Интервью

ОСИ:у нас есть вопросы

Реформы в сфере ЖКХ в столице реализованы на более 70%, при этом все еще возникают споры среди жильцов многоквартирных жилых домов. Зачастую владельцы квартир и нежилых помещений забывают о существовании утвержденных требований в нормативно-правовых актах, приказов и постановлений.

В связи с этим активные жители столицы, которые создали свою саморегулируемую организацию по защите и представлению интересов председателей ОСИ и других юридических лиц, число которых уже достигает более тысячи, дали разъяснение на самые часто задаваемые воп­росы. Их комментирует президент Ассоциации собственников ЖКХ Зауреш АБДИЕВА.

– Как найти хорошего председателя ОСИ? Не все же жильцы дома согласны на эту работу, не все разбираются в тонкостях ЖКХ, да и многие заняты на постоянной работе.
– Здесь нет такого понятия – хороший председатель, плохой. Все зависит от самих жителей. Если они безучастны, будь председатель трижды хороший, его энтузиазм погаснет при встрече с безразличием со стороны жильцов дома. Председатель ОСИ – это большая работа. Она требует вовлеченности со стороны населения. Мы, например, подошли к ней с особой серьезностью, научились разбираться в документах и других тонкостях этого дела. Прошли обучение и теперь помогаем председателям соседних домов. Для всего нужно время, соседи должны быть более терпимы и не только советовать в чатах, а выходить и помогать, участвовать в собраниях.

– В НПП «Атамекен» заявляют о фактах, когда ОСИ шантажируют бизнес проверками на соответствие и судами на застройщика дома о незаконной продаже помещений. И в целом ОСИ не могут договориться с бизнесменами, арендующими или выкупившими помещения в доме. Как этот вопрос решается?
– Не надо разделять внутри жилых объектов людей на бизнес/не бизнес – мы же все собственники. Как ни крути, дом общий, трубы, свет, вода, тепло, крыша над головой одна. Нужно уметь правильно и терпеливо спрашивать и уметь правильно отвечать. Если собственники затрудняются задать вопрос, необходимо им помочь. В городском Центре ОСИ подробно разбирают суть конфликта. Конечно, есть тупиковые ситуации и по таким случаям, важно приучить обращаться собственников имущества в суд. Там их рассудят, где нужно через ходатайства могут подключить ассоциации, государственные органы, чтобы как независимая сторона экспертное сообщество озвучило свою позицию. Для осуществления защиты интересов здесь уже все придумано, либо сам учись, либо обученных юристов найми. НПП и жилищные отношения – это разные понятия в целом. Жилищные отношения – это собственники и услугодатели, зачем что-либо усложнять, все регулируется ЗРК «О жилищных отношениях» и нормативно-правовыми актами, улучшать можно. НПП принято считать как регулятор отношений между рынком и государственными структурами, защита их интересов перед государственными органами. А во взаимоотношениях двух субъектов коммерции, как НПП может выступать против? Это уже лоббирование называется, у профессионального сообщества ОСИ такое мнение теперь сложилось.

– Можно ли на одном объекте создать два органа управления или две обслуживающие организации?
– Конечно же, это сложно представить на практике. Дос­тупы в тепловые пункты едины, нужно вести журналы и исполнительную документацию, хранить ключи и нести ответственность за сохранность инженерного оборудования. Например, те же сварные краны должны соответствовать требованиям проекта, эксплуатация здания должна быть согласована со всеми собственниками, потому что за все необходимо оплачивать деньги по заключенным договорам. Опять же, есть очень важные моменты по подготовке к отопительному сезону. Сейчас, например, городские службы и районные акиматы столкнулись с увеличением нагрузки, это ведь графики, согласно которым и живут наши дома. Нас уже около 1000 предприятий, которые занимаются подготовкой домов к отопительному сезону. Не все, как мы слышим на совещаниях, гладко. Кто-то успевает, кто-то нет, а если еще к ним добавятся владельцы нежилых помещений, которые отдельно начнут подготовку к отоплению, это хаос. По нежилым помещениям действует мораторий, у них часто на территории доступы к общедомовым стоякам не предоставляются. Неплательщики в основном хозяева нежилых помещений, поэтому и счета выставляются напрямую. Кто-то платит, в основном уклоняются, и воздействий никаких. Трубы одни, инженерная система одна, сложностей и без этого в ЖКХ много.

– Почему, по вашему мнению, затормозился процесс перехода с КСК на ОСИ?
– Мы представляем позицию большинства активных ОСИ и управляющих компаний. На сегодняшний день по столице более 1000 субъектов в управлении жилыми домами, и мы считаем, что процессов торможения никаких нет.

Изначально все сроки по реформе касались деятельности КСК. Им продлили срок ликвидации как существования юридических лиц, которые с 2020 года поставлены на утрату. Население, не понимая этого, на самом деле испытывает трудности, ведь по законодательству формы КСК отсутствуют, остались юрлица в форме ОСИ либо наемные управляющие. Конечно, если жильцы хотят улучшения в доме, нужно создать ОСИ, либо дом окажется в плачевном состоянии.

Сроки ликвидации по КСК относятся, скорее всего, к государственным органам, им их и исполнять, собственники как содержали свои дома с 1997 года, так и продолжают это делать, за все оплачивают сами жильцы. Где больше услуг себе могут собственники позволить и дома большие, там одни потребности, где меньше, там другие. Нас, собственников, никоим образом сроки ликвидации КСК не касались. Для нас ОСИ – это инструмент, мы через ОСИ вернули контроль в свои руки, именно контроль за финансовым распределением средств, а сервис как работал, так и работает. Содержание и материалы расходные, конечно, подорожали, здесь уже не важно – ОСИ вы или КСК, цены в магазинах для всех одни.

– Не кажется ли вам, что госорганы как-то самоустранились в этом вопросе и весь процесс затормозился?
– Госорганы ведь понятие обширное. Давайте конкретно. Есть центральные государственные органы, а есть местные исполнительные органы.

Как было отмечено ранее, от местных исполнительных органов по столице реализация свыше 70%, остались социально уязвимые группы граждан и аварийное жилье. Это уже так сказали центральные государственные органы на официальных сайтах и брифингах. Нас, как собственников имущества, эти цифры никоим образом беспокоить не должны. Главное, чтобы был свет, тепло, в подъезде чисто и мы знали, за что платим и как это расходуется.

Государственные органы и квазигосударственный сектор – это КДС и Казцентр. Вот здесь чьи-то замечания, возможно, правильные, они действительно самоустранились, но население судит по обычным публикациям в СМИ. МИО открывает нам условия через обучение, центры оси, проводит обширные встречи. Казцентр в этот же момент утверждает, что председатель должен быть только собственником имущества. И при этом, учитывая тот факт, что наш город, где много приезжих, которые ищут работу и хотели бы взять бразды правления, центральные государственные органы пытаются ударить по рукам, что они не собственники. Население рассуждает просто и практично, в законе нет требования по председателю, и юстиция спокойно проводит регистрации с измененным типовым уставом. Зачем центральный государственный орган так поспешно вмешался в работу МИО, комментировать не будем. Со стороны чувствуется поспешность и несогласованность, требования по нормативно-правовым актам стоят ниже, чем требования по закону. Сейчас, на взгляд людей, важнее, чтобы КДС новые бюджетные программы под реформы направил, чтобы ОСИ субсидировали на ремонт фасада или крыш. Сейчас важно понять, как покрыть дорогостоящие затраты, которые люди ждут годами, и нет времени накопить деньги, все ведь течет, нам только обещают: ждите и ждите, все потом. А реформу хотят сейчас делать, у собственников нет мотивации. Сначала помогите восстановить дома, а потом требуйте их сохранять.

– Какие вы предлагаете изменения по части механизма перехода?
– Здесь особо менять ничего не нужно, по столице все хорошо. Но условия теперь пусть даст центральный государственный орган, новые бюджетные программы, именно для ОСИ. Мы, например, председатели ОСИ, уже объединились в ассоциацию и готовы учить новичков правильному ведению документации, управлению, разделить управление от сервиса. Это же удобно и прозрачно по дому. Нет мешанины, ранее, к сожалению, было все в одну кучу. Теперь легко можно иметь доступ к бухгалтерии, документация в порядке. Конечно, здесь я бы хотела подчеркнуть показательные ОСИ. Как и в любой другой сфере, везде есть участники, которые только к улучшению себя и своей деятельности идут. В этой части хотелось бы акима попросить подключить больше колледжи, так как мы это делали уже в пилоте на уровне МИО сов­местно в Центром ОСИ и могли бы продолжить масштабировать деятельность.

Статьи по Теме

Back to top button