библиотек и откроются новые коворкинг-центры.
Кроме того, в 2022 году в 41 школу приобрели 64 предметных кабинета, и, таким образом, обновленными предметными кабинетами оснащено 70,3% школ. В 2023 году будет приобретено 29 предметных кабинетов для 22 школ.
Работа по развитию сети организаций дополнительного образования будет продолжена в текущем году. В этом году Управлением образования будет проведена апробация и реализация проекта «Электронный мониторинг питания в детских садах». Внедрение данного модуля обеспечивает прозрачность многих финансовых и технологических процессов питания в дошкольных организациях. Это самым положительным образом скажется на соблюдении санитарных требований и качестве продуктов питания.
[highlight color=”blue”]Среднее образование[/highlight]
– Развитие инфраструктуры столичной системы образования направлено на снижение доли переполненных школ. Для решения вышеуказанной проблемы 5 из 11 школ, запланированных к строительству в прошлом году, будут сданы в эксплуатацию, а остальные 6 передадут на новый учебный год, – поделился Касымхан Сенгазыев.
По словам главы ведомства, ведется строительство 13 школ на 20,3 тыс. мест. В рамках нацио-
нального проекта «Комфортная школа» планируется построить 24 школы на 88800 мест в две смены, строительство которой начнется в 2023 году – до 2025 года.
[highlight color=”blue”]Проект «Оқуға құштар мектеп»[/highlight]
В рамках поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева ведется работа по реализации проекта «Оқуға құштар мектеп» в сфере среднего образования.
– На сегодняшний день в рамках проекта библиотеки организаций образования пополнены художественной литературой в количестве 14362 книг. Этот показатель очень низкий для столичных школ. Поэтому необходимо увеличить количество художественной литературы за счет фонда подушевого финансирования, – сказал Касымхан Сенгазыев.
К концу второго квартала 2023 года будут обновлены (переработаны) интерьеры 19 школьных библиотек и откроются новые коворкинг-центры.
В столице 33 колледжа в сфере технического и профессионального образования, в которых обучаются 32482 учащихся. 51,8% обучающихся, а именно 16837 учащихся, получают образование по заказу государственного образования. Подготовка специалистов ведется по 75 специальностям
и 122 квалификациям.
[highlight color=”blue”]Предметные кабинеты[/highlight]
В 72 столичных школах обновились кабинеты физики, химии, биологии и STEM. В 41 школе оснас-
тили 64, точнее, 70,3%, кабинета новым оборудованием по современным стандартам.
В этом году планируется закупить 29 предметных кабинетов для 22 школ. К 2025 году школы будут обеспечены 100% предметными кабинетами при обновлении учебно-лабораторного оборудования, компьютерно-технологической базы, предметных кабинетов физики, химии, биологии и STEM-лабораторий.
[highlight color=”blue”]Дополнительное образование[/highlight]
– По поручению Президента страны 2022-й был Годом детей. В его рамках проведено много работы. Впервые в нашем городе введена должность уполномоченного по правам ребенка, – сказал Касымхан Сенгазыев.
В рамках Года детей открылось 5 дополнительных образовательных организаций с охватом более 4500 детей по принципу шаговой доступности. В целях дополнительного образования детей, проживающих на окраинах города, открылись филиалы Дворца школьников имени Аль-Фараби в жилом массиве Железнодорожный на 1000 детей и филиал Дворца школьников имени М. Утемисова в жилом массиве Коктал на 600 детей.
В прошлом году по сравнению с 2021-м государственный заказ по инклюзивному образованию был увеличен с 12 до 97 мест. В рамках реализации национального проекта «Образованная нация «Качественное образование» государственный образовательный заказ увеличен с 4800 до 7300 мест. В 2023 году этот показатель повысится до 8500 мест.
[highlight color=”blue”]Кружки по шахматам и домбре[/highlight]
Одним из нововведений прошлого года является открытие в каждой школе классов домбры и шахматных кружков. В настоящее время они охватывают более 7000 детей.
[highlight color=”blue”]Техническое и профессиональное образование[/highlight]
– В этом году впервые размещен заказ для целенаправленной подготовки кадров на основании заявок предприятий. Также с каждым годом увеличивается количество грантов, выделяемых на обучение учащихся с особыми образовательными потребностями в колледжах. В прошлом году госзаказ на инклюзивное образование увеличен с 12 мест до 97 по сравнению с 2021 годом, – отметил глава ведомства.
В рамках реализации национального проекта «Образованная нация «Качественное образование» будет увеличен в этом году госзаказ с 4800 до 8500 мест. К 2025 году 100% молодежи будет охвачено бесплатным профессиональным образованием по востребованным профессиям.
В рамках увеличения охвата бесплатным техническим и профессиональным образованием молодежи планируется открытие новых востребованных профессий по техническим направлениям, направлениям обслуживания в колледжах. В частности, в колледже сервиса и туризма – организация ландшафтного дизайна, садоводства, тепличного хозяйства, в техническом колледже – аддитивные технологии производства, в строительно-техническом колледже – управление недвижимостью, в высшем колледже Astana Polytechnic – сотовая и беспроводная связь, в медико-техническом колледже – медицинская оптика (оптикометрист), в колледже управления – особенности учета и эксплуатации оборудования и систем газоснабжения.
– Директорам указанных колледжей следует усиленно работать над получением лицензий на новые профессии. В настоящее время осуществляется ряд мер по обеспечению экономики квалифицированными специалистами. В 8 колледжах открыто 15 центров компетенций, оснащенных современным оборудованием. Они должны стать площадкой для развития неформального образования через краткосрочные курсы и подготовку высококвалифицированных кадров по востребованным и приоритетным направлениям, – пояснил Касымхан Сенгазыев.