НовостиОбщество

Особое образование для особенных детей

Депутаты городского маслихата считают, что столичные школы должны улучшать условия для обучения детей с особенными потребностями. Во время заседания маслихата депутаты выяснили, как сегодня внедряется инклюзивное образование для детей, страдающих аутизмом.

Депутат Каракат АБДЕН сообщила, что о проблеме инклюзии в столице знает не понаслышке. Она лично занимается этой темой, посещает школы, где уже имеются классы инклюзивного обучения и где еще не внедрили эту систему. По словам народной избранницы, сегодня только около 20 школ оснащены инклюзивными классами, остальные в процессе. В связи с этим она рекомендовала Управлению образования обратить внимание на эти данные и разработать новые подходы к решению этой задачи.

Впрочем, по словам руководителя Управления образования Ануара ЖАНГОЗИНА, инклюзивное образование у нас в дошкольных учреждениях и в школах развивается системно.

– Вопрос в том, что общество не готово к расширению инклюзивного образования, родители обучают своих детей в закрытых группах, но это неправильно. Наша цель – обучать детей взаимодействию с окружающими. Для этого широко применяются различные методы, – отметил Ануар Жангозин.

По его данным, сегодня в 90% школах созданы все условия для обучения детей с особенными потребностями, в 13 детских садах предусмотрены коррекционные специализированные группы, в четырех колледжах реализован проект инклюзивного образования. В организациях дополнительного образования открываются кружки и секции. Охват детей с особыми потребностями составляет 6 тысяч человек, и в управлении уверяют, что работают над тем, чтобы задействовать всех.

– Сейчас активно внедряется инструмент подушевого финансирования. Есть хорошая мотивация для того, чтобы организовать обучение детей с особыми потребностями. Ведь если в садах госзаказ на ребенка составляет 27 тысяч тенге, то на ребенка с особенными потребностями – около 50 тысяч. Это полностью покрывает питание и другие необходимые затраты. То же самое и в школах: норматив подушевого финансирования ребенка с особыми потребностями более чем в два раза выше, чем на других детей, – подчеркнул глава ведомства.

В управлении также привели статистику, которая свидетельствует о том, что количество детей, страдающих эмоционально-волевой формой – аутизмом, увеличивается. За последние три года рост составляет 3,7%. Всего зарегистрировано 784 ребенка, из которых 703 – от 3 до 18 лет.

– Более 2/3 этих детей охвачены коррекцией через специальные центры и кабинеты, которые сейчас необходимо перевести в инклюзивную форму. Например, в детском саду № 64 работают группы для детей с аутизмом. При очередном комплектовании детских садов как минимум в 10 государственных учреждениях мы планируем открыть группы для детей с аутизмом, при этом предусмотрим дополнительные штатные единицы, в том числе педагогов психологов-дефектологов, логопедов и других, – уточнили в управлении. – Ведется работа с частными садами, которые также активно поддерживают эту инициативу.

Кроме того, на базе 13 школ функционируют ресурсные кабинеты для поддержки инклюзивного обучения, в 10 ведется обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Активно сотрудничаем с НПО, открыто 13 коррекционных кабинетов с охватом 222 ребенка. Здесь работают 87 тьютеров, которые при необходимости проводят индивидуальные занятия с каждым ребенком.

На базе шести кабинетов коррекции и двух реабилитационных центров узкими специалистами – дефектологами, психологами, сурдопедагогами и другими – проводится реабилитация и социализация детей. Такие кабинеты и центры сейчас посещает 385 человек.

На базе специальной школы-интерната №1 открыт ресурсный центр, в котором около 500 детей занимаются и получают процедуры. Планируем, что дети с диагнозом «аутизм» будут охвачены дополнительным образованием.

– При этом основная проблема в том, что 668 детей с особыми потребностями стоят в очереди, в основном дошкольного возраста. Для снятия очередности планируем открыть филиалы кабинетов коррекции на базе различных школ. В феврале на базе 20-й школы создан филиал реабилитационного центра, до конца учебного года они откроются в 86-й школе и еще четыре во вновь вводимых, – пояснил Ануар Жангозин депутатам маслихата.

Народные избранники все же считают, что тему инклюзивного образования рано снимать с повестки дня, это должна быть регулярная работа.

Метки

Похожие статьи

Закрыть