НовостиОбщество

Он мог заменить целую академию наук

«Бывает так, что один человек может заменить собой не только институт, но и целую академию наук», — писали об уникальном специалисте казахской культуры, человеке, который жертвовал своей свободой и жизнью за наследие Абая и алашординцев, когда все было под запретом, об ученом, драматурге, поэте и переводчике Кайыме МУХАМЕДХАНОВЕ. 5 января 2021 года ему исполнилось 105 лет.

Что вы знаете о человеке?

Репортер одного из телеканалов недавно провел опрос на столичной улице Кайыма Мухамедханова: «Что вы знае­те об этом человеке?». Никто из прохожих не смог ответить на вопрос.

«Знать о людях, именами которых названы улицы и проспекты города, означает знать историю, культуру свое­го края, своей страны», — считают в Дирекции по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия акимата города Нур-Султана. Ими в социальных сетях подготовлена серия видеороликов из цикла «История города — в истории улиц».

В районе «Есиль» улице с проектным наименованием Е-250 присвоено имя писателя Кайыма Мухамедханова.

Наследие

Если даже поверхностно перечислить все, что сделал Кайым Мухамедханов (1916-2004 гг.) только в одной области его разносторонних интересов — в абаеведении, это займет десятки страниц текста.

— В трудных экспедициях в конце 1930-х-1940-е годы отец собрал более 500(!) подлинных вещей Абая и его ближайшего окружения, предметов быта и мебели, книги и рукописи, более 300 восточных книг. Это стало основой для создания в 1940 году первого Государственного музея Абая в Семипалатинске, — рассказывает дочь ученого директор Общественного фонда образования и культуры имени Кайыма Мухамедханова Дина МУХАМЕДХАН. — Кайым — единственный текстолог, сохранивший для народа оригинальное слово Абая. Он обнаружил более 30 ранее неизвестных стихов поэта и научным методом текстологического анализа доказал их принадлежность автору.

Ученик Ауэзова

Еще одна страничка из биографии — преданная дружба с Мухтаром Ауэзовым. Кайым Мухамедханов был научным корреспондентом Мухтара Омархановича при создании им эпопеи об Абае. По заданию Ауэзова он искал факты и архивные материалы, встречался со стариками, выезжал на места разных событий, связанных с Абаем, вел переписку с Россией, музеями и учеными, находил людей, брал интервью, оформлял материалы с комментариями и высылал их научному руководителю.

В 1940-е годы именно Кайым Мухамедханов ставит вопрос об увековечении образа Абая в скульптуре и живописи. Пишет об этом письма в правительство, на заводы Урала и Ленинграда, приезжает ради этого из Семипалатинска в Алма-Ату, разрабатывает подходы к проведению конкурсов скульпторов и художников. Но тогда у правительства к Абаю было иное отношение.

— Молодой Кайым поднимает вопросы об облагораживании могил поэта и его родных, о реставрации зимовки Абая, об установлении памятных досок. И об этом рассказывают письма и документы, — продолжает Дина Мухамедхан. — Он составил подробные родословные Кунанбая, Абая и всех потомков. Установил имена, фотографии, факты обо всех потомках Абая, которые погибли в сталинских репрессиях и в годы Великой Отечественной войны, всячески оберегал и поддерживал потомков Абая. Позже они вспоминали, как тепло о Кайыме говорили их деды и отцы.

Родовой дом

Уже в степенные годы на одной из встреч с молодежью Кайым-ага вспоминал свой отчий дом: «Мое детство, нужно сказать, прошло в благодатной атмосфере. Мой отец, Мухамедхан Сейткулов, 1870 года рождения, был благородным, образованным человеком, интересовался историей и культурой своего народа. Имел хорошую домашнюю библиотеку, которая занимала огромный зал, в ней была представлена вся мировая классика, редкие рукописи. Отец выписывал много газет и журналов того времени. Важно отметить, что в нашей библиотеке был и первый сборник произведений Абая, изданный в Петербурге в 1909 году, «Шежіре — происхождение и история казахов и казахских ханов» — всего не перечислить. Было и многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (редактор Семенов-Тянь-Шанский), 18-й том назывался «Киргизский край» и был посвящен истории казахского народа (издан в 1903 году). Атмосфера родительского дома, круг чтения и круг общения отца оказали большое влияние на детей. В доме Мухамедхана Сейткулова бывали Абай и его ученики, Шакарим и алашординцы, писатели и издатели, акыны и артисты, здесь часто гостил с друзьями студент Семипалатинской учительской семинарии Мухтар Ауэзов».

Мухамедхан Сейткулов подвергался репрессиям и конфискации имущества несколько раз, в 1932-м вместе с отцом арестовали и 16-летнего Кайыма, однако через десять дней сына отпустили, отца освободили позже. Но они никогда не допускали мысли покинуть родную землю.

Мухамедхан Сейткулов все же разделил трагичес­кую участь алашординцев: в 1937 году его вновь арестовали, имущество конфисковали и 2 декабря 1937 года расстреляли.

Письма из Карлага

— Кайым Мухамедханов посвятил себя сохранению памяти об отце и обо всех посетителях родового дома, — продолжает воспоминания Дина Мухамедхан. — Он помнил имена и подписывал их на фотографиях, написал биографии, открывал и сохранял их произведения, боролся за реабилитацию многих имен и произведений, чего бы это ему ни стоило. Репрессии, физические и моральные пытки не сломили человека с тонкой душой поэта. В 1951-м Кайым не отказался от защищенной им диссертации и научных идей о школе учеников и последователях Абая и под пытками не подписал ничего против своего учителя Мухтара Ауэзова. За это он был осужден на 25 лет и сослан в Карлаг.

Находясь на краю пропасти, в письме из Карлага жене Фархинур и детям Кайым просил их ничего не бояться и в любой ситуации говорить только правду, чего бы это ни стоило. «Чистота моей души и совести дает мне силы и надежду, что я вернусь к вам», — писал он.

Дом Кайыма-ага

До конца дней Кайым-ага продолжал научные исследования, преподавал и поддерживал всех, кто интересовался историей и культурой своего народа, консультировал и делился редкими рукописями, уникальными историческими документами и фотографиями.

Еще в 1943 году, в возрасте 27 лет, Кайым стал автором текста Государственного гимна КазССР.

Заслуги Кайыма Мухамедханова получили высокую оценку. Он лауреат Государственной премии РК (1996), обладатель золотой медали Международной академии Абая (Лондон, 1995), первый лауреат Международной премии Абая и Международной литературной премии «Алаш» Союза писателей Казахстана (1996), лауреат премии Союза журналистов Казахстана.

Вспоминают, что дом Кайыма-ага в Семипалатинске был открыт для всех, супруга Фархинур продолжила традиции гостеприимства матери Кайыма — Макыпжамал. Непревзойденный рассказчик, он вспоминал о встречах с Жамбылом, Сатпаевым, Маргуланом, Жароковым, Хаджимуканом Мунайтпасовым, Вс. Ивановым. Люди шли сюда, чтобы узнать новое, взглянуть на портреты алашевцев, батыров и акынов, приобщиться к судьбам тех, кто еще долгое время был под запретом. Кайым Мухамедханов занимался краеведением и драматургией, руководил музеем, переводил с разных языков, сотрудничал с театрами, музеями и научными институтами, выступал на радио и телевидении, читал лекции, вел переписку с архивами и боролся за реабилитацию деятелей культуры и их произведений.

— Где отец черпал силы и находил время для всего, спросите вы, — резюмирует нашу беседу Дина Мухамедхан. — Возможно, разгадка в его откровении: «Я родился в холодный зимний день, но в моей жизни было больше ярких и солнечных дней». Чистота души и совести, память и преданность истине вели его по жизни.

Фото Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Back to top button