История

Он отдал себя без остатка служению народу

Без всякого преувеличения можно смело отмечать, что одним из самых выдающихся народных просветителей, реформаторов, лингвистов и публицистов рубежа XIX-XX столетий был Ахмет Байтурсынов. В условиях сложного, противоречивого и переходного периодов он принялся за великую миссию по пробуждению национального самосознания зарождающейся тогда казахской нации.

Учитель нации
В этом году отмечается 150-летие выдающейся личности.

На праздновании полувекового юбилея в 1923 году представители алашской и зарождающейся советской интеллигенции высоко оценили его заслуги и труды перед народом. К примеру, известный поэт и писатель Сакен Сейфуллин в статье «Ахмету Байтурсынову – пятьдесят лет» писал: «Ахмет Байтурсынов – человек образованный. Он из тех просвещенных людей, которые в свое время возвысили свой голос против царских приспешников, кто встал на защиту униженного и угнетенного народа. Ахмет был единственным среди других ученых господ, который в царские времена пренебрег карьерой и благами службы, предпочтя скитания и невзгоды, чтобы будить от векового сна народ, взывая к попранной чести. В то время как другие, получившие образование казахи спешили извлечь выгоды в толмаческой службе при уездном начальстве, губернаторах и судах, а иные и сами рвались к власти, Ахмет отдал себя без остатка служению народу».
Известные исследователи М.П. Баталов и М.С. Сильченко в своем труде «Очерки о казахском фольклоре и казахской литературе» подчеркнули его главную миссию в жизни: «Его основное направление – общественно-культурное пробуждение казахского народа».

К сожалению, только лишь приход к власти в республике в 1925 году И. Голощекина поставил жирный крест на его великом имени.

Ахмет Байтурсынов стал учителем для всей нации, дав нам, современнкиам и многим грядущим поколениям, ценное напутствие на динамичное развитие на все времена: «Чтобы не отставать от других, мы должны быть грамотными, богатыми и сильными. Чтобы быть грамотными, надо учиться. Чтобы быть богатыми, нужен профессионализм. Чтобы быть сильными, нужно единство. В этом направлении надо работать».

Становление личности
Выдающийся общественный деятель, ученый, тюрколог, реформатор языка, переводчик, публицист, педагог-просветитель Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в ауле Сарытубек Тосынской волости Тургайского уезда Тургайской области в простой скотоводческой семье. Первоначальные азы грамоты постигал, обучаясь у аульного муллы, затем родственники определили его на обучение в Тургайское двухклассное русско-казахское училище (1886-1891). В1891 году он поступил в четырехлетнюю Оренбургскую русско-киргизскую учительскую школу. После окончания учительской школы в 1895 году был направлен учебной администрацией учителем в арынгазиевскую школу, которая была открыта 13 февраля 1894 года в ауле №2 Актюбинского уезда, а позже была переведена в Бистамакскую волость Актюбинского уезда Тургайской области.

«Начиная с 1 июня 1895 г., – пишет Ахмет Байтурсынов в своей автобиографии, – служил учителем в разных местах Казахстана, в разных школах – сперва в аульных, потом в волостной и, наконец, в двухклассных».
В Бистамакской волости он поработал в 1895-1896 годах, после чего перевелся в Аулиекольскую школу Аманкарагайской волости Кустанайского уезда Тургайской области. В 1900-1902 годах Ахмет Байтурсынов преподает в Костанайском педагогическом классе, паралелльно работая учителем аульной Урунбаевской школы Мендигаринской волости.

В 1902 году Ахмет Байтурсынов стал делопроизводителем директора народных училищ Акмолинской и Семипалатинской области А.Е. Алекторова в Омске. А в 1904 году назначен заведующим и учителем русско-киргизской школы в Каркаралинске.

1 июля 1909 года Ахмет Байтурсынов задержан как подозреваемый в антиправительственной агитации и заключен в Семипалатинскую тюрьму до февраля 1910 года. В соответствии с постановлением МВД, было принято решение выслать его в административном порядке за пределы казахской степи, в Оренбург, с установлением полицейского надзора.

Литературное наследие
Ахмет Байтурсынов внес большой вклад в формирование новой казахской письменной литературы. В 1909 году вышла его первая книга «Қырық мысал» («Сорок басен»), в которой он на основе известных сюжетов басен Крылова и Абая создал целый ряд оригинальных произведений, в которых критиковал и высмеивал произвол и насилие местных колониальных властей. Одной из целей Ахмета Байтурсынова при переводе басен была пропаганда единства нации. Недаром сборник начинается с басни «Лебедь, щука и рак», критикующей отсутствие единства у казахов.

В 1911 году выходит его поэтический сборник «Маса» («Комар»), где главной идеей выступала необходимость приобщения казахского народа к передовым знаниям, построения образованного и культурного общества, способного отвечать новым вызовам. В газете «Қазақ» в статье «Главный казахский поэт» он скрупулезно анализирует влияние духовного наследия великого Абая на развитие последующей казахской культуры. Он занимался глубоким изучением идей Шокана Уалиханова, Ыбырая Алтынсарина и Абая Кунанбайулы о демократическом развитии государства.

В 1921-1922 году, когда разразился массовый голод в Казахстане, он оказался в составе республиканской комиссии по оказанию помощи голодающим.

Политическая и публицистическая деятельность
В своей политической деятельности Ахмет Байтурсынов всегда поднимал и отстаивал насущные интересы своего народа. С начала ХХ века он принимал деятельное участие в становлении национально-демократического алашского движения. Являлся одним из авторов Каркаралинской петиции 1905 года, в которой поднимались проблемы образования, свободы совести и вероисповедания, землепользования и судебной системы, необходимости выпуска национальной газеты.

Он был и блестящим публицистом. К слову, один из первых министров просвещения казахской советской автономии С. Садуакасулы в этом плане Ахмета ставил выше, чем талантливого и плодовитого в этом плане Алихана Букейхана: «Из самых выдающихся киргизских публицистов можно отметить на первом месте Байтурсынова (публицист весьма всесторонний), затем Букейханова (исключительно по политическим вопросам) и Дулатова (защитник женщин и народного образования)».

В 1913 году вместе с Алиханом Букейханом и Мыржакыпом Дулатовым выпустил первый номер газеты «Қазақ», которая до 1918 года была главной трибуной и популярным политическим, научно-литературным изданием. Ахмет Байтурсынов и Мыржакып Дулатов были соредакторами газеты «Қазақ». Некоторое время при поддержке Алихана Букейхана он наряду с издательской и редакторской деятельностью работал в Самаре в Донском земельном банке. Это была косвенная поддержка его как редактора со стороны главного агента этого банка – Алихана Букейхана.

С 1917 года Ахмет Байтурсынов активно участвовал в организации партии «Алаш», создании Алашской автнономии, входил в состав правительства Алаш-Орды, где отвечал за блок вопросов, связанных с образованием и культурой. В частности, в период с 5 по 13 декабря 1917 года он вместе с А. Букейханом, Е. Омаровым, С. Досщановым и М. Дулатовым был соорганизатором этого важного исторического съезда.
Более того, постановлением этого съезда он, как и Е. Омаров, М. Жумабаев, Б. Сарсенов, Т. Шонанов, был включен в комиссию по разработке учебников для школ зарождающей Алашской автономии.
Уже в советское время в одном из своих автобиографических данных Ахмет Байтурсынов сообщал, что ранее состоял в партии «Алаш».

После установления власти большевиков и их амнистии в отношении алашордыцев принимал деятельное участие в советском государственном и культурном строительстве.

Когда 4 апреля 1919 года советская власть объявила амнистию представителям правительства Алаш-Орды, Ахмет Байтурсынов перешел на сторону большевиков, заняв высокую должность заместителя председателя Кирревкома. Это был один из шагов национального примирения в условиях кровопролитной гражданской войны. Он внес большой вклад в дело формирования границ и территории будущей Казахской советской автономии в составе России. Безусловно, им и его окружением были учтены предложения и позиция членов правительства Алаш-Орды, апробировавшей эти вопросы при создании основ государственности. Если сегодня Костанайская область оказалась в составе Казахстана, это также была огромная заслуга Ахмета Байтурсынова, ибо тогда была велика угроза отторжения этого уезда в состав соседней Челябинской губернии. Это можно усмотреть из его письма В.И. Ленину, где он вместе с М. Сералиным четко дал аргументы в пользу сохранения уезда в составе Казахстана. Более того, он принял ряд инициатив по предоставлению реальной автономии казахам в составе власти большевиков, что видно из его предложений от 27 октября 1919 года на одном из заседаний Кирревкома: «Проявить самостоятельные действия Киргизского ревкома так, чтобы киргизы (казахи. – Авт.) ясно видели, что советская власть дала киргизскому народу действительное автономное самоуправление, а не фиктивное».

Велика заслуга общественного деятеля и в том, чтобы в руководстве центральных и местных органов власти были широко представлены и казахи, то есть он заложил основы будущей политики коренизации государственного аппарата, что видно из его письма в адрес В. Ленина от 17 апреля 1920 года: «Поставить во главе управления Киргизским краем настоящих идейных коммунистов и испытанных честных идейных работников из киргизских интеллигентов… во всех органах власти, во введении коих подлежат районы со смешанным населением, представителей угнетенной нации должно быть не менее 2/3… управление хозяйственно-экономическим учреждениями Киркрая… должно находиться в руках киргизов… создать военный округ, объединяющий Киргизию, с управлением в городе Оренбурге… гарнизоны в городах должны быть обязательно из киргизов».

В составе Кирревкома он предпринял ряд действий по созданию ревкомов в Тургайской области, созданию торгово-телеграфной службы, радиовещания, возвращению Казревкому типографии газеты «Казах».

Научно-просветительская деятельность
После себя Ахмет Байтурсынов оставил целую школу достойных учеников, которые пошли по его пути и его заветам: М. Дулатов, С. Садвокасов, М. Ауезов, С. Сейфуллин, И. Арабаев, Заки Валиди Тоган и многие другие, причем из представителей разных народов.

Ахмет Байтурсынов, как и другие лидеры алашского движения, отстаивая интересы казахского народа, занимался активной научно-просветительской деятельностью. В 1920-1921 годах в составе первого правительства советского Казахстана был первым наркомом просвещения.

С 1921 года Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики при Наркомпросе КазАССР. Под его руководством этот центр организовал работу по научному исследованию истории и культуры казахского народа, инициировал издание учебных программ и учебников для казахских школ, ходатайствовал о подготовке научно-педагогических кадров. В его работе принимали участие видные представители казахской интеллигенции: М. Дулатулы, К. Жубанов, Б. Майлин, Е. Омаров, С. Сейфуллин, Т. Шонанов и другие. В этот период созданные им учебные пособия по родной речи, иллюстрированный букварь, учебники по ликвидации безграмотности были особо востребованы. Он являлся автором первого букваря на казахском языке «Оқу құралы», написанного еще в 1912 году, но переизданного до 1925 года несколько раз. Его перу принадлежит первое учебное пособие по казахскому языку «Тiл құрал», в котором было дано определение некоторым лингвистическим понятиям, а также систематизирован синтаксис казахского языка. Ахметом Байтурсыновым также написано практическое руководство для учителей «Тiл жұмсар» и учебное пособие «Баяншы», получившие широкое применение в период ликвидации безграмотности в казахской степи.

В одном из своих воспоминаний, обозначая место языка в будущем любого государства, Ахмет Байтурсынов пророчески писал: «Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…»

А в первом номере газеты «Қазақ» за 1913 год писал: «Народ киргизский (казахский. – Авт.), с давних пор занимавший определенную территорию, жил обособленной жизнью, теперь мы видим наплыв переселенцев в Киргизской (Казахской. – Авт.) степи. Какова будет судьба наша в будущем? Для того чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке».
При этом публицист особо подчеркивал важность газеты для общества: «Газета – это глаза народа, его уши и язык. Насколько для человека нужны глаза, уши и язык, настолько газета нужна народу».
Ахмет Байтурсынов известен как крупнейший основоположник алфавита на основе арабской графики. Сегодня его алфавит до сих пор используется миллионами казахов за границей, в том числе среди казахов КНР.

Байтурсынов занимался изучением основ языкознания и методики преподавания казахского языка. В 1926 году ученым написано первое крупное исследование на казахском языке «Әдебиет танытқыш» («Основы литературоведения»), в котором дано определение истории и теории литературы, методологии, заложены основы национальной литературоведческой науки. Ученый внес достойный вклад и в изучение казахского фольклора. Им были собраны и опубликованы образцы музыкальных произведений и устного народного творчества казахского народа в отдельной книге, куда вошли оригинальное художественное произведение – сказание «Ер Сайын» (1923) и сборник «23 жоқтау» (плачи, поминальные обрядовые песни, 1926).
В 1925 году Ахмет Байтурсынов, будучи делегатом V съезда Советов Казахстана, стал инициатором возвращения казахскому народу его исторического самоназвания қазақ (казах) и переименования страны в Казахскую АССР.

В 1926 году был участником І тюркологического съезда в Баку, съезда работников народного просвещения в Казани, где неизменно поднимал вопросы развития системы образования.
Свою общественную деятельность Ахмет Байтурсынов совмещал с преподавательской деятельностью в ряде учебных заведений страны. В 1921-1928 годах он читал лекции по казахскому языку и литературе, истории и культуре в Казахском институте народного образования.

Высочайшую оценку его деятельности на поприще укрепления литературного казахского языка дал С. Садуакасов: «Огромную услугу киргизской литературе оказал Ахмет Байтурсынов, редактор газеты «Казак». Он пионер в области создания чистого киргизского языка, составил первую киргизскую азбуку и грамматику. Байтурсынов – поэт-народник и духовный учитель молодежи. Он перевел почти все басни Крылова, снабдив каждую соответствующими заключениями…»

Трагическая судьба просветителя
Советская власть не простила Ахмету Байтурсынову его алашское прошлое. В 1929 году он был арестован и приговорен к смертной казни, которую, правда, чуть позднее заменили 10 годами тюрьмы, а затем до трех лет ссылки в Архангельск. За жизнь и здоровье своего мужа боролась Бадрисафа-апа. Вот выдержки из ее письма жене советского писателя А.М. Горького Е.П. Пешковой: «Моего мужа Ахмета Байтурсынулы (казаха) 30 июня 1930 года заключили в Бутырскую тюрьму. После этого прошел почти год. От мужа писем и известий нет. Прошу вас узнать, где Ахмет Байтурсынулы. Мой адрес: город Алма-Ата, улица Нарынская, дом 83. Байтурсынова Бадрисафа. 11 января 1931 года».

В 1934 году по многочисленным ходатайствам, в том числе и при активном участии Алихана Букейхана, в связи с ухудшением состояния здоровья Ахмета Байтурсынова по его просьбе перевели в поселение Томской области, где отбывала ссылку его семья.

После Томска Ахмет вместе с женой и тремя детьми переехал в Алма-Ату. Однако в 1937 году, в период очередной волны репрессий, его снова задержали и, продержав около года в тюремных застенках, расстреляли.

Высокая миссия учителя на пути народного просвещения прослеживается в ответе Ахмета Байтурсынова на допросе в 1929 году: «Мой идеал – это повышение культурного состояния казахского народа, так как в этом залог его развития, и какая власть это сможет обеспечить, той я и буду доволен».

В очень тревожное и противоречивое время он больше предпочитал заниматься научно-исследовательской работой, чем политикой. Однако оставаться вне политики было невозможно для интеллигенции тех лет, которой время не предоставило никакого выбора в отстаивании общенародных интересов.
Ахмет Байтурсынов посмертно реабилитирован только в 1988 году. В честь него названы улицы и школы

Казахстана, институт языкознания в Алматы, университет в городе Костанае. В вузах страны ежегодно проводятся Байтурсыновские чтения.

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ, член-корреспондент НАН РК, директор Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова

Статьи по Теме

Back to top button