Культура

Опасное путешествие «В ОБРАТНО»

Нужно ли оглядываться назад, туда, где не только хорошие воспоминания, но и те, за которые до сих пор неловко и стыдно? Об этом зрителей пригласили поразмышлять на премьере спектакля «Путешествие в обратно» в Государственном академическом русском театре драмы имени М. Горького.

Режиссер Игорь СЕДИН рассказал о том, как создавался спектакль в жанре мелодрамы, повествующий о взаимоотношениях трех поколений в лице летчика Вернера, его сына Йохена и юной девочки Дафны.

— Игорь Викторович, почему в качестве литературного материала для постановки спектакля вы выбрали новеллу Э. Шмитта «Нарисуй мне самолет»?

— После того как мы в 2018 году поставили спектакль «Маленький принц», спустя несколько месяцев мне попалась книга с новеллами Э. Шмитта. Впервые познакомился с его творчеством несколько лет назад, когда прочел роман «Как я был произведением искусства». Произведения этого автора пользуются популярностью в разных странах, в том числе в Казахстане. Э. Шмитт — востребованный современный писатель. Его литературный стиль — складный, мягкий, постоянно затрагивает духовные темы. В новелле рассматриваются противоречивые взаимоотношения трех поколений. Часто между родителями и детьми возникают непонимание, конфликт поколений. Когда я прочел новеллу, сразу возникла идея поставить спектакль. Это произведение взаимодействует с тематикой «Маленького принца» Экзюпери. Персонажи характерные, энергичные, гротесковые.

Главный герой Вернер в исполнении Александра КОРЖЕНКО — человек добрый, спокойный, уравновешенный. У него есть секрет, который он хранит большую часть своей жизни.

Его сын Йохен, образ которого создал Дмитрий МАШТАКОВ, — импульсивный, взрывной, не слышащий доводов отца, обвиняет его в страшном преступлении, связанном с нацизмом.

Также в спектакле задействованы актер Максим ЯЩЕНКО в роли Лектора, молодые артисты Вадим ХАЛИКОВ, исполнивший роль Мюллера, и Елизавета ГУТЯР в роли Дафны.

— Какие параллели в спектакле вы можете провести с аллегорической сказочной повестью «Маленький принц»?

— Эта история начинается со встречи Вернера и Дафны, соседской девочки, которая привносит в жизнь главного героя новые ощущения, впечатления, заставляет сад Вернера дышать по-новому.

Вернер — творческий и духовно богатый человек, поклонник Моцарта, Шопена, Рахманинова, он увлекается культурой, любит животных, природу. Юная девочка Дафна со своим маленьким миром приходит на большую планету Вернера, где начинает учиться всему новому. Он открывает Дафне все ценности, которые живут в нем, конечно, и сам учится многим вещам у своей маленькой знакомой. Именно Дафна случайно подарила Вернеру историю «Маленького принца» Экзюпери.

Вернер находит много общего с этой историей и жизнью самого автора, Антуана де-Сент Экзюпери. Он воспринимает Экзюпери как родного брата, потому что все, что есть в нем, есть и в Вернере. Однажды, посетив лекцию о полюбившемся авторе, главный герой узнает страшную историю, после которой он
понимает, что именно он виновен в гибели Экзюпери. Осознавая свой поступок, Вернер теряет интерес к собственной жизни и не может простить себе чудовищную правду.

— Какие задачи вы поставили перед актерами?

— Попытался в спектакле придать героям этой истории характерные черты персонажей из сказки «Маленький принц»: Дафна ассоциировалась с Маленьким принцем, в Вернере я видел Летчика и Лиса. Персонаж Йохена — это тот же Король. Мюллер — это Делец, а Лектор — Географ.

Также мы попытались внести некоторые нюансы и в костюмы героев, чтобы они выглядели немного странно, я бы даже сказал, гротескно.

Хотелось бы, чтобы зритель сопереживал героям нашей истории. Мне нравится в любом произведении искать духовные составляющие, олицетворение любви, искусства, природы. Если человек этим живет, то все вокруг становится немного лучше и прекраснее. Именно это ощущение побудило меня к созданию сценографии спектакля.

Я изобразил природу как некие символы — рыб, животных, солнца, чтобы передать волшебную атмосферу сада и внутреннее состояние главного героя. В качестве музыкального сопровождения в постановке использована музыка Шостаковича, Моцарта, других авторов, лейтмотивом звучит стихотворение известного советского поэта Г. Шпаликова «По несчастью или к счастью» в исполнении Н. Губенко. Строки этого стихотворения послужили названием к нашему спектаклю — «Путешествие в обратно».

— Какие главные темы раскрываются в спектакле?

— Явны темы любви и всепрощения, надеюсь, каждый зритель откроет для себя частичку чего-то своего доброго и светлого.

НЕМНОГО О СПЕКТАКЛЕ

ВАДИМ ХАЛИКОВ, АКТЕР, ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ МЮЛЛЕРА:
— Тяжело назвать моего персонажа близким мне, так как я играл потомка фашизма. Буквально в последний день, когда мы сдавали спектакль, режиссером была сделана корректировка, и мой персонаж стал для меня более конкретным, четким. Раньше его образ изображался чуть мягче, а сейчас персонаж приобрел
твердость и жесткость.

ЕЛИЗАВЕТА ГУТЯР, АКТРИСА, ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА РОЛИ ДАФНЫ:
— Это моя первая роль в театре, было очень волнительно. Материал показался необычным. Красивые декорации, музыка помогали мне вжиться в образ девочки Дафны. Все мы родом из детства, что-то брала из своих воспоминаний, наблюдала за детьми. Я не играла конкретно восьмилетнего ребенка, а постаралась показать юность, озорство, непосредственность. Впервые работала с опытными партнерами, которые мне помогали и направляли при создании персонажа. На премьере чувствовала энергетическую отдачу зрителя, это были новые ощущения. В спектакле раскрываются взаимоотношения отцов и детей, маленькая девочка подружилась с пожилым человеком. Главная мысль, которую я открыла для себя в этой постановке, — умение прощать человеческие поступки. Как говорится в произведении, поступок остается плохим, но человек таким не становится.

ДМИТРИЙ МАШТАКОВ, АКТЕР, ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ЙОХЕНА:
— Мой персонаж Йохен — сын участника войны, который спустя 60 лет после окончания Второй мировой узнает страшную тайну, которую скрывал его отец. Для него это стало большим потрясением. До конца не разобравшись в ситуации, Йохен обвиняет отца в связи с нацизмом. До этой постановки я играл роли, которые соответствовали моему возрасту, в спектаклях «Гроза», «Ромео и Джульетта» и других. Когда режиссер Игорь Седин предложил сыграть 60-летнего мужчину, у меня загорелись глаза. Йохен —
солидный мужчина в годах со стальным характером, внутренним стержнем. Для создания образа персонажа я взял за основу старшего коллегу по цеху, народного артиста Кыргызстана Сергея МАТВЕЕВА. Вернер учит своего уже состоявшегося как личность сына находить истинную правду и не совершать скоропостижные и
необдуманные поступки.

 

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть