КультураНовости

Оркестр в театре – отдельная история

Главный дирижер симфонического оркестра Государственного академического казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева Ерлан БЕЙСЕМБАЕВ считает, что музыкальное сопровождение позволяет публике определить внутреннюю тональность спектакля. А иногда мелодии служат отправной точкой для режиссера при создании новой постановки.

– Ерлан Габитович, симфонический оркестр Государственного академического казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева сегодня выступает полноправным участником театральных представлений и готовит отдельные концертные программы. А с чего начиналась история творческого коллектива?

– На начальном этапе в театре существовал фольклорный ансамбль. В связи с новым творческим направлением через несколько лет он преобразовался в классический камерный состав. Начиная с квартета мы прошли путь до большого симфонического оркестра. Осенью у нашего творческого коллектива произошли грандиозные события в связи с переездом в новое здание театра. Безусловно, открывшиеся возможности повлияли на художественные вкусы публики. Театрализованная концертная программа создается с учетом драматургии, чтобы никто из слушателей не остался равнодушным. Тематические музыкальные вечера обычно ставятся так, чтобы возникало ощущение непрерывного сценического действия. Для этого тщательно подбирается репертуар, продумываются оформление сцены, порядок выступлений, номера. Мы совместно с режиссерами, артистами, сценографами стараемся сделать так, чтобы наши концерты не дублировались и были максимально интересными и запоминающимися. Таким образом, оркестранты подготовили более 10 оригинальных концертных программ, где произведения не повторяются. При выборе репертуара надо охватить наиболее популярные музыкальные жанры. В основном ищем оригинальные эксклюзивные аранжировки, переделываем сочинения, так сказать «наряжаем» произведение.

Многие столичные меломаны отмечают, что, действительно, на тематических музыкальных вечерах интересно и старшему, и молодому поколению. На концерты приходили молодые ребята, которые слушают современную музыку – рок, рэп, и признавались, что были просто потрясены, когда слышали знакомые композиции в исполнении оркестра. Для них это стало настоящим открытием. В самом названии «Вечер в стиле хит» заложена интрига, которая вызывает зрительский интерес. На концертах зрители вспоминают вместе с нами любимые мелодии из кинофильмов, зарубежные и казахстанские хиты последних лет. Мы знаем, что наши концерты становятся для слушателей культурным событием. Когда люди от приобщения к музыке растут духовно и преображаются, сразу улучшается настроение. Музыканты стремятся к тому, чтобы публику наполняли позитивные эмоции и положительная энергия.

– По каким принципам вы подбираете музыкальный репертуар?

– Более 20 лет мы с супругой Марал МЫРЗАКУЛОВОЙ в тандеме руководим оркестром. Планируется, что публика скоро услышит фольклорный ансамбль казахских народных инструментов, который будет направлен на то, чтобы играть не только традиционную национальную музыку, но и популярные современные зарубежные хиты. Такое сочетание кажется неожиданным. Два музыкальных коллектива в театре будут существовать не по отдельности, а все вместе. Это своего рода возвращение к истокам. Наш симфонический оркестр направлен на то, чтобы пропагандировать казахскую музыку. Теперь камерный фольклорный оркестр будет заниматься тем же – нести в массы красоту национального музыкального искусства. Оркестранты мечтают записывать в собственной звукозаписывающей студии легендарные кюи, произведения современных казахстанских композиторов в новой качественной аранжировке. Это целое направление работы, которое требует предварительной подготовки, тщательного изучения нотного материала. К сожалению, многие композиторы незаслуженно забываются, их произведения редко исполняются. Недавно мы вспомнили песни Абая «Айттым сәлем, Қаламқас» в новой аранжировке, сыграли увертюру «Радость» композитора Базарбая Жуманиязова.

– Каким образом концертная деятельность оркестрантов сочетается с драматическим искусством?

– Когда мы принимаем музыкантов на работу, то при прослушивании сразу предупреждаем, что музыкально-драматический театр предъявляет много требований. Мы не ограничиваемся исключительно концертной деятельностью, сегодня смешиваются стили, жанры, происходит синтез драматического и музыкального искусства. Наши музыканты также принимают участие в некоторых спектаклях. Может быть, кто-то из них раньше мечтал стать актером или актрисой, но в силу обстоятельств это не получилось.

Некоторым оркестрантам тоже интересно участвовать в спектаклях, чтобы получить новые знания и перенять актерский опыт. Театр – творческая среда, где можно реализовать все свои таланты. Скрипачка Маржаннур МАКИБАЕВА и виолончелистка Айша СЫРЫМБАЕВА обеспечивают музыкальное сопровождение отдельных постановок. Маржаннур выступила в роли музы в музыкальном спектакле Болата Узакова «Шамши». Актриса Жанат ЧАЙКИНА готовит премьеру моноспектакля, где музыканты – скрипачка Маржаннур Макибаева, виолончелистка Айша Сырымбаева, пианистка Дана Дженсикпаева примут участие и предстанут в новом амплуа. Тенденции современного искусства постоянно меняются, поэтому универсальные артисты становятся востребованными в профессии. Недавно мы приняли участие в международном конкурсе в Швеции, где в двух номинациях заняли Гран-при и первое место. Мы стали дважды победителями. Наши музыканты презентовали видео с несколькими яркими концертными номерами, в том числе кюй Курмангазы «Балбырауын» в современной обработке, сочинение аргентинского композитора Астора Пъяцолла «Времена года», знаменитую песню Майкла Джексона Billie Jean. Это доказывает, что оркестр способен играть разножанровую и разнообразную музыку. Мы всегда открыты для новых творческих экспериментов и готовы раскрывать актерские и вокальные таланты молодежи.

– Что помогает вам добиваться послушания среди оркестрантов?

– В составе нашего коллектива осталось несколько инструменталистов, которые работают с самого основания классического состава оркестра. Этот костяк старожилов преодолевал различные сложности на начальном этапе. Нынешний состав музыкантов наполовину значительно обновился. Многие из них выпускники Казахского национального университета искусств. Известный дирижер Евгений Колобов считал, что найти профессиональных исполнителей можно, гораздо сложнее отыскать единомышленников, которые будут преданы своему делу. Другой прославленный дирижер, Юрий Темирканов, говорил, что предпочитает работать с молодыми музыкантами, которые еще любят свою работу. Маэстро утверждал, что представители старшего поколения артистов вместе с приобретенным опытом переиграли практически все произведения, поэтому им становится неинтересно. Тем не менее, мы очень долго присматриваемся, притираемся к людям. У нас обстановка дружелюбная. Однако темп работы не все способны выдержать. Репетиции проходят два раза в день. И при подборе кадров очень важно определить, какую роль в жизни начинающих инструменталистов играет любовь к музыке. Нам нужны ответственные молодые специалисты, которые не будут ждать конца репетиции. Оркестр работает очень интенсивно, постоянно разучивает новые концертные программы. Вместе со старожилами мы пытаемся привить эти принципы работы молодежи и заразить их своими идеями. И, действительно, театр для многих становится вторым домом, куда можно прийти и подчерпнуть положительные эмоции. Они знают, что в нашем коллективе царит любовь к искусству. Я считаю, что в оркестре собрались сильные, перспективные музыканты. В нашем коллективе молодые исполнители стремятся удивлять слушателей. Им нравится работать в таком интенсивном ритме, разучивать партии, иначе они не представляют свою работу. Сегодня в составе оркестра играет свыше 60 музыкантов, но в связи с расширением набор продолжается.

– Как проходит музыкальная подготовка театральных актеров?

– Певческий талант молодых актеров раскрывается на занятиях с преподавателем по вокалу. Каждый из них обладает отличными вокальными данными. Талантливые молодые актеры с удовольствием выступают вместе с оркестром. Наряду с инструментальными произведениями Курмангазы, Абая, Нургисы Тлендиева наш коллектив исполняет хиты отечественных композиторов-песенников. Таким образом, получается гармоничный переход от прошлой эпохи к современной эстрадной музыке. Два года назад мы подготовили авторский концерт актера, композитора Олжаса Жакыпбека «Жастығым барда» и погрузились в этот музыкальный материал. В оркестровом сопровождении современные лирические песенные мелодии звучат довольно необычно и непривычно для слушателей. Перед началом карантина успели провести сольный концерт актрисы Айнур БЕРМУХАМБЕТОВОЙ. Несколько раз переделывали сценарий, чтобы все получилось идеально. Разножанровая концертная программа состояла из казахских народных песен, русских романсов, джазовых композиций, отрывков из опер и мюзиклов. Видеозапись этих концертов теперь доступна на YouТube-канале «Ел арна».

– Какие дополнительные технические возможности для творческих экспериментов артистам предоставляет новая театральная сцена, где теперь осуществляются самые грандиозные постановки?

– Наш коллектив долго ждал открытия нового здания театра «Қаллеки». Когда заложили фундамент, вся труппа была счастлива.

Наконец-то у нас появилась просторная сцена, которую нужно заполнять, и оркестровая яма. В связи с тем, что возрос статус театра, появились совсем другие масштабы. Тем не менее, выход на качественно новый уровень налагает определенную ответственность на артистов. Мы должны идти вперед и постоянно развиваться, генерировать идеи и воплощать самые смелые планы. Сцена – огромное пространство, которое завораживает, манит и дарит вдохновение музыкантам. Во время спектаклей в старом здании оркестр сидел то сбоку, то на балконе. Было тесновато, неудобно. При постановке мюзиклов «Сильва», «Летучая мышь» с режиссерами раньше обсуждался вопрос, куда посадить инструменталистов, чтобы не перекрывать актеров. В обновленном варианте на большой сцене эти спектакли засверкают новыми красками. Мы долгие годы репетировали в маленьких кабинетах и верили, что настанет этот замечательный день. Очевидно, трудности прошлого можно назвать подготовительным этапом, потому что сегодня наши творческие планы воплощаются в комфортных условиях.

Метки

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть