Общество

Общественный транспорт: до карантина и после

Вынужденные ограничения движения автобусов в период пандемии заставили астанчан оценить бесперебойную работу пассажирского транспорта. О текущей ситуации в развитии транспортной системы столицы рассказывает председатель правления ТОО City Transportation Systems Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ.

Bus lane
Компания CTS – это уполномоченный единый оператор по управлению модернизацией всем транспортным комплексом столицы с более десятилетним опытом.

Сегодня население столицы обслуживают 93 маршрута, на которых курсируют 860 автобусов. Ежедневно совершается 550 тысяч поездок. До карантинных мер это количество составляло 750 тысяч поездок.
Для того чтобы повысить мобильность населения и улучшить обслуживание общественного транспорта, с 2015 года мы начали внедрять Bus Lane по городу. На сегодня это уже 25 участков улиц общей протяженностью 70,6 км. Таким образом, был сформирован каркас маршрутной сети для беспрепятственного проезда, который охватил 17 процентов протяженности всех маршрутов.
Благодаря этому эффективность движения общественного транспорта по автобусной полосе достигла 25 процентов, а время пути сократилось на 10 минут.

Новые маршруты
Маршрут № 26: Агрогородок – жилой комплекс «Багыстан», количество графиков –
13 ед., интервал движения – 11-15 минут, протяженность маршрута – 44,2 км.
Маршрут № 30: улица Сусамыр – жилой комплекс «Зеленый квартал», количество графиков – 10 ед., интервал движения – 8-20 минут, протяженность маршрута – 46,5 км.
Маршрут № 45:
жилой массив Уркер – шоссе Алаш, количество графиков –
10 ед., интервал движения – 15-20 минут, протяженность маршрута – 58,2 км.
Маршрут № 69:
улица Акан сери – кладбище, количество графиков – 1 ед., протяженность маршрута – 32 км.

Напомним, что в 2021 году Bus Lane был внедрен на семи участках улиц – Туран, Кабанбай батыра, Улы Дала, Байтурсынова, Нажимеденова, Туркестан и Абылай хана.

По поручению Главы государства Касым-Жомарта ТОКАЕВА сегодня в столице в качестве пилотного проекта по проспекту Абылай хана – на участке от улицы Пушкина до улицы Манаса – внедрена автобусная полоса с ограничением по времени. Ограничение заключается в том, что автобусная полоса используется общественным транспортом в часы пик с 7.30 до 9.30 утра и вечером с 17.00 до 20.00. В настоящее время мы проводим комплексный анализ данного решения. И на основе полученных данных представим дальнейшие рекомендации.

По желанию астанчан
В связи со стремительным ростом введения новых комплексов и социальных объектов возникают новые вызовы в организации маршрутной сети. И для решения ряда проблемных вопросов совместно с акиматами районов мы проводим работу по обновлению подвижного состава и модернизации маршрутной сети.
Так, в этом году мы запустили четыре новых городских маршрута – 26, 30, 45, 69, тем самым увеличив протяженность маршрутной сети, соединяя два берега, а также новые комплексы.

Компания благодарна астанчанам за совместную работу в социальных сетях и за обращения через службу iKomek 109.

На постоянной основе с акиматами районов проводятся отчетные встречи с жителями, на которых горожане озвучивают свои предложения, каждое поступившее обращение рассматривается в отдельном порядке.
При модернизации маршрутной сети в первую очередь учитывается мнение самих жителей, пользователей общественного транспорта.

С начала года обработано свыше 260 тысяч обращений и 2800 предложений. По итогам совместной работы и поступивших предложений от граждан пересмотрены схемы движения 6 маршрутов, увеличено количество графиков на 15 маршрутах, обновлен подвижной состав на 9 маршрутах, обустроен 31 остановочный пункт с заездным карманом и посадочной площадкой. Установлено 16 теплых остановочных павильонов, а также обустроено 6 санитарных зон.

Современные мегаполисы должны быть комфортными в первую очередь для людей. Основная задача для нас – создание приоритета общественному транспорту. В период пандемии выделенная полоса еще раз показала свою эффективность, в первую очередь для карет скорой помощи, где чрезвычайно дорога каждая минута.

«Умные» светофоры
Одним из важнейших проектов компании является интеллектуальная транспортная система, так называемая «умные» светофоры, имеющая значительное влияние на всю транспортную систему города, как в экономическом, экологическом, так и социальном плане.

Данный проект реализуется с 2013 года. Постоянно развивается, расширяется, а к 2023 году охват города системой ITS достигнет порядка 85 процентов.

Также к функционалу компании СТS относится полный цикл управления и развитие общественного транспорта, электронной системы оплаты проезда, организации дорожного движения. Компания имеет статус регионального центра по управлению транспортом и транспортной инфраструктурой, о создании которых поручал Глава государства.

Проекты компании
Транспорт является одним из источников загрязнения атмосферного воздуха. В 2014 году в рамках обновления подвижного состава столицы была поставлена первая партия автобусов, отвечая стандартам Евро-5 и Евро-6.

Наряду с этим закуплена пробная партия автобусов, оборудованных гиб­ридными двигателями, чтобы посмотреть их эффективность в климатических условиях столицы. По техническим характеристикам гибридные автобусы нисколько не уступают дизельным. При этом эффективны с точки зрения экономии и надежны.

Важно отметить, что большая часть закупленных автобусов отечественного производства.

В соответствии с поручением Елбасы по переходу на альтернативные виды топлива в феврале 2018 года в тестовом режиме нами был опробован первый электробус. В условиях сильных зимних морозов пробные тесты показали его эффективность и полное соответствие заявленным техническим характеристикам. И в 2019 году был произведен закуп 100 электробусов оте­чественного производства, которые задействованы в маршрутной сети и не имеют нареканий как со стороны пассажиров, так и со стороны перевозчика.

Население столицы обслуживают 93 маршрута, на которых курсируют 860 автобусов.
Ежедневно совершается 550 тысяч поездок.
До карантинных мер это количество составляло 750 тысяч поездок.

Отличительной особенностью электробусов является не только их комфорт и нулевой уровень выбросов, но и экономическая эффективность, поскольку отсутствуют затраты на приобретение топлива и замену расходных материалов.

До конца этого года за счет частных инвестиций будет поставлено еще дополнительно 100 электробусов. Таким образом, мы планируем произвести планомерный переход на использование электробусов в маршрутной сети столицы.

Альтернатива: велошеринг
Особое внимание уделяется альтернативному экологическому виду транспорта, такому как велосипеды, которые являются полноценными участниками дорожного движения. В прошлом году нам в управление передан проект велошеринга. И главной целью для себя мы, прежде всего, поставили удобство для пользователей.

На первом этапе значительно упрос­тилась процедура получения велосипеда в аренду. Сегодня для получения велосипеда достаточно просто пройти первичную онлайн-регистрацию, получить соответствующий логин и пароль, посредством которого можно брать велосипед в аренду на любой станции и передавать этот логин любому человеку.
На втором этапе произвели капитальный ремонт велосипедов, пересмотрели схему расположения велостанции согласно пожеланиям горожан, сделали их перенос, соблюдая принцип первой и последней мили, при которой у пассажиров автобусов есть возможность добираться от дома до остановочного пункта на велосипеде.

Согласно проделанной работе количество активных пользователей возросло более чем в 2,5 раза, а пройденный ими путь исчисляется миллионами километров.

Каршеринг
На сегодня компанией СТS прорабатывается реализация таких проектов, как каршеринг электромобилей и электротакси.

Сдерживающим фактором по популяризации электромобилей является слабо развитая сеть зарядных станций, а также отсутствие льгот и программ на покупку электромобилей. В настоящее время нашим партнером ведется работа по обустройству инфраструктуры для электротранспорта столицы.
Для размещения электрозарядных станций компания СТS на бесплатной основе уже предоставляет свои паркинги.

Проведен ряд переговоров с Европейским банком реконструкции и развития, который готов оказать финансовую поддержку по реализации данных инициатив. Таким образом, при наличии развитой сети зарядных станций, льготах и скидках электромобилей, думаю, удастся перевести большую часть населения на пользование экологически чистым транспортом.

Фото Василия КРАСЬ и Султана СЕИТОВА

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть