Образование

«Образованная нация»: проект с продолжением

«Образованная нация»: проект с продолжением

Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация» стал закономерным продолжением предыдущих государственных программ страны со всеми достижениями и определенными недостатками, отметил на брифинге в СЦК министр образования и науки РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.

Достижения и недостатки

-Нацпроект утвержден. Мы начали его реализацию, – отметил глава ведомства.

Но, прежде чем говорить о документе, министр посчитал важным остановиться на результатах предыдущих программ.

– Данный национальный проект появился не на ровном месте. По предыдущим двум государственным программам готовится детальный отчет со всеми преимуществами и определенными недостатками, он будет доступен для населения.

На сайте МОН РК откроется специальная вкладка, чтобы каждый гражданин мог получить необходимую информацию. Очень важно, что будет доступен программный бюджет, опубликованный на простом языке, доступном не только для экспертов и руководителей, но и для обычных рядовых граждан.

Реализация предыдущей четырехлетней госпрограммы завершена в 2019 году, была рассчитана на 2016-2019 годы и, как отметил глава ведомства, исполнена на 98 процентов. Причем это оценка не самого МОН, а результаты внешней оценки.

Была проведена достаточно серьезная работа по дошкольному воспитанию, вопросам трехсменного обучения, обновлению содержания образования, оборудованию школ, колледжей. Но глава ведомства более детально остановился именно на 2 процентах нереализованных программ, чего не удалось добиться.

– Первое – планировалось охватить стопроцентно детей дошкольным образованием 3-6 лет. На сегодняшний день мы говорим, что по итогам данной госпрограммы сделан большой шаг и достигнут индикатор охвата 98,5 процента, но, тем не менее, в связи с демографическими и миграционными процессами, особенно в таких мегаполисах, как Нур-Султан, Алматы, Шымкент, данный индикатор в рамках предыдущей государственной программы полностью не был достигнут. Сейчас он находится в рамках нового национального проекта.

Не удалось добиться желаемого успеха и по результатам участия казахстанских учащихся в международных исследованиях, признанных Организацией экономического сотрудничества и развития. Речь идет о таком международном сопоставительном исследовании, как PISA, и здесь в связи с определенными объективными и субъективными причинами показатель, который ставился, не выполнен.

Не сбылись и планы МОН о вхождении конкретного казахстанского вуза в рейтинг 200 вузов мира.

– Но этот университет – КазНУ имени Аль-Фараби – не в 2019-м, а в 2020 году вошел все же в рейтинг. Однако из-за того, что это произошло на год позже, результат не был засчитан, – пояснил министр.
Остается пока нерешенным и вопрос трехсменных школ. В декабре 2019 года принята новая программа на 2020-2025 годы, где эта проблема закреплена.

О самом наболевшем

Новый национальный проект «Білімді ұлт» – «Образованная страна» обсужден с общественностью, представителями школьного, вузовского образования, экспертами, в том числе с международными. В целом он состоит из 4 основных направлений, 5 задач, 15 показателей и и 26 мероприятий. Важной особенностью документа является то, что он сконцентрирован на конкретных, самых важных задачах. Если сравнить, например, его с государственной программой на 2016-2019 годы, то в нем почти в 10 раз меньше мероприятий. Но это не говорит о том, что будет решаться меньше проблем. Государство сконцентрировало внимание на основных достижимых, самых необходимых и самых важных задачах, то есть вопрос стоит не в том, чтобы объять необъятное, а вычленить самые проблемные вопросы.

Первая задача – доступность качественного дошкольного воспитания и обучения. Вторая – повышение качественного среднего образования, сокращение качества образования между регионами, городскими и сельскими школами, в целом повышение качества отечественного образования в сравнении с другими странами. Третья задача – обеспечение школ комфортной, безопасной, современной образовательной средой. Четвертая – обеспечение доступным качественным профессионально-техническим образованием. Пятая задача – повышение конкурентоспособности казахстанских вузов. То есть в национальном проекте охвачены все основные направления и уровни образования.

Тысяча школ

В среднем образовании одним из основных блоков является строительство новых школ.

– Глава государства в своем Послании отдельно остановился на этой проблеме. Эксперты подсчитали, что до 2025 года в связи с урбанизационными и демографическими процессами нам необходимо дополнительно порядка 963 тысяч ученических мест. Это огромное количество. И эти места необходимо дополнительно создать к 2025 году, а для этого построить порядка 1000 школ. Но к задаче строительства надо подходить не однобоко: просто выделить деньги и построить – это половина работы. Наиболее важным является решение вопроса, кто будет обучать. Вопрос строительства школ для почти миллиона детей ставит перед нами задачу дополнительной подготовки порядка 100 тысяч новых педагогов. И это большой вызов, – отметил глава ведомства. – Оборудование данных школ, содержание образовательных программ, подготовка кадров, повышение квалификации, решение вопроса о механизме строительства – все это мы попытались осветить в национальном проекте.

Дошкольное обучение: в основе – игра

– Если говорить об уровне дошкольного обучения, стоит задача обеспечить стопроцентный охват детей от 3 до 6 лет с внедрением новой модели дошкольного воспитания и обучения, – подчеркнул министр. – Когда мы говорим о новой модели, то имеем в виду, что меняется в целом концепция дошкольного воспитания и обучения. Если раньше дети условно проходили уроки как в школе и их пытались обучать и воспитывать теми же методами, то теперь основной подход – игровой. Дети развиваются по-разному – кто-то быстрее учится читать, кто-то медленнее, и ко всем подходить с одними требованиями неправильно. Поэтому концептуально меняется образовательная программа.

Колледжи и вузы

По колледжам планируется обеспечить стопроцентный охват ТиПО, создание 20 центров компетенций и дальнейшее оснащение колледжей материально-технической базой.

По вузу и послевузовскому образованию стоит конкретная задача – создание 20 центров академического превосходства: 15 региональных и 5 педагогических вузов, открытие двух региональных вузов по примеру «Назарбаев Университета» и открытие 5 филиалов зарубежных вузов, кампусов.

– В этом году мы начали работу, – подытожил Асхат Аймагамбетов. – То есть, развивая отечественные вузы, мы должны развивать и конкуренцию для них, открывая и привлекая зарубежные бренды, которые будут представлять свои филиалы на территории Казахстана. Эта задача также стоит в рамках национального проекта.

О кружках и секциях

Важными вопросами проекта являются размещение госзаказа на дополнительное образование, специальная психолого-педагогическая поддержка детей с особыми потребностями, отметил спикер.

– Когда мы говорим, что детей необходимо охватывать секциями, кружками, то одно дело, когда государство само строит эти здания – дворцы школьников, музыкальные школы, требующие много времени. Другое дело, когда по аналогии с детскими садами государство размещает госзаказ, и здесь уже принимает участие частный бизнес-сектор. Ситуация с охватом в данном случае будет меняться быстрее, и работа будет идти эффективнее. То же самое с особыми детками, вопросами инклюзии и размещения специального госзаказа на кабинеты коррекции. Это очень важно, – пояснил министр. – Сейчас кабинеты коррекции открывает само государство, это занимает продолжительное время. Если же мы используем тот же самый механизм, что с детскими садами, то будем размещать госзаказ просто на содержание этих мест. Когда мы говорим о детках с особыми потребностями, важной задачей является вовремя выявить и провести коррекционную работу. Для выявления у нас существует система ПМПК, а для коррекционной работы – кабинеты психолого-педагогической коррекции, вот как раз этот механизм и позволит нам в сжатые сроки охватить этих детей коррекционной помощью до 5-6 лет. Дальше вмешательство будет давать наименьший результат.

Метки

Похожие статьи

Закрыть