КультураНовости

Очарование востока

Старинные улочки древних Туркестана, Самарканда, Кашгара на полотнах, петроглифы на керамике хранят загадки… Более 100 работ представлено на выставке «Мироздание Востока», посвященной 65-летнему юбилею известного художника, заслуженного деятеля Казахстана Ахмета АХАТА.

Мастер — многогранный, яркий, всегда узнаваемый, имеющий свой собственный стиль в разных видах изобразительного искусства — живописи, графике, скульптуре, гобелене, фотографии. Его работы находятся в Государственном музее искусств им. Кастеева, Дирекции художественных выставок Министерства культуры РК в Алматы, Государственном музее искусств народов Востока в Москве, резиденции Президента РК «Акорда», а также в частных коллекциях Германии, Италии, Турции, США, Китая. Художника, получившего профессиональное образование по европейскому образцу, восточное искусство притягивает своей философией, пластической образностью, особой эстетической системой. Он каждый раз по-новому решает художественные задачи. Последнее его увлечение — старинные улочки городов Средней Азии — Туркестана, Самарканда, Кашгара. Изделия из керамики тоже чаще всего украшают сюжеты петроглифов. Разножанровые работы схожи в одном: на всем лежит печать индивидуальности истинно восточного художника. Многие темы автор повторяет и варьирует: наиболее часто встречаются «Стрелец», «Квадрига», «Солярное божество», «Верблюд», «Знаменосец». Такое упорное композиционное повторение показывает преемственность традиций от древних авторов петроглифов.

Сюжеты из Тамгалы Тас художник использует во многих работах. Но, помимо знаменитого урочища, источником его вдохновения остается историческая литература.

Как пояснил автор, всего на выставке «Мироздание Востока» представлено более 100 живописных и графических произведений с наскальными изображениями. В его произведениях — индивидуальное цветовое решение. Цвета Ахат предпочитает «восточные» — кирпично-коричневый, глиняно-красный. В связи с этим каждый вернисаж Ахмета Ахата всегда запоминающееся действо, наполненное образами, ритуалами и особой энергетикой. Особенно ярко демонстрация преемственности исторических сюжетов и восточного колорита в творчестве прослеживается в работах «Кашгарская улица», «Восточный колорит», «Петроглиф на Шелковом пути», «Кульджа», «Старый Туюк», «Турфанский оазис» и других.

Среди многих увлечений Ахмета Ахата в области искусства самое постоянное — петроглифы, рисунки на скалах, следы символической деятельности безымянных художников бронзового века, живущих во власти мифического сознания. Художник часто добавляет эти признаки к своим произведениям. Другим повторяющимся сюжетом стали виды Туркестана: глинобитные дома, глухие стены с узкими прорезями дверей, безлюдные улицы. Одинокий прохожий или пара стариков — и возникает острое чувство экзистенциального одиночества.

В своем творчестве автор также сумел отобразить все чаяния тюркских народов. Эту каллиграфичную знаковую живопись, в которой заложен глубокий философский смысл, интересно читать в гармоничном композиционном построении, цветовых решениях, динамике и статике.

— Инсталляция «Суфийский колпак» напоминает об остроконечных головных уборах дервишей. В глиняной керамике терракотового цвета присутствуют петроглифы. По замыслу художника рога архара, как корона, становятся символом и атрибутом высшей власти. Также часто встречаются изображения животных, солнца, богини Умай, — пояснила экскурсовод Национального музея РК Айгерим ЖУМАГУЛОВА.

Статьи по Теме

Back to top button