История

Общество «Адилет» – ровесник независимого Казахстана

Более 30 лет в столице активно работает Общество защиты прав потребителей.

Я помню совещание в начале 1991 года в здании Министерства торговли в Москве. Выступая перед представителями республик СССР, мэр Санкт-Петербурга, депутат Верховного Совета СССР Анатолий Собчак обратился к нам с краткой речью:

– В США более 70 лет работает общество защиты прав потребителей, которое стало известной общественной силой. Президент Д. Кеннеди сформировал основные принципы этого движения: право на возмещение ущерба при возврате товаров с заводским браком, просроченным сроком годности продукты и на получение полной достоверной информации о товаре и услуге и т.д. В европейских странах обращение движения в защиту прав потребителей признается как обязательное к исполнению санитарных правил маркировки, стандартизации, сертификации. Движение имеет свой печатный орган, накладывает крупные штрафы на нарушителей закона, добивается прекращения их деятельности. А разве у нас нет фактов ущемления прав потребителей? Они сплошь и рядом. Мы должны бороться с этим злом, добиваться установления цивилизованного рынка, постоянно повышать культуру и качество услуг. Нам пора подключиться к этому движению, – заключил свое выступление А.Собчак.

По возвращении домой нам удалось организовать общественное объединение «Адилет», мы были первыми в Казахстане. Движение защиты прав потребителей зародилось в самое неподходящее время – тотального дефицита, когда потреблять-то было нечего, выстраивались длинные очереди, все доставалось через «черный ход». Полки магазинов заполнялись порой продуктами и товарами низкого качества. В этой обстановке мы делали все, чтобы каждый горожанин понял: в случае приобретения некачественного товара и продукта у него есть право на обмен, возврат денег, бесплатный ремонт. Мы призвали к порядку предпринимателей, услугодателей, продавцов, обманывающих людей, порой прибегали к суду для решения проблем конкретного потребителя.

Главным инструментом для нас стал Закон РК «О защите прав потребителей», подписанный Н.А. Назарбаевым.

Не могу также не отметить особую роль средств массовой информации, которые сразу поняли глубокий смысл нашей миссии. Журналисты ярко показали наши практические дела по защите прав потребителей, помогли стать известной общественной силой. В процессе своей 30-летней работы мы убедились: главное – не решение отдельных проблем, отдельно взятого потребителя, а правовая помощь всем горожанам. В этом отношении мы постоянно ощущаем поддержку акимата города.

Забота о подрастающем поколении и будущем страны также является приоритетным направлением нашей деятельности. Так, например, совместно с Управлением образования и Департаментом санитарно-эпидемиологичес­кой службы города мы организовали смотр на лучшую школьную столовую с вручением призов, изучали состояние калорийности питания учащихся, студентов колледжей и вузов. Провели комплексное изучение в 84 школах города, опрос среди учащихся, родителей, членов родительского комитета. Вместе с Управлением образования города Нур-Султана и Академией питания ежегодно проводим конференции по закладке продуктов питания для школьников. Надо отметить, что порой наблюдается отсутствие контроля качества продуктов и нарушение технологий приготовления блюд. А самым безобидным нарушением является недовес на вторых блюдах. По нашему предложению акимат города пересмотрел оплату обедов учащихся, которые вместо 80 тенге стали 376, и это все с учетом сложившихся цен на рынке. Сейчас в связи с ростом цен стоит вопрос поднятия затрат на одного ребенка до 650 тенге.
Из-за частых обращений граждан в поле зрения общества постоянно находились вопросы организации пассажирских перевозок. Мы изучили работу более 100 маршрутов, опросили более 1000 пассажиров, побывали в производственных коллективах, занятых перевозкой горожан. Надо сказать, нам пришлось столкнуться с низким уровнем культуры обслуживания, отсутствием должной информации для пассажиров, частыми срывами графика движения автобусов. В итоге все эти вопросы были рассмотрены на сов­местном заседании Департамента транспорта и дорожного строительства и правления общества «Адилет». Данный вопрос по нашему обращению был вынесен на рассмотрение сессии городского маслихата. В конечном итоге удалось убедить руководство города в том, чтобы был принят план комплексного решения транспортных проблем. Благодаря чему было приобретено более 300 комфортабельных автобусов, построен ряд транспортных развязок, мосты через реку Есиль, около станции Сороковой. Только за один год построены сотни километров дорог, и эта работа продолжается. Обновлены автобусные остановки и с учетом ожидания, и, как результат, качество услуг и культура пассажирских перевозок значительно выросли, кондукторы стали более вежливыми, они снабжены специальной формой одежды. Сегодня более 90% автобусов имеют средства оповещения.

Установлено деловое сотрудничество с государственной санитарной инспекцией, Департаментом предпринимательства и торговли. Мы с ними в основном работаем по вопросам изу­чения уровня обслуживания, санитарного состояния ресторанов, кафе, столовых, на предприятиях быта, частных бань и саун, парикмахерских, салонов красоты и так далее. Не могу не рассказать о нашей совместной работе с Управлением по борьбе с экономичес­кой преступностью и коррупцией. Такое сотрудничество во многом помогает решить проблемы граждан, которые с надеждой обращаются за помощью. Так, в 2021 году за 10 месяцев число заявлений превысило 15000. Много проблем в жилищном строительстве, поэтому мы неоднократно обращались по вопросу качества жилья к стройпод­рядчикам.

Мы всегда должны помнить, что, защищая потребителей, защищаем государство, поднимаем имидж местных исполнительных органов.

Приняли активное участие в разработке трех законов о защите прав потребителей РК и дальше будем углублять с целью ужесточения требований в интересах потребителей. Поддерживаем создание единой общенациональной некоммерческой организации защиты прав потребителей, это, на наш взгляд, усилит роль общества в координации работы с государственными органами.

Считаем, что возникла необходимость создания координационного совета при акимате, где регулярно заслушивались бы руководители предприятий и организаций по культуре обслуживания и качества услуг. Будем создавать эталонные магазины, супермаркеты, рынки, бани, автобусы и т. д. и на примере учить других, присваивая им звание лучших в профессии. Используя накопленный 30-летний опыт, дальше будем активизировать свою работу, опираясь на поддержку и понимание со стороны горожан.

Кабыкен ЗАКАРЬЯНОВ, председатель
ОО «ОЗПП «Адилет» Нур-Султана

Похожие статьи

Закрыть